Самое главное в конференции это…
Всем привет! Я главный редактор блога Онтико на Хабре. Меня зовут Роман Бурак. Немного пришёл в себя после участия в подготовке и проведении HighLoad++ 2023 и хочу поделиться впечатлениями. Именно ощущениями, никакой рекламы мероприятия, докладов и всего прочего. Расскажу, в какой момент я понял, для чего на самом деле ездил на конференцию. Ведь посмотреть и послушать доклады можно дома, у экрана ноутбука или телевизора, так зачем же тогда тратить время, нервы и деньги. Об этом, собственно, и речь.
Я работаю на удалёнке, поэтому редко куда-то езжу в будни. Но из-за рекордного количества участников конференции (3750 только посетителей), меня попросили помочь и подстраховать со стендом Онтико. Поэтому пришлось встать в 5:30 утра в понедельник и, попив кофе, уйти в метель.
Утро 27 ноября, 1-й день конференции HighLoad++ 2023 — cнегопад, пробки и недосып
Я пробирался через бесконечные пробки, думая, откуда столько людей в транспорте в такую рань и почему они все не спят. А ещё больше о том, зачем я согласился тащиться непонятно куда (ни разу не был в Сколково). Твердил себе, что незаменимых людей не бывает, и без меня бы прекрасно справились, сонно рассматривая бескрайние сугробы. Пришлось пройти квест от московского метрополитена и РЖД, чтобы разобраться, как войти, куда идти, а потом — как оттуда выйти. Потом померзнуть несколько минут в ожидании трансфера и, наконец, доехать до Кампуса Сколково.
В общем, всего-навсего через 2,5 часа я был на месте.
«Это Москва, брат! Здесь всегда пробки и, несмотря на нормальную инфраструктуру, хрен куда доберешься,» — повторял я себе, сонно оглядывая суетящихся вокруг людей. Они в режиме экстремального дедлайна доделывали свои стенды, носили какие-то коробки и раскладывали мерч. Очень, очень, очень много мерча. От значков до гигантских слонов и уток. Немного удивившись обилию плюшевой фауны, я окончательно проснулся, почувствовав висящий в воздухе аромат кофе и выпечки. Кейтеринг тоже метался от подсобных помещений к столам, расставляя на них свои несметные запасы съестного. Зацепив кофеёчек, я по табличкам нашёл штаб Онтико и поднялся на второй этаж Кампуса Сколково. Который больше похож на лабиринт Минотавра, чем на площадку для конференций. Мне еще предстояло познакомиться со многими коллегами.
На конференции были свои музыканты
Чтобы было понятно, небольшое отступление. Пандемия не только отправила всех на удалёнку. Она здорово изменила привычные бизнес-процессы и заставила выработать новые. А ещё многие разъехались по другим странам и городам. Не только из-за последних событий. Наверное, просто почувствовали, что надо пользоваться моментом, ведь другого может уже не представиться. Поэтому наши сотрудники разбросаны по всей стране и даже миру. И собираемся в живую мы слишком редко, в основном общаясь по Зуму и Телеграму. Поэтому большая конференция — всегда отличный повод познакомиться поближе. И не только со своими коллегами, а еще и с коллегами из других компаний.
Мне в чате написали, что нужно записать на флешку пару картинок и видео, чтобы запустить на экране на стенде. Ноута у меня с собой не было, usb-переходник на флешку я тоже взять не догадался, поэтому пришлось просить коллег. Так оказалось, что я общался в телеграме даже с теми, кого не узнал в живую. Поулыбались, пообнимались, и я пошёл на стенд. По дороге ещё раз выпил кофе в тщетной попытке окончательно проснуться. Поболтал с ребятами на раздаче и пошёл дальше.
Забегая вперёд, за те два дня я выпил столько кофе, сколько не выпил за предыдущий месяц. К счастью, сердце не выскочило и продолжает исправно служить.
Очень-очень-очень много кофе
На стенде меня ждали две молоденькие девчонки, которые отнеслись к моему появлению несколько настороженно. Они уже не первый раз участвовали в конференции и неплохо справлялись с обязанностями раздачи мерча за прохождение квиза, регистрации в соцсетях или просто улыбку. Поэтому не очень понимали, зачем я там нужен. Не иначе, для карательно-контролирующих функций. Сомнения, правда, быстро рассеялись. Я всё-таки приехал помогать и помогал. Мы раздавали значки и наклейки за искренние улыбки посетителей, и скажу вам, что образ хмурого, неразговорчивого, необщительного айтишника сильно преувеличен. Может быть, когда-то так и было, но теперь всё совсем не так. Хотя некоторые СМИ и передачи продолжают эксплуатировать образ грузного, очень неприятного человека в свитере (ещё и вечно потного) как образ статистического айтишника. Вы и сами прекрасно знаете, что всё по-другому. Что современные айтишники — яркие, необычные, может быть, даже своеобразные, но неизменно интересные.
