«Сам себе лейбл, сам себе стример»: кто осуществил эту задумку и продолжает развитие
Обсуждаем проект кооператива Catalytic Sound, состоящего из трех десятков композиторов. Его команда запустила свой стриминговый сервис и делится с коллегами половиной выручки с продаж. Для музыкальной индустрии это — уникальный и весьма интересный пример.
Фотография: Bruno Araujo. Источник: Unsplash.comПродавай все сам
Во взаимоотношениях и взаиморасчетах музыкантов, стриминговых платформ, лейблов и дистрибуторов хватает проблем. По большей части они сконцентрированы вокруг финансовой модели, реализованной на стороне онлайн-площадок и классических муз.организаций. Она либо предусматривает выплаты в зависимости от доли стримов в «общем котле», либо существенную комиссию за транзакции с точечных продаж альбомов и треков. В итоге масса музыкантов получает очень и очень скромное вознаграждение и выражает недовольство, а стримеры зарабатывают неплохие деньги для акционеров и регулярно отчитываются об этом.
Дистрибуторы и лейблы, в свою очередь, окончательно теряют самостоятельность. Их основную массу уже взяли под свое крыло мейджоры — крупнейшие международные структуры, которые контролируют большую часть музыкального рынка. Для них это — вопрос коммерческого интереса и возврата инвестиций, вложенных в сделки по приобретению контроля над такими организациями. Поэтому говорить о каких-либо послаблениях и снижении комиссий не приходится. Лейблы и дистрибуторы вынуждены переходить на сервисную модель: не только удерживать часть доходов авторов и исполнителей за помощь в распространении треков по многочисленным онлайн-витринам и стриминговым сервисам, но и брать фиксированные взносы за сотрудничество в рамках года и отдельную плату за дополнительные услуги.
В такой обстановке все большее число музыкантов задумываются о том, как обойти все эти сложности стороной и сохранить за собой основную долю прибыли с реализации альбомов и треков. Кто-то сам выпускает пластинки — сперва продает их на концертах и в клубах, а потом загружает на стриминговые платформы для расширения органического охвата аудитории. Другие идут дальше и уже продают специальные бандлы и права на музыку в NFT-формате, принимая заказы в том числе и на собственных сайтах. Третьи — просто-напросто запускают нишевые аналоги Спотифай и Эппл мьюзик.
Контроль в миниатюре
Без лейбла и взаимодействия с платформами действительно можно обойтись. Однако такой подход потребует намного более усердной работы по продвижению своего творчества. Соревноваться придется с теми, кому помогают алгоритмы и менеджеры не только музыкальных площадок, но и лейблов-партнеров. Помимо маркетинга на плечи автора ляжет дистрибуция, юридические вопросы, поиск решений для обработки транзакций и другие формальности. Но в случае благополучного решения этих задач и успешной работы с необходимыми инструментами мало что сможет помешать такому музыканту или группе запустить свой лейбл или начать стримить музыку коллег и сторонних авторов с помощью своей площадки.
Фотография: Omid Armin. Источник: Unsplash.comПо такому принципу развивается проект кооператива Catalytic Sound. Его команда разрабатывает платформу, учитывающую потребности независимых авторов и применяет потенциально более выгодную для них модель выплат: треть ежемесячной выручки, поступающей от подписчиков, уходит на покрытие расходов организации, а остальную сумму распределяют между музыкантами. При этом 450 долларов [единоразово] выплачивают тому, кто публикует в том или ином месяце эксклюзивный релиз, подготовленный специально для этой площадки.
Жизнеспособность такого подхода во многом обеспечена тем, что лейблы, на которых вышли первые записи, опубликованные после этого на Catalytic, просто-напросто отказались от выручки и позволили распределять ее исключительно между площадкой и авторами треков. Основатель проекта Кен Вандермарк говорит, что даже с учетом этого его команда работает практически «в ноль» — деньги поступают менее чем от пары сотен поклонников проекта на Patreon.
Атмосфера творчества
Площадка предлагает слушателям библиотеку из 100–150 альбомов, которые со временем варьируют в зависимости от предпочтений кураторов и аудитории. Найти популярную музыку здесь не получится — мейджоры не отказались бы от роялти, генерируемых звездами индустрии и не разрешили бы так просто пользоваться контентом известных исполнителей. Но относиться к сервису как к нишевой подборке, где постоянно появляется что-то интересное, а новинки подбирает и рекомендует не алгоритм, а живые люди — вполне можно.
Основатели говорят, что даже собираются выпустить специальный гайд для тех, кто хотел бы запустить что-то подобное. Посмотрим, станет ли их инициатива альтернативой стриминговым продуктам монополистов, на которых все чаще жалуются авторы и исполнители.
Что еще почитать по этой теме у нас на Хабре и в Мире Hi-Fi: