Секрет реиграбельности «Космических Рейнджеров»
Недостаток времени — одна из главных проблем современного человека. Особенно, если тот увлекается видеоиграми. Сейчас нам тяжело выделить минуту даже для новинок, что уж говорить о затёртых до дыр полюбившихся проектах из прошлого. Тем не менее, очередное перепрохождение «Космических Рейнджеров» почему-то не кажется чем-то зазорным.
Отставив хитросплетённый сюжет на второй план, разработчики из ныне упразднённой Elemental Games сделали упор на вариативном игровом процессе и проработанной вселенной, где каждый из элементов — не просто декорация или выдающий задания NPC-болванчик, а одна из единиц наполненного жизнью мира, в который хочется возвращаться всё снова и снова.
Рассуждать о теме будем по второй части дилогии, так как та, по мнению многих игроков, является улучшенными во всех аспектах первыми «Космическими Рейнджерами».
❯ Свобода выбора и исследование мира
«Космические Рейнджеры 2» начинаются с того, что игроку дают выбрать расу, характер, начальные способности, оборудование и сложность. От сделанных решений зависит начальная экипировка, количество наличных на счету и отношение других к вашему персонажу. Ему вручают космический корабль, почётно называют «рейнджером» и произносят речь о том, как важна его роль в спасении галактики от нашествия невесть откуда взявшихся разумных роботов — доминаторов. Отличие космического рейнджера от какого-нибудь военного или дипломата заключается в том, что первый волен заниматься тем, чем хочет, подчиняясь лишь самому себе. Таким образом, с первых же минут разработчики намекают, что игрок ограничен только пределами карты и рамками внутриигрового закона, который, к слову, всё ещё можно нарушить.
Вылетев в открытое космическое пространство и выполнив пару начальных заданий, задаёмся вопросом: «А что дальше?» Подзаработать курьером? Посбивать астероиды и продать минералы на рынке? Начать угрожать пролетающему мимо транспорту, чтобы тот сбросил груз? Скупить медикаменты подешевле на Земле и сдать подороже в системе Бетельгейзе? Правильный ответ — всё вышеперечисленное. От вас требуется лишь представить себя в кабине пилота космического корабля и начать строить планы на ближайшее будущее.
Деньги и репутация — две вещи, которые в мире «Космических Рейнджеров» решают всё. Снаряжение для корабля из воздуха не появится, а Коалиция не начнет переговоры, если крушить каждый встречный мирный лайнер.
Но даже при деньгах расслабляться не стоит. Кругом снуют пираты, так и норовящие поживиться за ваш счёт. Однако, даже если не повезет наткнуться на такого, возможность выбора никуда не денется: можем попытаться сбежать, открыть по нему залп со всех орудий или отдать эти несчастные кредиты.
А что, если вы сами захотели стать пиратом? Ну, первое время, скорее всего, будете спокойно опустошать трюмы несильно защищённых лайнеров и транспортных судов, пока случайно не подорвёте, например, малокский корабль. Малоки такого отношения к себе не потерпят, и в своих звёздных системах сразу проведут вас в места не столь отдалённые.
В тюрьме жизнь несладка: каждый день — борьба за выживание. Но вместе с вами кулаку правосудия подвержены и другие пилоты, которые так же хотят побыстрее оказаться на свободе. По отбытии своего срока можем дать взятку за одного из товарищей по несчастью и использовать его помощь при грабеже караванов.
Если преступная жизнь вам не по душе, то можно приобрести исследовательские зонды и обследовать неизученные планеты на наличие полезных ископаемых или артефактов, выполнять секретные правительственные задания в виде текстовых квестов или стратегий в реальном времени и спускаться в чёрные дыры, внутри которых вас будут ждать аркадные бои в гиперспространстве.
А вот когда наберетесь сил, купите стойкий корпус корабля, крутые пушки и стимуляторы для улучшенной реакции, можно отправляться на освобождение систем от доминаторских или пиратских захватчиков.
Доминаторы — не дураки, и сидеть на месте не станут. В любое время и в почти любом месте появляются эти стальные тараканы, готовые уничтожать всё, что встанет у них на пути. С пиратским кланом дело обстоит примерно так же: неожиданно нападают и давят ослабленные силы Коалиции числом. Хотя с ним, в отличие от доминаторов, всё же возможно договориться.
«Космические Рейнджеры» предоставляют широчайший спектр разнообразных занятий. Пират, торгаш, воин — каждому свой стиль игры. Если захочется расслабиться за кружкой чая, то всегда можно взять у кого-нибудь текстовой квест и почитать. Настроение быстро и стратегически помыслить? Планетарные бои в вашем распоряжении.
Такое внушительное количество разнообразных целей и методов их выполнения подстёгивает людей возвращаться назад снова и снова. Гринд и прокачка персонажа, нередко использующиеся в других проектах, в «Космических Рейнджерах» являются далеко не первостепенными способами удержания игроков. Заниматься фармом ресурсов приходится либо крайне редко, либо не приходится в принципе, а покупка нового оборудования и корпусов не надоедает с каждым новым прохождением: корабли не требуется часто менять, а рутинность нахождения лучшего снаряжения сведена к минимуму. Летим сдавать квест на Марс или обмениваем ноды доминаторов в центр рейнджеров — неважно, на любой из планет или космических станций внезапно может обнаружиться плазменный резак по душе.
Как бы мы ни старались экипироваться только в самое технологичное и продвинутое, в конечном счёте всё равно придётся включать смекалку и хитрить в борьбе с врагом, а не бездумно палить по нему из всех орудий. Лёгкая сложность, конечно, является небольшим исключением, но и на ней порой вынуждают слегка подумать.
