Samsung Gear VR: впечатления после месяца использования
Привет Geektimes.
Тема «виртуальной реальности» интересовала меня весьма давно. Давным-давно, когда доллар был еще по 26руб, даже были куплены 3D-очки за целых 12 тыс, дающие разрешение аж в 640×480, но ничего кроме Quake в 3D тогда так и не заработало, и идея была отложена на много лет. Затем в продаже появились Occulus Rift, а потом и HTC Vive, но все это и дорого и громозко, да и требует мощного ПК.
Затем, при апгрейде смартфона возникла идея обратить внимание на Samsung Galaxy — помимо неплохих характеристик, они штатно поддерживают использование шлема Samsung Gear VR.
Что из этого получилось, подробности под катом.
Технология
Идея использования Samsung Gear VR показалась заманчивой по целому ряду причин:
— Сам смартфон Samsung штатно ставится в шлем Samsung и используется как экран. Идея в целом не нова, но Samsung довели ее практически до совершенства — шлем подключается к телефону по USB, датчики телефона полностью интегрируются в «виртуальное пространство», позволяя вертеть головой, смотреть в разные стороны и пр. В комплекте также есть пульт-указка, которую можно использовать в программах. Сбоку еще есть USB-вывод для подзарядки смартфона прямо в шлеме, но он ни разу не пригодился, батареи и так хватает с запасом.
— Хорошая реализация VR-пространства: «личный кабинет», магазин приложений сделанный Samsung вместе с Occulus.
— Отсутствие необходимости апгрейда ПК и отсутствие необходимости соединительных кабелей — шлем со вставленным смартфоном полностью автономен, можно сесть там где удобно, на диване, в кресле и пр.
— Цена: сам шлем стоит порядка 100Евро, что вполне доступно для «попробовать», и не сильно обременит семейный бюджет (кстати, смартфон Galaxy S8 обошелся со скидкой в Медиамаркт в 550Евро, что вполне нормально для смартов такой ценовой категории).
Впрочем, перейдем к практике.
Использование
При первом включении шлема система попросит доустановить софт, после чего человек попадает в личный »3D-кабинет». Выглядит это примерно так (картинка со стороннего источника, сделать картинку из очков затруднительно):
Первое впечатление: это реально работает. Полноценная 3д-картинка, можно крутить головой, все меняется плавно и синхронно с движением головы. Инженерам Samsung удалось сделать качественную работу датчиков — в своем предыдущем телефоне я как-то пробовал использовать программу-планетарий, которую надо было наводить на небо — изображение постоянно дергалось, перемещалось не туда, часто выдалавась ошибка «компас не откалиброван», здесь ничего такого нет, все четко и плавно.
Сам «кабинет» дает практически стандартные возможности, как в любом магазине приложений — Top free, Top paid, анонсы каких-то новостей, видеоролики и пр. Интересующую программу можно купить/скачать прямо из магазина, не снимая шлем (для подтверждения покупок нужно ввести пин-код). В общем, в плане VR-окружения, программистами сделана хорошая работа — полностью забываешь, что это телефон, а не отдельный VR-шлем.
Кстати о картинке, разрешение экрана смартфона составляет 2960×1440, соответственно при использовании стерео оно уменьшается как минимум вдвое. Можно грубо предположить, что эффективное разрешение в VR где-то 1280×1280 (картинка в шлеме круглая). Это конечно не retina, с другой стороны, не так и мало — до сих пор много планшетов имеют сопоставимое разрешение, и его вполне достаточно. Реально можно сказать, что пикселы видны если вглядываться, а так, во время просмотра они совершенно не мешают.
В общем, с технической точки зрения, к Samsung VR претензий нет. С доступностью софта все чуть сложнее.
Контент
Список доступного VR-софта можно посмотреть на странице www.oculus.com/experiences/gear-vr. Желающие могут полистать самостоятельно, я расскажу лишь свои впечатления.
Документальные фильмы
В целом — это реально круто. Ощущение «погружения» совсем другое, чем при просмотре обычного кино. Причина наверно проста — задействовано больше органов чувств, плюс картинка 360 градусов, и в отличие от ТВ, можно крутить головой и смотреть то, что самому интересно.