В общем, целый день я восстанавливал нарушенные процессы: не работает квиз — чиним, нужно поменять заставку на экране — меняем, пора готовиться к интервью участников конференции — готовимся. Доставал со склада мерч, когда закончились запасы на стенде, и постоянно общался с кучей народа. На своем стенде, на других стендах, на раздаче еды, на площадках, где проводили обучение, мастер-классы или просто трансляции из залов, в курилке и даже в туалете. Везде люди улыбались и прикалывались (даже в туалете). Было как-то легко и очень просто заговорить с любым встречным — что-то попросить, что-то предложить или показать. Как я уже говорил, Кампус Сколково — довольно специфическая площадка, все помещения расположены по кругу и сориентироваться порой довольно сложно. У меня, например, была стойкая ассоциация с большущей головкой дырявого сыра. Наверное, потому, что я его очень люблю. Из-за сложности внутренней логистики постоянно приходилось провожать посетителей, чтобы не заблудились и добрались туда, куда им нужно.
Утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки, утки…
Было очень много забавных встреч. У меня есть один автор, который проверяет и дорабатывает свою статья уже целый год. Я постоянно пишу ему в телегу один и тот же вопрос: «Ну когда уже случится чудо!». А он мне каждый раз обещает, что уже совсем скоро. Так мы и играли в эту игру месяц за месяцем. Незадолго до конференции я в очередной раз напомнил ему про статью и между делом спросил, не приедет ли он на HighLoad. Оказалось, что приедет. Тогда я в шутку сказал, чтобы заходил на наш стенд, отведу его в укромный уголок и буду бить. Посмеялись и забыли. Как я уже говорил, общаемся удалённо, и узнать человека в лицо довольно сложно. Поэтому, когда ко мне подошёл всклокоченный бородатый парень, чтобы уточнить, как найти наш второй стенд с блокнотами и тезисниками, я не сразу признал в нём моего горе-автора. Понял, что это он, только когда прочитал фамилию на бейджике. Он тоже прочитал мою и, театрально повесив голову, пробормотал: «Блин». А я сказал: «Ну пойдем, буду бить!».
Естественно, никто никого не бил. Мы поболтали, обговорили сроки, в которые я получу проверенную статью, и разошлись. Он обещал сдать всё до нового года, а в качестве стимула для самого себя пообещал, что если не сдаст статью в обещанный срок, ставит бутылку хорошего односолодового.
Событий было очень много. Они перемешались и превратились в бесконечный калейдоскоп ярких впечатлений, над которым летали огромные плюшевые утки. Они стали отличительной особенностью дня и, казалось, были повсюду. Мы подружились с девчонками со стенда. Они перестали видеть во мне контролёра, расслабились и даже обняли на прощанье. За тот день я ещё успел пообниматься с коллегами из Яндекса, VK, X5, билайн и Positive Technologies. А уж сколько осталось не обнятых или, правильнее сказать, не объятых. Со многими получилось познакомиться, обговорить какие-то тонкие моменты или просто поржать. Потусить на автопати, посмотреть вручение премии, которое не было похоже ни на одну премию, которую мне довелось видеть, и даже одним глазком глянуть на министра Минцифры России, который посетил мероприятие. Не хватило сил только на караоке. Всё-таки ещё как-то надо было добраться до дома и довезти своё бренное тело и полученные впечатления.
Уставший как собака, но заряженный и довольный, я доехал на МЦД до станции «Белорусская» чтобы пересесть на метро. Вышел на платформу и обнаружил, что турникеты выключены. А значит, приложить карточку на выход — не получится. Хотя по громкой связи всю дорогу сообщали, что это надо обязательно сделать, чтобы ее не заблокировали. Я обошел половину вокзала, но никто не хотел мне помогать и даже разговаривать. Все вокруг, видимо, кроме меня, очень сильно устали и больше напоминали тех самых пресловутых хмурых, неразговорчивых, необщительных айтишников в старых кофтах из мемов. И тогда я понял, что конференция в Сколково, откуда я возвращался — это совсем другой мир, в котором всегда можно рассчитывать на внимание, поддержку и просто добрые слова, которых нам так часто не хватает в жизни. Что это и есть то самое сообщество, о котором так любят говорить на митапах. Что именно там людям приходят в голову новые прорывные идеи. Что там они чувствуют себя нужными и востребованными.
От этих мыслей моё упавшее настроение начало подниматься. Я всё-таки нашёл, где приложить карточку, чтобы её не заблокировали, спустился в метро и увидел далеко внизу парня, который тащил большую плюшевую утку, из тех, что попадались на глаза весь день. И тогда я понял, что конференция это просто концентрат, а наши люди — они везде.
Это, правда, фотография с окончания второго дня, но она очень сюда подходит. Если что, я крайний справа, снизу (без волос)))