Сборщики Frontend и когда их применять
Привет, друзья! В этой статье мы разберем 3 самых популярных сборщика проектов для Frontend разработки. Вы узнаете их особенности, сценарии, в которых следует использовать определённый сборщик и поймете разницу между ними. Но перед тем как переходить к разбору самих сборщиков, поговорим о том, для чего эти сборщики нужны и как они упрощают нам жизнь.
Зачем нужны сборщики
В современной веб‑разработке существует масса полезных инструментов и технологий, которые упрощают нам процесс разработки и делают ее быстрой и удобной. Это могут быть:
Шаблонизаторы для HTML, чтобы разделять верстку на удобные шаблоны. Например Pug или Twig;
Препроцессоры CSS для упрощения написания стилей, такие как SASS или Less;
TypeScript, позволяющий строго типизировать данные;
Фреймворки, которые предоставляют наиболее удобные инструменты для разработки веб‑приложений и их постоянной поддержки, такие как React, Vue или Angular;
Здесь главное понимать, что ни один из этих инструментов по умолчанию не поддерживается браузером. То есть, если бы мы подключили созданные стили с использованием Sass, то это не привело бы ни к какому результату. Браузер знает только 3 основные технологии — HTML, CSS и JavaScript. Как же нам тогда скомпилировать свой код так, чтобы его понимал браузер?
Для этого каждый инструмент может предоставлять собственные методы обработки кода. Но если количество этих технологий увеличивается в одном проекте, то использовать эти методы по отдельности становится неудобно и этот процесс занимает неприлично много времени. Представим, что мы хотим создать проект, используя Pug, SCSS и TypeScript. В итоге у нас получилась бы приблизительно такая структура проекта:
/project
│── src/
│ ├── assets/ # Изображения, шрифты
│ ├── styles/ # SCSS-файлы
│ │ ├── main.scss
│ │ ├── _variables.scss
│ ├── templates/ # Pug-шаблоны
│ │ ├── index.pug
│ │ ├── layout.pug
│ ├── scripts/ # TypeScript-код
│ │ ├── main.ts
│── package.json
│── tsconfig.json # Конфигурация TypeScript
│── .eslintrc.js
И теперь, чтобы собрать проект, необходимо преобразовать весь код в обычный HTML, CSS и JavaScript. Вот как это будет выглядеть:
Компиляция Pug в HTML
npx pug src/templates/ -o dist/
Компиляция SCSS в CSS
npx sass src/styles/main.scss dist/styles.css
Компиляция TypeScript в JavaScript
npx tsc
Как видите, сборка проекта заняла собой 3 операции, а если мы захотим добавить другие инструменты, например Babel для поддержки старых браузеров и PostCSS для автопрефиксов, то команд станет вовсе 5!

Тут на помощь и приходят сборщики. Используя одну команду, мы можем скомпилировать сразу весь код, а также воспользоваться другими преимуществами, такими как локальный сервер, оптимизация кода и ресурсов, разные режимы сборки для разработки и продакшн.
Теперь, когда мы поняли насколько полезны могут быть сборщики, разберем их более подробно по отдельности.
Webpack. Мощный и гибкий
Тройку наших лидеров открывает Webpack. Он был создан в 2012 году немецким разработчиком Тобиасом Коппером.
Основная его цель — эффективное управление зависимостями и модулями в проектах на JavaScript, а также их оптимизация для использования в браузере. На тот момент существовало множество инструментов, но Webpack предложил революционный подход к сборке, основанный на графе зависимостей.
Особенности сборщика
Гибкость конфигурации
Возможность тонкой настройки через файл‑конфиг, включая поддержку различных загрузчиков и плагинов является главной особенностью сборщика.Tree Shaking
Удаляет неиспользуемый код, тем самым оптимизируя его.Поддержка различных типов файлов
Позволяет импортировать не только JavaScript, но и CSS, изображения, шрифты и другие ресурсы, используя загрузчики (лоадеры).Локальный сервер и HMR (Hot Module Replacement)
Позволяет обновлять модули в браузере динамически без полной перезагрузки страницы, что ускоряет процесс разработки.Оптимизация ресурсов
Позволяет минимизировать JavaScript, CSS, изображения и другие ресурсы для ускорения загрузки.
В каких проектах использовать?
Поскольку мы можем очень гибко настраивать нашу сборку, то и на создание её файла‑конфига может уходить немалое количество времени. Поэтому Webpack точно не подойдет для малых сайтов и веб‑приложений, для которых не планируется долговременная поддержка (Только если вы не хотите потренироваться в написании сборки). Давайте теперь взглянем на то, когда следует использовать Webpack:
Средние и крупные сайты и веб‑приложения с большим количеством модулей и сложной логикой, где важно эффективно управлять зависимостями и ресурсами.
Проекты с использованием JS‑фреймворков (React, Vue, Angular), так как Webpack интегрируется с их экосистемами и обеспечивает удобную разработку.
