Самые популярные бесплатные движки для разработки игр
В январе я участвовала в своем первом геймджеме — Global Game Jam 2022, в Стамбуле. На джеме все участники писали игры на движках — ибо надо быстро. Игровой движок — это физика, рендеринг, скрипты, искусственный интеллект. Создавать игру с нуля или пользоваться движком — вопрос вкуса. Вон, Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы писать на нем игру.
Я обратила внимание, что большинство студентов использовали либо Unity либо GameMaker. Сама я питаю нежные чувства к Construct, но на нем всего одна команда делала игру. Я решила поискать альтернативу для себя, заодно запилила подборку бесплатных движков для начинающих (а может и продолжающих) игроделов.
Еще я веду канал в Telegram GameDEVils (на русском) и блог на Substack (на английском), делюсь там клевыми материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр).
Популярные движки Steam и itch.io
Вот статистика, игры на каких движках выкладывают в Steam:
Топ-11 движков в Steam:
- Unity (27148)
- Unreal (6869)
- GameMaker: Studio (2806)
- RPGMaker (1938)
- Ren’Py (1235)
- XNA (572)
- Adobe AIR (398)
- Godot (384)
- Cocos2d (326)
- MonoGame (280)
- Construct (201)
И на каких движках чаще публикуют на itch.io:
Топ-11 движков на itch.io:
- Unity (82 000)
- Construct (18 300)
- GameMaker: Studio (12 100)
- Godot (8 640)
- Twine (7 800)
- Unreal Engine (4 800)
- Bitsy (4 800)
- RPG Maker (4 500)(не бесплатно, но есть триалка)
- PICO-8 (4 200)($15)
- Ren’Py (3 100)
- LÖVE (1 500)
На Unity разработали много игр, прям МНОГО. Вот ссылочка на Википедию. Unity поддерживается на iOS, Android, Windows Phone, Tizen и Fire OS.
Если оборот или объем привлеченных инвестиций не превышает $100 тыс. за последние 12 месяцев, то можно пользоваться бесплатной подпиской Personal.
Про Unity на Хабре:
Игровой движок от компании Epic Games, тоже очень популярный, вот список игр из Википедии.
Unreal Engine бесплатный аж с 2015 года. Но разработчики игр должны передавать 5% от выручки с продаж игры компании Epic Games, если ежеквартальная выручка превышает $3000. 13 мая 2020 года Epic Games подняли порог выручки бесплатного использования до $1 000 000.
Про Unreal на Хабре:
Интерфейс Game Maker объединяет в себе редакторы спрайтов, объектов, комнат, скриптов, а также тайм-лайнов (последовательностей действий с привязкой по времени), путей (маршрутов) движения и констант. Летом 2021 года YoYo Games сделали беплатный доступ без ограничений по времени. Изначально они выдавали триалку только на месяц, для знакомства. Правда экспортировать на бесплатной версии можно разве что на GXC.
За базовую подписку CREATOR (≈ 80 руб./мес.) появляется экспорт для Windows, macOS и Linux. За INDIE (≈ 260 руб./мес.) появляется экспорт для HTML5 и мобилки.
Проблема GameMaker, и других движков типа «наведи и щелкни» в том, что разработчики более ограничены. С другой стороны, GameMaker популярен, потому что позволяет создать игру без предварительных навыков программирования.
Про GameMaker на Хабре:
Открытый кроссплатформенный 2D и 3D игровой движок под лицензией MIT, который разрабатывается сообществом Godot Engine Community. Среда разработки запускается в Linux, BSD, macOS и Windows. Godot поддерживает GDScript (свой собственный язык), C++ и C#. Плюс есть еще средство для создания привязок к другим языкам — GDNative. Сообщество поддерживает Rust, Nim, JavaScript, Haskell, Clojure, Swift и D.
Про Godot на Хабре:
Крос-платформенный опенсорсный фрейворк для разработки игр и приложений, преимущественно для мобилки с лицензией MIT. Cocos2d-x развертывается в iOS, Android, HTML5, Windows и Mac.
Фреймворк поддерживает создание 2D и 3D игр, предоставляет такие функции, такие как рендеринг графики, графический интерфейс, аудио, сеть, физика, пользовательский ввод и т.д. Ядро написано на C++ и поддерживает разработку на C++, Lua или JavaScript. У фрейворка есть множество ответвлений: Cocos2d-ObjC, Cocos2d-x, Cocos2d-html5 и Cocos2d-XNA.
Про Cocos2d на Хабре:
Ноу-код движок для создания 2D игр. Запускается в браузере, работает из десктопа офлайн. Движок не дает большой гибкости, как GameMaker, и также дружелюбен к новичкам без технического бэкграунда + на ютубе выложена куча туториалов.
Есть бесплатная версия Construct, основное ограничение — 2 слоя и максимум 25 «событий» (если авторизоваться, то 50 «событий») в проекте. За события считается любое действие / поведение объекта. Но чтобы попробовать, и даже собрать элементарный платформер — хватает. Персональная лицензия стоит около $5.
Платформа для интерактивного сторителлинга и визуальных новелл, бесплатная, с бесплатной публичной лицензией (GPL).
Чтобы создать простенький сторителлинг с помощью Twine, код писать не нужно. Но можно. Можно дополнить свои истории с за счет переменных, условной логики, изображений, CSS и JavaScript.
Про Twine на Хабре:
Кроссплатформенный движок (Windows, OS X, Linux, QNX, Android) от компании Adobe, которая пару лет назад передала на нее права компании HARMAN. Этот движок можно использовать бесплатно, если вы зарабатываете менее 50 тысяч долларов в год. Движок все еще популярен в Steam, от части из-за адаптаций браузерных игр на Flash.
