Рынок BI (business intelligence) в России
Давайте попробуем начать разбирать тему рынка Аналитических платформ в России. Есть ли он, насколько сильно отстает от топ 3 из Гартнера и когда наступит светлое будущее BI для пользователя. В этом посте напишу тезисно, то, что я наблюдаю сейчас и какие проблемы вижу. Дальше буду развивать тему более детально.
Рынок есть, просто он сильно трансформировался. По сути мы сейчас живем в неком искусственном водоеме, где больше нет хищной рыбы. И можно спокойно себе расти в этих тепличных условиях. Есть время до конца 2024 года, когда крупные клиенты должны определиться с переходом на отечественный софт. Начинать делать сейчас свой BI на мой взгляд уже поздно, бум покупки «лишь бы чего, а то завтра аналитики не будет» прошел, и клиенты выбирают платформу уже взвешенно и обдуманно.
Кто живет на этом рынке? Есть старички, которые начали пилить свой софт давно и уже несколько раз зашли в тупик, при этом получили несколько платформ, назвав их красивым словом, кто-то свой язык сделал, что без бутылки не разберешься. Кто-то решил взяться за все направления в BI и сделал такой космолет, что внедрять его может теперь только он сам, убив партнерскую сеть. Есть новаторы, которые знают, что делают и идут по пути наименьшего сопротивления, копируя топовые платформы и лучшие фичи. Делают продукт максимально похожим на топ 3 из Гартнера, полностью на разрешенном софте. Есть опенсорсники, такой классический старый подход лучших практик — +100500 отчетов из коробки для вашей отрасли, но не факт что все вам нужно. Такой Oracle BOBJ на апаче из коробки. Есть дата ленз мини BI для масс, когда экселя мало, а полноценный BI сложно и дорого.
Есть еще корпорации и независимые вендоры. Первые делают на сдачу от продаж свой продукт для себя и может быть для рынка, но особо не переживают, полетит или нет. При этом за основу берут тот же опенсорс. Есть вендоры, идущие тяжелым правильным путем к своей цели. Кто-то занимается только BI, кто-то идет шире со своей экосистемой и рекламирует на каждом столбе свои продукты, кто-то просто идет по знакомству, потому что давно на рынке. У всех у них свой путь и мы будем его наблюдать ближайшие 2–3 года. Останутся только сильнейшие.
Есть китайцы, которые начали делать копирование раньше наших ребят и ушли пока что дальше. Но гос компании их смотреть не будут, поэтому они играют на коммерческом рынке. Есть сложности с переводом, как Али-экспресс в свое время. Но есть большое стремление работать на российском рынке. Здесь либо государство поможет нашим ребятам и поставит какие-то пороги для китайских коллег, либо будет конкуренция, что в долгосрочной перспективе намного полезнее для местных пользователей.
Существует система рейтингов. Она также зародилась параллельно с уходом Западных игроков. Чтобы читатель понимал, не бывает независимых рейтингов! Везде есть коммерческая составляющая в той или иной мере. Кто-то делает рейтинги, параллельно являясь владельцем ИТ компании, кто-то делает рейтинги и проводит платные коммерческие мероприятия, продавая места под стенды и слоты под выступления. Кто-то создает сообщества и тоже пытается создать свою систему оценки продуктов. Единственным независимым игроком на поле рейтингов может быть государство, но до этого пока не дошло, видимо, задача не в фокусе. Да, и решаться она скорее всего будет путем привлечения тех же мастеров составления списков лидеров и аутсайдеров. Тот же известный Гартнер берет деньги в большом объеме за попадание в свой квадрант. Более-менее интересная площадка это G2, где идет сбор отзывов о продуктах и на основе этих открытых отзывов строится оценка вендора. При этом они это делают постоянно, а не раз в год в виде большого отчета.
А что случилось с армией экспертов по западным решениям? Часть уехали из страны по известным причинам, кто остался (а среди моих знакомых это большинство), разошлись по вендорам и интеграторам. В этом есть огромный плюс для сообщества и для пользователей, эти люди накопили огромный опыт и были свидетелями успеха компаний которые сейчас лидируют в отрасли глобально. Свой опыт они передают теперь внутри интеграторов и вендоров, строят рабочие процессы, создают реальные дорожные карты продуктов, обучают персонал и даже начинают выводить отечественный софт на международные рынки. А это уже начало другой игры, глобальной и не в аквариуме. Будем также с интересом следить за этими ребятами и пожелаем им успеха!