Мультистраничные сайты и веб‑приложения (MPA), где важно эффективно организовать код‑сплиттинг, оптимизировать загрузку страниц и минимизировать дублирование кода.
Пример сборки
Рассмотрим пример сборки на Webpack для следующего стэка: Pug, SCSS, TypeScript.
После установки необходимых зависимостей мы получим примерно такую структуру проекта:
/project
│── /src # Код, с которым мы работаем
│ ├── /images
│ ├── /styles
│ │ ├── main.scss
│ ├── /scripts
│ │ ├── main.ts
│ ├── /templates
│ │ ├── index.pug
│ ├── index.pug
│── /dist # Здесь будет лежать сборка
│── .gitignore
│── package.json
│── tsconfig.json
│── webpack.config.js # Основной конфигурационный файл
│── webpack.dev.js # Дополнительный настройки для разработки
│── webpack.prod.js # Дополнительный настройки для продакшн
В основном конфигурационном файле будут находится общие настройки и для разработки, и для продакшн:
// webpack.config.js
const path = require("path");
const HtmlWebpackPlugin = require("html-webpack-plugin");
const MiniCssExtractPlugin = require("mini-css-extract-plugin");
module.exports = {
// Точка входа. Главный скрипт, куда импортируются все модули
entry: "./src/scripts/main.ts",
// Файл, который получится после сборки
output: {
filename: "bundle.js",
path: path.resolve(__dirname, "dist"),
clean: true,
},
// Лоадеры для обработки ресурсов разных форматов (.pug, .scss, .ts и т.д.)
module: {
rules: [
{
test: /\.pug$/,
use: ["pug-loader"],
},
{
test: /\.scss$/,
use: [MiniCssExtractPlugin.loader, "css-loader", "sass-loader"],
},
{
test: /\.ts$/,
use: "ts-loader",
exclude: /node_modules/,
},
{
test: /\.(png|jpg|jpeg|gif|svg)$/,
type: "asset",
generator: {
filename: "images/[name][ext]",
},
},
],
},
// Позволяет импортировать файлы, без указания их формата
resolve: {
extensions: [".ts", ".js"],
},
// Плагины для обработки CSS и генерации HTML
plugins: [
new MiniCssExtractPlugin({ filename: "styles.css" }),
new HtmlWebpackPlugin({
template: "./src/index.pug",
}),
],
};
Теперь зададим параметры сборки для удобной разработки:
const { merge } = require("webpack-merge");
const common = require("./webpack.config");
// Совмещаем общую конфигурация с новой и подключаем локальный сервер
module.exports = merge(common({ production: false }), {
mode: "development",
devtool: "source-map",
devServer: {
static: "./dist",
hot: true,
open: true,
},
});
Уже сейчас мы можем приступить к разработке, и сборка не будет занимать большое количество времени из‑за того, что мы не оптимизируем изображения и не минифицируем код в dev‑конфиге.
Осталось создать сборку для публикации нашего проекта в Интернете, максимально оптимизировав изображения и код:
const { merge } = require("webpack-merge");
const common = require("./webpack.config");
const ImageMinimizerPlugin = require("image-minimizer-webpack-plugin");
const CssMinimizerPlugin = require("css-minimizer-webpack-plugin");
const TerserPlugin = require("terser-webpack-plugin");
module.exports = merge(common({ production: true }), {
mode: "production",
optimization: {
minimize: true,
minimizer: [
new TerserPlugin(), // Минификация JS
new CssMinimizerPlugin(), // Минификация CSS
],
},
// Оптимизация изображений
plugins: [
new ImageMinimizerPlugin({
minimizer: {
implementation: ImageMinimizerPlugin.squooshMinify,
},
}),
],
});
Сборка полностью готова! Чтобы ее запустить в нужном режиме достаточно добавить 2 скрипта в package.json
:
"scripts": {
"dev": "webpack serve --config webpack.dev.js",
"build": "webpack --config webpack.prod.js"
}
Vite. Быстрый и современный
Следующим в нашем списке идёт Vite — один из новейших сборщиков, созданный в 2020 году Эваном Ю, который также является автором фреймворка Vue.js.
Vite был разработан как более быстрая и удобная альтернатива традиционным сборщикам. Он решает главную проблему Webpack — долгую инициализацию сборки — благодаря использованию ES‑модулей в браузере и молниеносной дев‑сборки на основе native ESM.
Особенности сборщика
Мгновенный запуск сервера
Благодаря использованию нативных ES‑модулей, Vite не требует полной предварительной сборки проекта — браузер загружает только то, что нужно, и именно тогда, когда нужно.Упрощённая конфигурация
Из коробки работает с TypeScript, CSS, Vue, React и другими технологиями. В большинстве случаев не требует сложной настройки, но при этом поддерживает расширение через плагины.Быстрая горячая перезагрузка (HMR)
Обновления при сохранении файлов практически мгновенны — даже в больших проектах, что делает разработку максимально комфортной.Оптимизированная сборка
В режиме продакшн Vite использует Rollup под капотом для финальной сборки, что позволяет получить оптимизированный и минимизированный код.