Помимо фильмов, есть похожие по стилю программы, например «посещение национального парка в США», где можно перемещаться между точками, смотреть по сторонам, слушать аудио-аннотации и пр. Это вроде и не фильм, в то же время и не игра, так что не знаю, к какому жанру лучше отнести.
Минус впрочем, один — такого 360-градусного контента в хорошем качестве пока очень мало. Есть короткие ролики на несколько минут (типа «полет в стратосферу»), есть несколько фильмов от BBC, есть несколько платных фильмов, в общем и все. В принципе, контент постоянно обновляется, так что используя шлем раз в неделю, вполне можно посмотреть что-то новое. Но выбор действительно невелик. Понятно, что съемка фильмов панорамными камерами — это совсем новый жанр в кинематографии, и пока что мало студий это реально используют. Но имхо, за этим будущее, т.к. зрительские впечатления действительно гораздо сильнее. По субъективному восприятию, ощущение после просмотра VR-фильма (в стиле «я там был») реально несопоставимо с просмотром того же видео на обычном ТВ.
Обучающие программы
Опять же, это реально круто. «Висеть» в космосе и видеть поверхность Солнца или Юпитера в 3D, сделать «путешествие внутрь клетки» человеческого тела, и рассматривать всякие там лейкоциты и эритроциты — это надо видеть.
Да кстати, я забыл написать, что и софта и фильмов на русском нет от слова «совсем»? Пример ролика The Body VR в обычном, не VR-формате:
Тем, у кого нет проблем с просмотром такого видео, будет что посмотреть, для желающих русскоязычного контента все более грустно. Где-то из 20 разных программ, только в одной была возможность в настройках выбрать русский язык.
Концерты и выступления
Тоже весьма интересный для VR-жанр. Посмотреть выступление например, Cirque du Soleil в 360-градусном формате, это весьма интересно.
Но контента, опять же, относительно немного.
Игры
Я не любитель игр смартфонного качества, так что тут ничего посоветовать не могу. Скриншоты игр вызывают воспоминания об эпохе где-то между Intel486 и Celeron900, играть в такое сейчас желания как-то нет.
Я не знаю, ограничения ли это самого смартфона (все-таки Samsung S8 довольно-таки мощный аппарат), или просто качество игр такое, т.к. их делают инди-любители «на коленке», но что есть то есть. Может есть и хорошие игры, не знаю, я не любитель игр в целом. Оставлю обзоры игр более профессиональным обзорщикам, чем я.
Недостатки
Главных пожалуй, три:
— Угол обзора. На рекламных картинках и обзорах оно выглядит примерно так:
В реальности оно выглядит где-то так, и напоминает просмотр через трубу или узкий капюшон от зимней куртки:
Это в принципе, не мешает при просмотре, но конечно, в перспективе хотелось бы большего.
— Контент, точнее его отсутствие. Это и минус для пользователей, но и плюс для разработчиков — есть новый и незанятый рынок, на который можно «запрыгнуть» прямо сейчас.
— Неудобство ношения. Где-то через 1–2 часа все-таки устает голова, в этом плане «традиционный» телевизор таки имеет свои преимущества. К тому же, фильм в VR не получится смотреть вдвоем или всей семьей. Но все же стоит повторить, что по уровню восприятия шлем значительно превосходит ТВ.
— Невысокая вычислительная мощность. Вряд ли это недостаток, и так понятно что смартфон не даст такого качества графики как GTX1060 c Core i7. Для просмотра VR-видео мощности смартфона хватает, качество игр, конечно, более ограниченно.
Заключение
В целом можно сказать, что за VR — определенно будущее и кино и мультимедиа. Это совершенно другой опыт и ощущения от использования, и в будущем такие штуки будут однозначно в каждом доме, как сейчас планшет или смартфон. Естественно, VR не заменит телевизор или планшет, но вполне удачно его дополнит.
Стоит ли покупать Gear VR прямо сейчас? Для тех кто хочет попробовать что-то новое, но готов смириться с отсутствием русскоязычного ПО (понятно что Россия — не целевой рынок для таких штук) и небольшим количеством контента в целом — вполне стоит. Для остальных, лучше подождать еще несколько лет, пока рынок более-менее стабилизируется.