О проблемах восприятия искусственным интеллектом действительности
Проблеме создания искусственного интеллекта уж «сто лет в обед». И все ограничивается созданием «машины Тьюринга», которая в итоге всего-навсего является упрощенным вариантом «китайской комнаты». Но нам нужен не болтун-собеседник, а автономный робот. И тут все еще менее радужно. Почему? Читайте дальше…
<cut text=«В настоящее время проблему искусственного интеллекта обычно сводят к моделированию нейронных связей программными методами или к алгоритмированию все возможных ситуации и ответов на них. Это попытки, на одном из уровней, скопировать природный мозг. В первом случае на элементном (нейроны и связи межу ними) уровне. Во-втором случае на инстинктивном (раздражитель-реакция; конструкция „if — then“). И для первого и для второго пути, требуются большие вычислительные мощности, которые, по мнению некоторых, могут дать только квантовые компьютеры будущего.
Мне же представляется, проблема не только в мощности. „Корень всех зол“ подобного подхода в том, что разрабатываемые системы искусственного интеллекта, это системы „реального времени“. То есть раздражитель — обработка данных — ответ. Кажется, мозг животного работает так же, но это не совсем так. Мозг достаточно развитого животного (не будем брать червей и ланцетников) работает не в „реальном времени“, а в „экстраполирующем“ режиме. В качестве реакции выдается некий предвычисленный ответ, а не мгновенная реакция.
Это обусловлено, как относительно небольшой вычислительной мощностью мозга, так и большим количеством поступающей на него сенсорной информации. Для примера возьмем кожу млекопитающего. От каждого волоска идет нерв, то есть источник информации, а сколько их тех волосков (у человека от 200000 до 1000000). И каждый чувствует не только факт прикосновения, но и силу этого прикосновения.
Плюс ко всему от момента воздействия на органы чувств, до реагирования мышц проходит достаточно много времени (десятые доли секунды) в которое решается жить организму (поймать добычу) или умереть (упустить добычу). Наш мозг (равно и мозг остальных высших животных) вынужден жить в прошлом.
Для обхода этих проблем эволюция нашла следующие решения:
1. Сигналы с органов чувств передаются не сразу в сознание. Мозг вынужден фильтровать их на уровне подсознания, доводя, таким образом, до сознания только то что „важно“.
2. Распознавание образов ведется на „трафаретном“ уровне. То есть, слегка похоже — значит оно. Чтобы еще более ускорить реагирование организма, информация видится не подробной картиной, а дискретно, упрощенными образами. Причем степень упрощения возрастает в стрессовых ситуациях. У людей это выражается в „клиповости“ восприятия и отсутствии в памяти подробностей происшествий. (С этим связана, кстати, всякая аномальщина. Человеческое сознание постоянно ищет знакомые образы и иногда их находит. Вспомнить хотя бы сфинкса с Марса)
3. Так как, предыдущих двух пунктов все равно недостаточно, мозг начинает экстраполировать (предсказывать) возможное развитие событий. Это особенно заметно у спортсменов, например волейболистов, которые отбивают мяч не потому что успели, а потому что предугадали где он будет.
У экстраполяционных систем (у человека в том числе) есть специфические недостатки. Такие системы время от времени ошибаются. Для прямоходящего андороида это не критично, подумаешь, слегка запнется, но для робота управляющего ядерным реактором это не простительно. Что дозволено Юпитеру (человеку), то не дозволено быку (автомату).
Системы искусственного интеллекта должны стать сплавом детерминического (основывающегося на пришедшей, „только что“ информации) автомата с экстраполяционным (умеющего „предсказывать“ на основе прошлой информации). Предсказывающая часть должна работать в быстро меняющихся нелинейным образом обстоятельствах (как забить гол), а детерминистская решать задачи не требующие немедленного ответа (что одеть к завтраку). Задача создания экстраполяционного автомата кажется не тривиальной, и решение ее видится только через самообучение. Но, у природы получилось же. Чем мы хуже. Вон, робомулы уже во всю по камням скачут, а могли бы, при этом, еще и песенки напевать, собственного сочинения. И создать такой автомат нужно только один раз. Под конкретные задачи он будет обучаться сам и гораздо быстрее человека.» />