Сериалы-мюзиклы: музыка как тема и как прием
Музыка в кино и сериалах может не только сопровождать визуальную картинку «за кадром».
Иногда она становится главной темой, и тогда люди в кадре начинают петь — просто потому, что это сериал про людей, которые поют. Иногда она становится приёмом — тогда герои поют не потому, что это логично, а потому, что это способ художественного высказывания или передачи идеи, которую выразить иначе было невозможно.
Как узнать «мюзикл-приём»? У героев нет никаких причин вдруг начинать петь: это не обосновано сюжетом, и музыка — не часть реальности сериала. В «мюзиклах-темах» герои поют «обоснованно» — они в бродвейской труппе, в хоре, на сцене и так далее. Это выглядит естественно и вписано в повествование.
Во многих сериалах встречаются музыкальные эпизоды. Но мы вспомним те сериалы-мюзиклы, где музыка присутствует всегда, и расскажем, почему у этого жанра сложная история.
Фото Jake Guild CC
Музыка как приём
Crazy Ex-Girlfriend (2015-настоящее время)
Чтобы получить представление о современном состоянии музыкальных, комедийных и интеллектуальных сериалов, можно посмотреть Crazy Ex-Girlfriend. Ранее никому не известный и не выбирающийся из низких рейтингов, сейчас сериал Crazy Ex-Girlfriend — обладатель оценки 98% на Rotten Tomatoes, Эмми за лучшую женскую роль в комедии и статуса жанрообразующего сериала как минимум последних десяти лет.
События первого сезона лучше всего описывает опенинг
В каждой серии по два-три музыкальных номера — в них представлены внешние и внутренние конфликты героев, сомнения и страхи, рефлексия и попытки взаимодействовать со сложной и болезненной действительностью. В одной из серий даже ветер становится поющим рассказчиком.
Песни иронично высмеивают распространенные культурные паттерны и социальные привычки. Представленные в такой форме, они лишаются всякого смысла и власти. Многие песни — вариации известных хитов из разных жанров и классических мюзиклов.
Например, песня о нелепости фразы «все мужчины/женщины одинаковые».
Музыкальные заставки каждого из трех сезонов более эффективно анализируют культурные и социальные репрезентации сумасшествия, чем некоторые научные эссе. Кроме блестящих музыкальных номеров в сериале есть отличный юмор, искренние персонажи, жизненные сюжеты и очень точное отражение многих сложностей современной жизни — проблемы матерей и детей, высшего образования после тридцати, токсичных отношений и так далее. На фоне этого бледнеют все стандартные телевизионные и киношные сюжеты про настоящую любовь.
Музыка здесь — приём, который, не оспаривая и не доказывая, показывает, насколько нелепыми могут быть вещи, которые мы считаем нормой. Почти все номера можно посмотреть на ютубе автора и главной героини сериала Рэйчел Блум.
Galavant (2015–2016)
Этот фэнтезийный комедийный ситком тоже начался с переворота привычного тропа — красавец-рыцарь спасает свою возлюбленную, похищенную злобным королём. Но всё идет не так — возлюбленная решает, что любовь переоценена и социальный лифт ей нужнее, король оказывается плохо воспитанным, но непосредственным и мягким, а рыцарь спивается.
В «Галаванте» все прекрасно знают, что находятся в сериале, постоянно шутят об этом и высмеивают собственные роли — «модельного» главного героя, его феминистки настроенную новую возлюбленную, афроамериканского спутника, которого никто не замечает.
Большой опенинг 2-го сезона, где все герои очень удивляются, что вообще получили 2-й сезон
Музыкальных номеров здесь настолько много, что «Галавант» больше похож на мета-шоу с Бродвея, чем на сериал. Музыку и песни для него написал Алан Менкен, большой бродвейский композитор с девятью «Оскарами» (это он работал над музыкой к диснеевской «Русалочке» и «Аладдину»).
В сериале появляются и приглашенные звезды (Кайли Миноуг и Странный Эл).
