Сергей Барышников, BigPicture: «К этому меня привело полное безденежье»
Удержать баланс между информационной и развлекательной составляющей ресурса всегда было непросто. Но именно он влияет на то, какая аудитория будет посещать сайт. А с точки зрения монетизации, хорошо бы иметь платежеспособную целевую аудиторию.
В случае с BigPicture была еще одна сложность — Сергей Барышников начинал проект даже не с нуля, а некого, скажем так, отрицательного уровня. Ни путей к отступлению, ни второй попытки у него просто не было.
Мы попросили предпринимателя поделиться своим опытом, предостеречь начинающих от ошибок, рассказать о том, как набирать в команду «своих» людей и многом другом.
Как вы пришли к созданию BigPicture?
К этому меня привело полное безденежье.
Вы начали заниматься этим для поиска дохода?
Я понимал, что наемная работа мне категорически не подходит, и нужно делать что-то свое. У меня к тому времени был некий опыт в создании и монетизации развлекательного контента, и я запустил свой проект.
Вы на старте понимали, что эта идея обладает высоким потенциалом или на первых порах это двигалось исключительно благодаря вашей воле?
BigPicture стала прибыльна уже через два месяца с момента запуска. Первым нашим рекламодателем была компания Phillips. Рекламная кампания принесла нам $100.
А через 13 месяцев мы заняли первую строчку в рейтинге блогов «Яндекса» и тем самым привлекли к себе внимание рекламодателей. Они шли к нам уверенным потоком, поэтому нам грех жаловаться на то, что у нас все развивалось ни шатко, ни валко. Наоборот это давало адекватный стимул расти, развиваться в сфере контента и так далее.
Качественный контент — это оценочная характеристика. Что важно при управлении таким проектом, чтобы он действительно стал успешным. Что делать нельзя, а что делать необязательно?
Как я уже говорил, у меня был опыт в создании и управлении ресурсами по типу «Фишки», «ЯПлакалъ» и тд. Я понимал, какие у них есть плюсы и какие минусы. Раньше аудитория у них была большая, а реклама стоила очень дешево. У рекламодателя было ощущение, что они размещаются для аудитории нынешнего «ВКонтакте» — то есть, для молодой аудитории без денег. Я же попытался уйти от стереотипов, присущих развлекательным сайтам: убрать мемы, легкие шуточки и делать контент для более взрослой аудитории — для офисного планктона. Это аудитория 25–35 лет, им надо на что-то отвлекаться во время работы. Мы им давали познавательно-развлекательный контент, который представляется в виде фотографий.
То есть, ваши денежные долги послужили триггером к тому, чтобы проект дорос до текущей стадии?
Да. Я не считаю себя каким-то выдающимся медиаменеджером, журналистом или фотографом. Сейчас BigPicture существует только потому, что у меня был стимул работать по «двадцать пять» часов в сутки и делать вопреки всему проект, который бы за короткий срок принес деньги и закрыл все мои проблемы.
Какой главный урок можно извлечь из истории развития компании к текущему моменту?
Я сторонник того, чтобы извлекать какие-то уроки, когда бизнес уже закончился. Я извлек массу уроков по своим предыдущим бизнесам. У нас с BigPicture так быстро все развивается, что я не успеваю извлекать какие-то уроки. Мне нужно держать нос по ветру и смотреть, куда движется медиа в своем нынешнем виде.
Можете назвать несколько главных ошибок или проблем, которые приходилось решать в процессе развития BigPicture?
Я скажу, какую проблему мне приходилось решать самому с собой. Когда уходишь из одного плохо закончившегося бизнеса и открываешь новый, очень важно две эти истории максимально абстрагировать друг от друга. Нужно сделать так, чтобы одна не тянула за собой другую. Можно легко сделать второй вроде как успешный бизнес, но постоянно вынимать деньги из оборота или отвлекаться на решение проблем, которые остались от первого бизнеса. В результате новый успешный бизнес может превратиться в еще больший «геморрой», чем предыдущий. Для меня было очень важно абсолютно разъединить эти две истории.
Множество людей постоянно повторяет этот путь: кто-то пишет, создает блоги, пытается собрать сообщество. Можете дать совет людям, которые вот-вот набьют себе шишек на этом пути?
Поменьше слушайте различных умников, которые вам говорят, как нужно делать правильный бизнес. Это самый главный совет. Сейчас развелось очень много различных коучей и бизнесменов, которые вам якобы объяснят, как сделать успешный бизнес за два месяца и заработать первый миллион. На самом деле, это не работает — только ваши мозги, только мотивация, упорство поможет сделать успешный бизнес.
Чем вы занимались до BigPicture?
С 1999 по 2006 год у меня был интернет-магазин телефонов. В 2006–2008 годах у меня был перерыв, я занимался развитием одного развлекательного сайта. А с 2009 года начался BigPicture.
Как вы относитесь к найму людей в стартапы? Я знаю пару ребят, которые у вас работают — они увлечённые профессионалы. Насколько это определяет то, как чувствует себя проект? У вас какие-то незыблемые правила? Какие это должны быть люди? Как вы вообще собираете команду?
Я собираю людей, с которыми можно делать не только какой-то конкретный проект (например, BigPicture), а любой проект, который был бы нам интересен. Мне не нужен просто хороший журналист или хороший фотограф. Мне нужен человек, с которым легко, который может пойти за мной в любую мою авантюру (это может казаться авантюрой на первый взгляд), который мне верит и знает, что вместе мы будем развиваться.
Мне нужны молодые и максимально разносторонние люди. Я считаю, что время просто хороших журналистов ушло. Нам нужны люди, которые могут поехать, сами снять, сами заверстать и сделать это как можно быстрее.
А если говорить про развитие бизнеса?
Мне про это сложно говорить, потому что я уже практически не занимаюсь наймом людей в коммерческий отдел, так как там есть свой директор. Он за это и отвечает. Сейчас я стараюсь максимально абстрагироваться от денежных вопросов и заниматься продуктом, дальнейшим стратегическим развитием компании.
Мне важно, чтобы человек с первого дня вписался в команду и чувствовал себя органично. Это главное. Остальному научим.
Много таких людей в Москве? Вы не испытываете нехватку таких сотрудников?
В коммерческий отдел мы ищем людей постоянно. Если к нам завтра придет человек, и мы поймем, что он «наш», мы его заберем. Хороших продажников никогда не бывает много. А в редакции все вакансии закрыты.
Как я понял из ваших слов, у вас будет какой-то следующий проект. Вы знаете, каким он будет? Или это место и время, помноженное на обстоятельства?
Все известно. Параллельно BigPicture мы развиваем коммуникационное агентство SALO. Им занимаются те же люди, которые работают в BigPicture. Часть своего времени они тратят на новый проект. SALO помогает малому и среднему бизнесу вести коммуникации в пиаре и маркетинге. Мы берем компании в облуживание на 2–3 года и за счет своих мощностей, договоренности с блогерами, креатива и экспертизы в офлайн-бизнесе мы помогаем повышать продажи и узнаваемость.
Важно, чтобы с той стороны были адекватные люди, которые понимают, что мы делаем. Мы не хотим плодить очередное агентство, в котором два человека креативят, а еще два клепают отчеты. Мы почти не делаем отчеты. Пусть клиенты смотрят у себя в 1С отчеты о росте продаж. Мы выступаем за максимальную свободу действий и максимальное доверие.