Что происходит с системой образования и евангелизмом? Не все задумываются о необходимости подготовки кадров и работы со студентами и школьниками. У кого-то просто нет ресурсов на это, все уходит на разработку софта. А кто-то просто не держит это направление в фокусе. Отсюда возникает вопрос, а как вы будете развиваться без сообщества? Да, есть открытые группы в телеграмм, которые кстати тоже на коммерции построены, что вполне нормально для рынка. Есть бесплатные курсы и академии у некоторых игроков. Но системную работу ведут единицы на самом деле. Видел успехи в этом направлении только у PIX и Visiology. Первые копируют ушедший Qlik, вторые Power BI. Ребята, которые на рынке давно (с их слов конечно) почему то работу в этом направлении вообще не ведут или она какая то незаметная партизанская.
Отдельно про open source. Он бесплатный в кавычках, все кто продают решения на нем прекрасно знают, что реальная совокупная стоимость владения высокая. Поэтому нельзя считать американский apache superset, который non profit, решением от всех проблем. Везде должен быть баланс, на любой платформе можно сделать хорошее решение для конкретного клиента. Но решение должно быть поддерживаемым и работать в концепции self service, иначе клиент будет ждать релизы кварталами и питаться завтраками от вендора. Если будет вендор, который на базе бесплатного софта сделает коммерческое решение и будет способен его поддерживать, то потенциально он может занять достойное место среди BI поставщиков. Пока таких, к сожалению, не видно, а все что запускается на рынок под видом BI пока выглядит слабовато, особенно когда пишут в своих дорожных картах про ETL в каком-то далеком будущем. То есть по сути клиент опять будет получать какой то стэк технологий под одной этикеткой, run sap часть вторая получается.
Хочу отдельно поговорить про Enterprise ready решения. Думаю со мной согласятся коллеги, пока на рынке их нет. Идет процесс гонки продуктов и борьбы отделов маркетинга между собой. В реальности первые такие продукты мы увидим не раньше конца 2024 года, где будут проработаны все аспекты аналитической платформы от безопасности и параллельной загрузки данных с возможностью инкрементальной загрузки до умных помощников и полноценных внутренних языков написания формул. Сейчас все покупки делаются на вере в того или иного поставщика, как только появится полноценный Энтерпрайз игрок, начнется второй передел рынка. Мы это наблюдали уже с приходом Qlik Tableau в РФ и безоговорочной капитуляцией Мега вендоров перед ними. И если кому то интересно мое мнение, то выиграет тот, кто повторит путь этих платформ в самые короткие сроки, сделав при этом переход на свою технологию практически незаметным.
Поскольку затронул тему импортозамещения, напишу об этом тоже. Первое и самое трудоемкое во внедрении любого BI это создание модели данных, написание Etl скриптов, оптимизация загрузок, предрасчеты и прочие манипуляции с данными. Как правило это до 50% трудозатрат на проекте, без учета того, что везде данные грязные как бы их не чистили. Обратите внимание на тех игроков, кто научился экономить эти затраты при миграции на их платформу. Создание объектов внутри готового приложения с моделью данных вещь красивая и эффектная, но это всего лишь 30% трудозатрат. Ну и конечно нужно понимать какой язык используется внутри для написания скриптов и формул. Есть продукты на своем придуманном языке по написанию формул, зачем изобретали свою Вселенную непонятно. Все уже придумали давно, бери, копируй, применяй.
В целом, считаю, что у Наших разработчиков есть большое будущее, но нужно немного подождать. Не стесняйтесь делать пилоты, требовать бесплатное обучение, участвуйте в мероприятиях вендоров: конференции, семинары, хакатоны. Обязательно посмотрите на внутреннюю команду экспертов в самом вендоре и партнере. И наберитесь терпения на ближайшие полгода, и да, вам придется понизить свои запросы к отечественным BI платформам.