Игра подкупает исследованием, нахождением новых тактик ведения боя, широтой выбора и обновлениями (!). За одно прохождение мало кому удастся завершить все квесты, изучить каждую незаселённую планету, испробовать в бою все виды оружия, корпусов и стратегий. Велик шанс упустить массу деталей, какими наполнена игра.
Время разработки было потрачено не на сногсшибательную графику или полный твистов сюжет, а на наполненность мира. Изучение и вариативность стояли на первом месте. Из прохождения в прохождение открывается что-нибудь новое и интересное. Ощущение того, что что-то прошло мимо тебя, и заставляет становиться рейнджером раз за разом.
❯ Влияние неигровых персонажей на восприятие игры
Неотъемлемой частью ощущения живого мира «Космических Рейнджеров» являются NPC. Разработчики всеми силами постарались сделать так, чтобы игрок считал себя частью вселенной, а не главным её элементом. Вы не единственный существующий рейнджер и далеко не самый особенный: топы рейтинговой таблицы уже давно заняты настоящими асами.
Транспортные и дипломатические корабли размеренно следуют в свои пункты назначения, военные охраняют родную систему и гражданские суда от нападок извне, рейнджеры путешествуют по галактике в поисках заработка, пираты грабят караваны, а доминаторы захватывают звёздные системы. Каждый отдельный корабль занимается исключительно своими делами. Любой подвержен риску заболеть и быть атакованным, все ищут способ заработать и поднять свою репутацию. Всякий по отдельности взятый персонаж, в том числе и вы, вносит свой вклад в изменение игрового мира — одного большого механизма, работающего за счёт юнитов-шестерёнок.
Временами даже не верится, что вокруг тебя NPC, а не живые люди. Это и есть одна из отличительных черт качественного открытого мира в «Космических Рейнджерах» — каждому игроку разработчики предоставили ощущение причастности к происходящему и позволили быть его непосредственным элементом. Вы сами должны сделать себя главным героем своей истории.
Неопределённость поведения ботов и их постоянный контакт между собой, равно как и исследование, возможность выбора и занятий, является важной составляющей реиграбельности «Космических Рейнджеров». Ведь именно NPC в большинстве своём создают различные нестандартные ситуации, задающие настроение игре. С ними можно и объединяться, и дружить, и враждовать. Будь игра наполнена бесцельно летающими и не реагирующими на контакт болванчиками, желание находиться в этом мире хотя бы пару часов в день заметно поубавилось бы.
В сухом остатке — NPC в Рейнджерах оживляют и без того полный интересностей мир, позволяя смотреть свежим взглядом на уже затертый до дыр проект.
❯ Визуальный ряд и саундтрек как причины запускать игру
Визуальная и звуковая составляющая — важнейшая часть Рейнджеров. Эстетическое наслаждение от этих двух элементов получается колоссальное, особенно, если человек был неравнодушен к космической романтике ещё до знакомства с игрой. Шикарные пейзажи мотивируют путешествовать по миру и отпечатываются в памяти, а мелодичный саундтрек позволяет вспоминать об игре даже спустя десятки лет после её выхода.
В «Космических Рейнджерах» нет каких-то определённых мест с потрясным видом: любое место в космосе выглядит завораживающе. Кто-то может подумать, что это обычные задники в виде туманностей. Однако на самом деле вселенная ощущается не как 2D-фон, а как объёмная и до ужаса бесконечная разноцветная бездна.
Музыка в Рейнджерах также неописуемо притягательна. Это не эпический оркестровый саундтрек, а на удивление простой компьютерный бит. Однако именно он лучше всего и подошёл игре и своим футуристичным звучанием идеально дополнил то, что происходит на экране.
В самом же игровом процессе эти две детали наилучшим образом синергируют со всеми другими, влияющими на реиграбельность, услаждая слух и зрение во время геймплея. Невозможно устоять перед желанием снова зайти в игру и послушать композиции Григория Семёнова на фоне космических красот.
«Космические Рейнджеры» — яркий пример игры с детально проработанным открытым миром и высочайшей реиграбельностью на уровне Heroes of Might and Magic III. Она не даёт каких-то определённых целей кроме туманной «победы над доминаторскими захватчиками», не навязывает темп, род деятельности, последовательность выполнения заданий. Каждый сам себе капитан и волен делать то, что посчитает нужным. Elemental Games даёт лишь краткое обучение и вводит в курс дела, а затем выбрасывает в широко разинутую пасть космической пустоты.
Почему всё это чувствуется единым целым, а не разрозненной кучей бессмысленных действий и странных стреляющих самолётиков? Как бы шаблонно это не прозвучало: игру просто создавали с душой. Легче всего сделать хорошо тогда, когда мотивацией выступает не заработок, а желание сотворить что-то, что будет близко твоим единомышленникам.
Рейнджеры ощущаются так, будто создавались как игра чьей-то мечты, а не развлекательный товар на продажу. Красоты открытого космоса, живой мир и море возможностей — всё это лежит в основе невероятно притягательного открытого мира. Авторы сделали не компьютерную игру, а альтернативную реальность, где нужно управлять не прописанным заранее персонажем, а вашим вторым «Я». Порой приятно не просто вспомнить, как приходилось испытывать джампер или добиваться превращения в звезду Террона, но и пережить эти мгновения заново. Основная цель заключается не в победе над главным врагом, а в приобретении чувства того, что именно вы — космический рейнджер, бороздящий просторы галактики Млечный Путь в далёком 3300-ом году.
Автор: Илья Сибирский