На Хабре про AIR:
Опенсорсный движок для создания визуальных новелл в 2D-графике с бесплатным коммерческим использованием.
Про Ren’Py на Хабре:
Крошечный онлайн редактор для мини-игр. Это какой-то супер-милый проект и милым сайтом. Разработчик выкладывает логи проекта на itch.io. И там же можно поиграть в игры, сделанные с помощью Bitsy движка.
Фреймворк для создания 2D игр на Lua. Он бесплатный, с открытым исходным кодом и работает на Windows, Mac OS X, Linux, Android и iOS. Лицензия zlib, позволяет свободное использовать движок даже в коммерческих проектах с закрытыми исходниками.
Про LÖVE на Хабре:
Microsoft еще лет 10 назад сказали, что не будут больше выпускать обновления для Microsoft XNA Game Studio. У этой платформу есть приемник — проект MonoGame, представляющий собой кроссплатформенную open-source реализацию XNA с дополнительными возможностями. MonoGame позволяют разрабатывать под Windows, Mac OS, Linux, iOS, Android, PS4, PSVita, Xbox One и Nintendo Switch. Язык разработки игр — C#.
НЕбесплатные движки с itch.io и Steam
PICO-8
Это игровая консоль, которая имитирует ограниченные графические и звуковые возможности 8-битных систем 1980-х годов. Можно единоразово приобрести за $15.
RPG Maker
Это серия движком для создания РПГ, точнее JRPG, японских ролевых игр. Для RPG Maker тоже нет бесплатной подписки, но есть пробная триалка. Менять скрипты под себя можно на Ruby-подобном языке. RPG Maker поддерживает только Windows. В Stem он лежит для разовой покупки от 500 до 3000 рублей, в зависимости от продукта, там есть несколько «комплектаций».
Больше бесплатных движков
Вот бонусом еще 11 бесплатных вариантов движков:
1. Amazon Lumberyard
Бесплатный кросс-платформенный игровой движок, разработанный Amazon. Визуальная технология Lumberyard основана на CryEngine, но команда разработчиков Amazon уже внесла в систему значительные обновления. Роялти нет, лицензионных сборов нет. Amazon зарабатывает деньги через Amazon Web Service. Естественно, у этого игрового движка прекрасная совместимости с AWS. Помимо бесшовной интеграции с AWS, Lumberyard также предлагает интеграцию с Twitch.
Про Amazon Lumberyard на Хабре:
2. Solar2D (бывший Corona SDK)
Кросплатформенный движок с открытым исходным кодом для создания мобильных 2D-игр и приложений. Поддерживает такие платформы, как Android, iOS, Kindle, macOS, Windows, Linux. Предусмотрена сборка веб-приложений (HTML5). Solar 2D использует интегрированный Lua, наложенный поверх C++ / OpenGL.
Про Solar2D на Хабре:
3. jMonkeyEngine
Движок с открытым исходным кодом, написанный на Java для создания игр и приложений для Android или iOS. Точнее jMonkeyEngine — это набор библиотек для низкоуровневой разработки, а в высокоуровневый инструментарий его превращает интегрированная среда разработки, к примеру jMonkeyEngine 3 SDK.
Про jMonkeyEngine на Хабре:
4. SpriteKit
Это движок для 2-D игр, разработанный Apple и предназначенный для устройств Apple.
Про SpriteKit на Хабре:
5. Box2D
Физический движок от разработчика из Blizzard Entertainment, написан на C++, лицензия MIT.
Про Box2D на Хабре:
6. LibGDX
Кросплатформенная среда разработки на Java, которая предоставляет унифицированный API для создания 2D- и 3D-игр. LibGDX дружит с движком Box2D (физика реального мира), можно добавить поддержку TrueType шрифтов или работать с 3D объектами.
А еще коммьюнити LibGDX проводит геймджемы раз в сезон (март, июнь, сентябрь, декабрь), вот ссылочка на подробную информацию: Game Jams.
Про LibGDX на Хабре:
7. Urho3D
Бесплатный 2D и 3D игровой движок, запускается на Windows, Linux, macOS/iOS/tvOS, Android, и даже на Raspberry Pi и в браузере. Вики Urho3D содержит всю инфу для начала работы с движком, включая практические руководства по настройке.
Про Urho3D на Хабре:
8. CryEngine
Если вы использовали версию движка 5.5+ и заработали 5000$, то придется выплачивать 5% от прибыли. Если вы используете более ранние версии, то можете подать заявку на освобождение от выплат.
Про CryEngine на Хабре:
9. Panda 3D
Движок с открытым исходным кодом для 3D-игр. Язык разработки игр — Python. Сам движок написан на C++ и использует автоматический wrapper-генератор для предоставления полной функциональности движка в интерфейсе Python. Panda 3D может работать практически на всех основных платформах.
10. Bitty
Небольшой кроссплатформенный движок и опенсорсный фреймворк для создания 2D-игр на Lua…
11. Phaser
HTML5-опенсорсный движок для тех, кому хочется писать JavaScript or TypeScript браузерные 2D игры. Для начала работы с движком создатель предлагает просто начать вносить свои правки в уже существующие общедоступные игры и смотреть, что из этого получается. Плюс есть форум, где чувачки из комьюнити активно отвечают.
Кстати, про геймджем по-турецки скоро отдельный пост запилю. Вот пока моя фотка во время джема:
(Это я в шапочке, честное слово)
Еще про игры:
Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).