В каких проектах использовать?
Vite идеально подходит для большинства современных проектов. Его стоит выбрать в следующих случаях:
Малые и средние проекты, где важна скорость старта.
Проекты на Vue, React, Svelte и других фреймворках, так как Vite официально поддерживает их через плагины и позволяет начать работу с минимальной настройкой конфигурации.
SPA и MPA, где важны быстрые dev‑сборки и эффективная оптимизация при продакшне.
Пример сборки
Возьмем тот же самый стэк технологий, как и в Webpack: Pug, SCSS, TypeScript.
После установки зависимостей структура проекта будет следующей:
project/
├── src/
│ ├── index.pug
│ ├── main.ts
│ └── styles.scss
├── vite.config.ts # Конфигурационный файл
├── tsconfig.json
└── package.json
Конфигурационный файл будет следующим:
import { defineConfig } from 'vite'
import pugPlugin from 'vite-plugin-pug'
import path from 'path'
export default defineConfig({
root: 'src',
// Настройки сборки для production
build: {
outDir: '../dist',
emptyOutDir: true,
},
// Плагины
plugins: [pugPlugin()],
// Настраиваем алиасы для более удобных импортов
resolve: {
alias: {
'@': path.resolve(__dirname, './src'),
},
},
// Настройки для работы с препроцессорами CSS
css: {
preprocessorOptions: {
scss: {
additionalData: `@import "@/styles/variables.scss";`
}
}
}
})
Как можно заметить, сборка Vite занимает значительно меньше времени и настроек, по сравнению с Webpack, осталось лишь добавить npm‑скрипты:
"scripts": {
"dev": "vite",
"build": "vite build",
"preview": "vite preview"
}
Parcel. Простой и удобный
Завершает тройку лидеров Parcel — сборщик, появившийся в 2017 году благодаря разработчику Девону Гомесу. Его главная идея — «zero config», то есть работа без необходимости настройки: просто укажи входной файл, и Parcel сам разберётся, что и как собирать.
Особенности сборщика
Минимум настроек
Parcel не требует конфигурации для большинства задач — поддержка TypeScript, JSX, CSS, изображений, JSON и многих других форматов включена по умолчанию.Встроенный дев‑сервер и HMR
Parcel запускает локальный сервер и отображает любые изменения при изменении кода.Кеширование и многопоточность
Parcel использует умное кеширование и сборку в несколько потоков, что значительно ускоряет процесс сборки даже в крупных проектах.Упрощённая работа с окружениями
Parcel автоматически различает режимы разработки и продакшена без ручной настройки.
В каких проектах использовать?
Parcel будет отличным выбором, если нужно запустить проект как можно быстрее и не затрачивать сил на создание конфигурации сборки. Он подойдёт для следующих проектов:
Малые и средние проектов, где нет сложных требований к сборке.
Обучение, особенно если вы только начинаете и не хотите сразу погружаться в тонкости конфигов сборки.
Пример сборки
Воссоздадим сборку все для того же стека, что и в других сборщиках: Pug, SCSS, TypeScript. Сначала создадим базовую структуру проекта:
project/
├── src/
│ ├── index.pug
│ ├── main.ts
│ └── styles.scss
├── package.json
└── .parcelrc
Теперь необходимо создать конфигурационный файл сборки, в котором мы только подключим плагин для обработки .pug
файлов, т.к. все остальные технологии Parcel поддерживает из коробки и установит необходимые плагины автоматически:
{
"extends": "@parcel/config-default",
"transformers": {
"*.pug": ["@parcel/transformer-pug"]
}
}
Осталось лишь добавить npm‑скрипты для запуска сборки:
"scripts": {
"dev": "parcel src/index.pug",
"build": "parcel build src/index.pug"
}
Итог
Увидев все сборщики в работе, можем подвести итоговую таблицу:
Характеристика | Webpack | Vite | Parcel |
Скорость разработки | Средняя | Очень высокая | Высокая |
Конфигурация | Гибкая, но требует времени | Простая, часто «из коробки | Почти не требуется, zero config |
Поддержка плагинов | Огромное количество плагинов | Большое количество плагинов | Ограничена, но многое встроено |
Подходит для | Крупных проектов | Малых/средних проектов, SPA, | Малых/средних проектов, обучения |
Надеюсь, что информация этой статьи помогла обобщить информацию о сборщиках и Вы точно будете знать, какой сборщик выбрать для своего проекта.
При желании узнать больше о мире Фронтенд‑разработки можете посетить мою группу Вконтакте с обучающими видео и другими полезными материалами — https://vk.com/sanwed