Blackpool (2004)
Большие британские звёзды Дэвид Моррисси и Дэвид Теннант (и множество других известных актёров) в шестисерийном детективном сериале с песнями. В центре детективного сюжета — убийство юноши в аркаде Рипли Холдена (Моррисси), которое расследует детектив Питер Карлайл (Теннант). Это столкновение характеров и отношений — герои с первого взгляда не выносят друг друга и выражают свои эмоции в перепевках песен Элвиса и других звёзд поп-сцены.
Актёров почти не заставляют петь, и музкальные номера больше напоминают lip sync-баттлы
Сериал вышел в 2004 и многим тогда показался очень странным — драматический сериал, где серьезные люди посреди важной напряженной сцены вдруг начинают петь и танцевать? Но за годы зрительские привычки изменились — сейчас этот жанр уже не кажется таким неестественным.
Музыка как тема
Чтобы понять, почему так получилось, нужно вспомнить историю жанра сериалов-мюзиклов. В середине 60-х вышел сериал про музыкальную группу, подозрительно напоминающую Битлов — The Monkees (1966–1968). Её создали специально для сериала, но в 1967 году альбомы группы продавались лучше, чем альбомы Beatles и Rolling Stones вместе взятые.
Ещё один пример — The Partridge Family (1970–1974), сериал про другую выдуманную группу. До середины 2000-х вышло меньше десяти музыкальных сериалов, и все они были нишевыми и чаще всего закрывались после одного-двух сезонов. Это были эксперименты, которые целились в узкую аудиторию. Разве что на HBO вышло несколько ставших классическими низкобюджетных музыкальных абсурдистских комедий — Tenacious D (1997–2000) и Flight of the Conchords (2007–2009). Всё изменилось, когда вышел Glee.
Glee (2009–2015)
Сериал про кучку неудачников и социальных отщепенцев, которые встретились в школьном хоре. Они пели и перепевали десятки, если не сотни хитов за сезон — всё от попа и баллад до рэпа и рока. За все годы своего существования в Glee сделали более 800 каверов и засветились десятки звезд Бродвея и сцены.
Сериал выходил на крупном телеканале Fox, рассказывал понятную большинству историю и касался важных социальных и культурных тем. Сейчас это один из первых крупных и заметных сериалов-мюзиклов. В Glee музыка — одновременно тема и приём. После второго сезона сюжеты начали становиться более безумными, а персонажи — непохожими на себя. Glee постоянно бросал «вызов общественному вкусу», из-за чего часто превращался в полный китч.
Тем не менее, не заметить и не посмотреть его было практически невозможно — именно Glee показал, что сериалы-мюзиклы могут быть большими, популярными и интересными. А ещё — что они могут быть плохими (как, в общем, и все сериалы). Это открыло дорогу современным музыкальным сериалам.
Последняя песня последнего сезона Glee — сложно представить, что первый сезон начинался всего с десятка актёров
«Империя» (2015-)
Драматический сериал о музыкальной хип-хоп-империи и семье, которая пытается её сохранить. Музыкальным продюсером сериала стал американский рэпер Timbaland. Жанр сериала больше напоминает мыльную оперу — создатели признавались, что вдохновением для «Империи» был сериал «Династия» из 80-х (мыльная опера про семью нефтяных магнатов).
Музыка — это главная тема сериала, его концептуальная рамка. Через музыку герои самовыражаются, борются за признание, а иногда и коммуницируют друг с другом. Альбом-саундтрек первого сезона Империи вырвался в чарты и продавался лучше, чем новый альбом Мадонны.
Что ещё
Кроме этих сериалов есть и другие, которые тоже рассказывают истории о музыке или с помощью музыки.
Smash (2012–2013). Сериал о постановке бродвейского мюзикла «Бомба», основанного жизни Мэрилин Монро. Сериал закрыли после второго сезона.
Steven Universe (2013-) . Мультфильм от одного из мультипликаторов и сценаристов Adventure Time Ребекки Шугар про женщин-супергероев и мальчика, который учится пользоваться своими способностями — вместе они пытаются спасти мир, понять, как жить повседневной жизнью и поют красивые и эмоциональные песни.
Flight of the Conchords (2007–2009). Реальный музыкальный комедийный дуэт Джемейна Клемента и Брета МакКензи в истории про выдуманный музыкальный комедийный дуэт. Сериал со странным юмором и странной музыкой, но достойный внимания.
О чем еще мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»: