Российский рынок дронов ожидает значительный рост в 2016 году

653e978e1f40f5eb4a2bfc323dbfa115.jpg

Сегодня мы поговорим о рынке дронов-беспилотников, затронем тенденции, и обрисуем общую специфику российского рынка потребительских БПЛА. В последнее время на нём происходят поистине тектонические подвижки. Это связано как с общей ситуацией на потребительском рынке, так и с одновременным резким ростом внимания потребителей и властей конкретно к этой категории гаджетов. Дроны регулярно становятся героями новостей и обзоров — как серьёзных, так и комичных. И тренд роста популярности летающих дронов, скорее всего, будет актуален весь 2016 год. Даже несмотря на экономический кризис. Среди пользователей дронов всё меньше профессионалов — тех, кто зарабатывает на жизнь аэрофото- и аэровидеосъёмкой, диагностикой высотных объектов и так далее. И всё больше обычных рядовых покупателей, кто приобретает недорогие коптеры исключительно ради развлечения. Некоторые особенно «прозорливые» предприниматели индустрии развлечений уже осознали этот тренд и поняли, что мода на коллективные игры с коптерами — это новый вектор роста их отрасли, отрасли энтертейнмента. Развлекательные дроны всё чаще приобретают для использования в аттракционах, тимбилдинге и ивент-индустрии, для оформления развлекательных зон торговых комплексов, в образовательных целях. Иными словами, именно развлекательный функционал становится всё более и более востребованным в беспилотных летательных аппаратах.

3f04cd2033520e0e23453da466375117.jpg


Профессиональный дрон может стоить десятки тысяч долларов

Сегодняшние дроны можно условно поделить на несколько типов — исходя из их конструкции, а также возможностей и сферы применения. Дроны, прежде всего, классифицируются по количеству винтов: монокоптеры (один винт), квадрокоптеры (четыре), гексакоптеры (шесть), октакоптеры (восемь).

Второй вариант деления беспилотников на классы — по сфере применения. Есть специализированные машины, создающиеся конкретно под заказчика, под его конкретные узкие задачи. Например, дроны для военных и спасателей. Такие машины могут стоить миллионы и даже десятки миллионов рублей. Продажи таких машин растут, но их общая доля в штучном выражении не превышает 3% рынка. И динамика роста здесь существенно слабее, чем у других категорий беспилотников.

Если говорить о массово и серийно выпускаемых дронах с универсальной функциональностью, то среди них есть полупрофессиональные модели с максимальным набором современных технологий и средним ценником в районе $1000-$3000 — вроде изделий китайской корпорации DJI. Они могут использоваться для решения задач вроде аэрофотосъёмки, наблюдения за спортивными мероприятиями, репортажной видеосъёмки и пр.

Существуют также полупрофессиональные беспилотники с несколько обрезанной (по сравнению с профессиональным сегментом) функциональностью и средней ценой около 25–40 тысяч рублей. Например, модели французской компании Parrot.

Наконец, существуют совсем простые, любительские дроны ценой от 2 до 10 тысяч рублей. Это уже скорее игрушки, нежели инструменты для решения каких-то профессиональных задач. Перед такими моделями стоят в основном развлекательные цели. Бюджетные модели популярных брендов Syma или Hubsan по цене порой даже доступнее игрушечных радиоправляемых вертолётов, при том, что предлагают более интересный функционал — возможность воздушной видеосъемки и выполнения разных трюков (сальто и т.п.).

2f60a47e9397241b9e3e90482960a63c.jpg


Началось всё с самодельных квадрокоптеров…

Ещё несколько лет назад (до оформления рынка дронов в отдельную товарную категорию серийно и массово производимых гаджетов) практически единственным шансом получить в своё распоряжение беспилотник было собрать его самому, или заказать сборку у профессионалов. Разумеется, назвать это рынком в полном смысле слова было нельзя — скорее хобби для любителей-одиночек, либо профессионалов высокого класса, таких как кинооператоры. Но примерно в 2012 году наметился поворот — на дроны обратили внимание крупные производители радиоуправляемых моделей из Китая и США. Кроме того, в потребительский сегмент начали выходить компании, ранее занимавшиеся профессиональными БПЛА узкого назначения. Та же южнокорейская компания Byrobot, выпускающая развлекательные боевые дроны с ценником до $100, была основана инженерами, ранее создававшими в НИИ KITECH (Korea Institute of Industrial Technology) специализированные беспилотники для военных, спасателей и медиков Южной Кореи.

Точных данных по объему российского рынка дронов пока нет — по той причине, что этот рынок пока относительно небольшой, и аналитические агентства не спешат его «обсчитывать». Кроме того, подсчёт усложнен тем, что крупная федеральная сетевая розница в массе своей пока дронами не торгует — в лучшем случае, такие устройства предлагаются очень узким ассортиментом (2–3 модели) где-то на дальних полках (или только на сайте). Но чаще всего в ассортименте больших магазинов дронов нет вообще. Торгуют коптерами в основном интернет-магазины и специализированные торговые точки. В общем, приведенные ниже данные — это скорее выкладки-оценки участников рынка, их мнение, нежели абсолютно точная, выверенная и перепроверенная со всех сторон аналитическая статистика.

В 2014 году объём российского рынка дронов составил, по разным оценкам, от 20 до 40 тысяч штук, в денежном выражении это 400–500 млн рублей. В 2015 году, несмотря на экономический кризис и стагнацию практически всех сегментов рынка портативной электроники, сегмент дронов в России продолжил расти. Причём прямо-таки рекордными темпами — где-то в 3–5 раз: до 120–200 тысяч в штуках и от 800 млн до 1 млрд 300 млн рублей в деньгах.

Можно констатировать, что 2015 год стал взрывным для российского рынка беспилотников, так как дроны впервые превратились в «товар массового потребления». Причины такого резкого роста спроса просты: если в 2014 году на рынке были в основном профессиональные и полупрофессиональные устройства со средней ценой в 25–30 тысяч рублей, то в 2015 средняя цена приобретённого дрона упала до 7–10 тысяч рублей. В продаже появились дешёвые и легкие в управлении дроны. Последний момент особенно важен, поскольку ещё в прошлом году популяризации дронов мешали именно особенности управления ими — недорогие (а порой и даже достаточно дорогие, в районе 25–30 тысяч рублей) беспилотники неважно летали и требовали продолжительного обучения и специальных навыков пилотирования.

В 2015 на рынке появилось много новых брендов, которые делают упор именно на бюджетные устройства.

92e475d20659fbbcdc87173628330a56.jpg


Квадрокоптер российского зонтичного бренда DEXP

При этом важно отметить, что, в отличие от ситуации с ридерами и теми же планшетами, российские локальные зонтичные бренды (всякие Texet, Explay, Prestigio) пока практически не проявляют себя на рынке дронов. Из всех «зонтичников» разве что владивостокский DEXP (аффилированный с торговой сетью DNS) представил свои беспилотники — пару моделей (дорогую и дешевую). Да и то в виде эксперимента, не вкладывая особенных усилий в продвижение. Это объясняется кризисом — зонтичные бренды не стремятся искать и открывать новые продуктовые категории, а лишь пытаются максимально сохранить прежние «отработанные» направления (смартфоны, планшеты, регистраторы и пр.). Кроме того, бюджетная ниша не очень-то пустует — существует несколько известных китайских брендов, активно осваивающих сегмент недорогих коптеров: Syma, Hubsan, Cheerson, Nine Blades и другие.

9c3e26086da1a13730a3cde06d1ba9dd.jpg


Тем не менее, несмотря на все эти моменты, как уже было написано выше, сейчас наблюдается взрывной рост российского рынка дронов-коптеров. И прежде всего за счёт недорогих, любительских моделей. В 2014 году доля полупрофессиональных и профессиональных дронов в штучном выражении достигала 70–80%, сегодня её можно оценить в 40–50%, а к концу 2016 года, вероятнее всего, она упадет до 20–30%. А если кризис будет нарастать, то, скорее всего, доля профессиональных коптеров упадёт ещё больше — до 10–15%. Этому же будет способствовать государственная регуляция в сфере беспилотников, когда для коммерческого и профессионального использования данных устройств придётся получать разрешение. Так что покупатель-профессионал уже лишний раз подумает, нужно ли ему это.

fd4bc82b72fd44c1315282549e6ee688.png


Источник: Vedomosti.ru

Как пример-иллюстрацию можно привести тот факт, что в 2015 году продажи производителя готовых профессиональных дронов верхнего ценового сегмента марки DJI (ценник — в среднем 40–80 тысяч рублей) выросли примерно в 2 раза. Объёмы реализации существенно более простых, но доступных развлекательных боевых дронов Byrobot (цена в районе 8 тысяч рублей) выросли приблизительно в 10 раз. Чуть меньший рост (5–6 раз) показали бюджетные дроны-квадрокоптеры Syma (цена до 5 тысяч рублей). А объёмы продаж некогда популярных полупрофессиональных коптеров Parrot, наоборот, сократились в 3–5 раз (по разным оценкам). Правда, в случае Parrot причина, скорее, в общей слабости марки на российском рынке — низкой эффективности работы каналов продаж и практически полном отсутствии какого-либо продвижения. Бесспорно одно — любительский развлекательный сегмент растёт значительно быстрее профессионального.

В 2016 году этот взрывной рост продолжится, несмотря на нарастающий кризис. Очень важно отметить, что наряду с активным развитием важнейших технологий (о чём будет сказано ниже) по мере превращения дронов в товар массового спроса резко снижается себестоимость разработки и производства моделей. И не столько профессиональных, сколько моделей массового любительского сегмента. Всё это позволяет даже рублёвому ценнику на дроны (при том что в России дроны не производятся — кроме очень дорогих узкоспециализированных моделей) оставаться на доступном и комфортном уровне.

fc9cf9d06e536892b58f0221e8bb579a.jpg


«Боевой» квадрокоптер Byrobot. 8 000 рублей.

Тот же боевой коптер Byrobot Drone Fighter стоит сейчас около 8 000 рублей. А следующая по-настоящему революционная модель-трансформер Byrobot Petrone, с гораздо более высоким уровнем технологий, изначально планируется с розничным ценником в $100. То есть даже если доллар будет по 100 рублей, цена в России вряд ли превысит психологически критичную отметку в 10 000 рублей.

В 2016 году мы всё-таки, несмотря на тяжёлую ситуацию на рынке гаджетов и более широко — на рынке портативной потребительской электроники, увидим появление некоторого количества дронов под локальными российскими зонтичными марками. Китайцы не сидят сложа руки и активно «дуплицируют» передовые технологии основных лидеров отрасли разработки и производства дронов. Хотя основным ограничением китайцев является сложность разработки программных алгоритмов систем стабилизации полёта, без которых массовое использование любительских дронов, увы, просто невозможно. Это уже НЕ копирование дизайна или железной начинки, как это имеет место быть в тех же смартфонах и планшетах, — с дронами всё гораздо сложнее. Программные алгоритмы тяжелее бездумно «дуплицировать».

a0a25d6144d9e0440f14a5307e23d996.jpg


Квадрокоптер на коленке не соберёшь!

Вероятнее всего, крупные федеральные розничные игроки рынка электроники также, несмотря на кризис, начнут массово продавать коптеры. Всё-таки уже сейчас дроны — это модный, массовый и, самое главное, быстрорастущий сегмент потребительской электроники. В своё время мы наблюдали подобный взрыв интереса крупных розничных игроков, например, к GPS-навигаторам, затем к электронным книгам, потом к видеорегистраторам — это обычный процесс захода новой товарной категории на полки крупных магазинов федеральных сетей. Сейчас рынок подошёл как раз к тому моменту, когда как «зонтичникам», таскающим китайский ширпотреб, так и «закуперам» крупных полок самое время начать активно работать с квадрокоптерами.

Основные технологические тенденции рынка дронов в 2015–2016 заключаются в следующем. Во-первых, это массовое внедрение систем стабилизации полета, которые в разы упрощают управление дронами. Причём если года два назад качественные системы стабилизации были прерогативой только профессиональных дорогих дронов (ну, может, ещё некоторой части полупрофессиональных), то сегодня продвинутые алгоритмы автоматической стабилизации внедряются уже в любительские дроны среднего ценового сегмента. В качестве примера можно привести «автоматическую коробку передач» (автомат тяги) — уникальное техническое решение в тех же развлекательных боевых дронах Byrobot из Южной Кореи. Эта функция отвечает за стабилизацию скорости полёта — на это теперь не нужно отвлекаться, можно полностью сконцентрироваться на контроле за положением беспилотника в пространстве. А следующая модель Byrobot Petrone будет иметь систему стабилизации, основанную на данных высотомера и небольшой встроенной камеры системы ориентации. Зависать же в воздухе и летать в headless-режиме умеют даже совсем недорогие модели, те же китайские Syma или Hubsan за 4–5 тысяч рублей.

Современные системы стабилизации сделали дроны доступными широчайшему классу потребителей. Больше не нужно днями напролёт учиться пилотажу. Сегодня современным коптером (даже бюджетным) может научиться управлять даже ребёнок, причём за 20–30 минут. Этот фактор также способствует лавинообразному росту популярности беспилотников.

38ddd17279b358b7dee005fe86076fa9.png


Симулятор квадрокоптера, управление — через пульт от настоящего дрона

Ещё один актуальный технологический тренд — появление компьютерных симуляторов, которые поставляются с рядом бюджетных дронов. Эти программы позволяют потренироваться в управлении дроном на ПК перед тем как летать в реале. Такие программы позволяют резко сократить процент «аварий» у начинающих пилотов, заканчивающихся серьёзным повреждением или даже «смертью» коптера. Следовательно, существенно снижается стоимость владения устройством.

Наконец, ещё один тренд — появление дронов-конструкторов и дронов-трансформеров. Дрон-конструктор позволяет при повреждении любой части устройства не нести беспилотник в ремонт, а самостоятельно, без отвёртки и паяльника, за пару минут заменить любой повреждённый узел.

36e142c6dc69de09559d42d9c74be41b.png


Дрон-конструктор Byrobot — собирается и разбирается за пару минут

Такая технология опять-таки значительно снижает стоимость владения дроном. Начинающий пилот, потерпевший аварию на своём беспилотнике в процессе обучения полётам, теперь может самостоятельно и крайне бюджетно отремонтировать повреждённый аппарат. Раньше вариант был только один — профессиональный ремонт в сервисе или у специалистов-электронщиков. И то, и другое по стоимости подчас было сопоставимо со стоимостью самого беспилотника. В случае бюджетных моделей было разумнее купить новый аппарат, чем ремонтировать повреждённый. В случае дронов-конструкторов такой проблемы больше нет.

Дроны-трансорфмеры — это развитие идеи дрона-конструктора. Первый в мире дрон-трансформер был представлен публике на выставке CES в Лас-Вегасе в начале января 2016 года. В новой модели, о которой мы уже упоминали выше, Byrobot Petrone вертолётные лопасти дрона за 2 минуты меняются на колёса, что превращает летающий беспилотник в радиоуправляемую машинку.

Совершенствуются и устройства, которые дроны могут нести в качестве полезной нагрузки. Камеры становятся легче. А картинку, которую они обеспечивают, можно использовать хоть для съёмки кино. Если несколько лет назад пользователям в основном приходилось изобретать собственные способы крепления больших профессиональных цифровых камер к массивным дронам, то сейчас все даже полупрофессиональные модели могут оснащаться стабилизированным подвесом для камер формата GoPro.

8c3e1e2abf71bb0a66414c13c00dd666.jpg


Профессиональный дрон DJI с камерой на борту

Либо, как в случае с DJI, собственными камерами. Даже пользователи миниатюрных, любительских дронов не остались на обочине этого тренда. Например, дрон популярного бюджетного бренда Syma с HD-камерой в комплекте обойдётся в 4 490 рублей.

При таком обилии интересных и современных технологических трендов важно отметить, что самые дешевые китайские дроны за последний год как раз не изменились никак — для развития таких устройств, совершенствования характеристик и появления новых полезных функций необходим серьёзный штат высококвалифицированных инженеров-разработчиков. И он пока есть только у самых инновационных и крупных корейских, японских, европейских и американских компаний. Создание дронов существенно сложнее инжиниринга, например, смартфона или планшета. Ведь алгоритмы стабилизации и управления полётом, их разработка и совершенствование, — это куда более сложные процессы, чем создание типовой прошивки на основе какого-нибудь Android для телефона. В дронах существенную роль играет алгоритмическое программирование полёта, авионика, в чём китайцы в массе своей пока, увы, не сильны — слишком сложные мат- и физмат-модели!

Ещё одна причина взрывного роста рынка — в 2015 году дроны превратились в модный и реально массовый тренд индустрии развлечений. Беспилотники всё больше становятся модным средством социализации, тимбилдинга — тем, чем в своё время стали пейнтбол, страйкбол, квазар и прочие командные игры в реале. На этом фоне очень важно отметить технологии совместного использования дронов, появление мощного социализирующего функционала. Если ещё пару лет назад дрон был устройством сугубо индивидуального использования, то пилотирование современных дронов — это уже именно командное, групповое занятие.

81f8da6937de31bfadc107c1f6b649ed.jpg


«Квадрокоптерный» аттракцион в Европе

Специфические «социализирующие» функции реализованы в Byrobot Drone Fighter. Это устройство заточено на командные игры «на вылет», благодаря наличию инфракрасных пушек можно устраивать настоящие командные бои — до 40 одновременно находящихся в воздухе беспилотников.


Командные сражения дронов — популярное развлечение в Южной Корее и Японии

Байроботы оснащены бортовыми самописцами — «чёрными ящиками», в которые заносится статистика побед и поражений. Дрон можно подключить к компьютеру и снять всю статистику сражений, сформировав тем самым настоящие рейтинги бойцов. А в следующей модели Byrobot Petrone каждого бойца можно будет «прокачивать», как в компьютерных играх класса RPG. По статистике российского представительства Byrobot, в 70–80% заказов покупатели приобретают не один, а сразу несколько дронов — на первый план выходит именно командное использование беспилотников.

76d1dba1dd1e6e97f88920951ce4784c.png


Статистика поисковых запросов пользователей подтверждает: 2015 году пик интереса к дронам пришёлся на апрель — сентябрь

Благодаря снижению веса и размеров современных любительских дронов, их становится возможным использовать и в помещениях. В 2015 году пик интереса к дронам пришёлся на апрель — сентябрь. Что опять-таки однозначно указывает на уход рынка в массовый любительский сегмент. Годом ранее, в 2014 году, когда основная масса проданных дронов были профессиональными и полупрофессиональными, сезонного пика продаж летом не было — профессионалы покупают беспилотники в любое время года, так как они им нужны для работы, а не развлечений на открытом воздухе. В 2015 году наблюдается значительный пик на период апреля — сентября. То есть дронами уже массово «затаривались» для игр на свежем воздухе.

c3bd6c416e54894c931675686cb2442d.jpg


Нано-дрон Syma X12 Nano рассчитан на запуск в помещении — на открытом пространстве его сносит ветром

Впрочем, благодаря появлению на рынке безопасных для интерьеров помещений легких и миниатюрных моделей вскоре увлечение беспилотниками вполне может перейти снова в разряд всесезонных. И летняя сезонность будет опять не так ярко выражена, как это происходит сейчас.

И ещё один важный момент: если год назад типичным покупателем беспилотника на массовом рынке был либо глубоко «увязший» в гаджетах гик, либо профессионал-видеооператор, то теперь «квадрики» массово берут обычные люди, не фанатеющие от технологий. Родители покупают дроны для игр со своими детьми. Потому что это, фактически, недорогая и несложная, но при этом глубоко социализирующая технологическая игрушка. Причём, в отличие от шлемов виртуальной реальности и компьютерных игр, социализирующая в реальном, а не виртуальном мире: как раз оффлайновой социализации так не хватает сейчас многим людям. Особенно когда речь идёт об активном общении родителей и детей.  

096168848606af0c238b68c6722d9e87.jpg


Исследование мозговой активности при управлении коптером

Родителей в дронах-беспилотниках привлекает возможность, с одной стороны, отвлечь ребенка от компьютера (и, как следствие, спасти от сколиоза и близорукости), а с другой — реальная польза управления дронами-квадрокоптерами для развития мозга.

Примеров по-настоящему массового профессионального применения дронов пока крайне мало (если отбросить военных, МЧС, пожарных и прочие государственные службы): это, фактически, лишь фото- и видеосъемка. По сути это всё. Все попытки массово внедрять другие сценарии (например, доставлять с помощью дронов пиццу и так далее) на сегодняшний день не выходят за рамки единичных экспериментов.

4a489625f416fcb6dd3dec7cdfea1d17.jpg


Беспилотники на службе государства

Государственная регистрация дронов, конечно, будет производиться, уже есть соответствующие законодательные акты. Другое дело, что пока не выработаны конкретные практические механизмы, которые бы позволили определять — зарегистрирован ли летящий в небе беспилотник или нет. Как это проверять? Сбивать его? А как сбивать? Собьёшь, проверишь, а он зарегистрирован! Дальше что? Иск владельца, дрон которого незаконно сбили для проверки? У коптеров нет номерных знаков как у автомобилей. Так что проверять факт регистрации можно только на уровне компаний-владельцев дронов. А зафиксировать наличие коптеров и их массового применения можно, только если дроны внутри бизнеса — это не предмет единичного эксперимента, а суть основного бизнес-процесса компании. Моделей БПЛА десятки, они летают каждый день. Компаний, массово использующих дроны в основном бизнес-процессе, пока единицы. То есть это явление пока не массовое. А механизмы регистрации и, самое главное, проверки даже на бумаге пока не обозначены — всё пока только в теории.


Крупный квадрокоптер может нанести серьёзный ущерб

Вместе с тем, регистрация дронов определённо имеет смысл — особенно в отношении автономных тяжелых машин, которые в случае падения могут нанести серьёзный ущерб. Правда, такие устройства даже в теории могут стоять лишь на службе у крупных компаний, а не у частников-энтузиастов. А пока на коммерческой основе, как уже говорилось выше, практически никто в России беспилотники не использует. Это дело будущего.

Регистрировать любительские дроны, вес которых десятки (в лучшем случае — сотня-полторы) граммов, и которые в основной массе управляются с пульта-смартфона беспроводными технологиями (радио-Wi-Fi-Bluetooth-ИК), радиус действия которых десятки метров (то есть которые не отлетают от владельца на значительные расстояния), особенного смысла нет. Даже в случае несанкционированного падения или столкновения какого-либо ущерба окружающим или имуществу не будет.


Крупным квадрокоптерам в лопасти лучше не попадать!

Важно не только законодательно регулировать эту сферу, но и развивать определённый уровень осознанности у пользователей. Для игр, в том числе и на открытом воздухе, нужно использовать безопасные, легкие и компактные дроны. Гоночные аппараты, а также полупрофессиональные устройства следует использовать с большой осторожностью, минимизировав риск падения и столкновения таких устройств с людьми. «Вход» в тему дронов лучше начинать именно с простых безопасных моделей, специально спроектированных для людей, которые впервые взяли в руки пульт управления. Но, в то же время, с моделей, которые позволяют расти, совершенствовать пилотажное искусство, и не наскучат на второй же вечер.

Попробуем подвести итоги. Из дорогого удовольствия для богатых гиков или профессиональной аппаратуры для фотографов/видеооператоров беспилотники активно превращаются в гаджеты массового спроса. Несмотря на кризис, рынок коптеров будет активно расти. И расти он будет, прежде всего, за счёт бюджетных любительских моделей. Перспективы дронов профессионального сегмента не столь радужны — уже в 2015 году многие «топовые» бренды с моделями, стоящими от 15 000 рублей, продемонстрировали стагнацию или даже спад. Бренды же с моделями до 10 000 рублей, напротив, набирают обороты и показывают многократный рост.

Развитие технологий, упрощающее управление дронами и расширяющее количество сценариев их использования (дроны для гонок, дроны для видеосъемки, боевые дроны для командной игры) также способствует повышению спроса на пользовательские коптеры. Большинство новых сценариев пока лежит в области развлечений — использования дронов в качестве недорогой технологической социализирующей игрушки.

2015–2016 годы — время появление дронов-конструкторов и дронов-трансформеров. Первые имеют модульную структуру, благодаря которой максимально упрощается и удешевляется ремонт — можно самостоятельно, голыми руками заменить любой сломанный элемент на новый, вместо того чтобы сдавать в починку всё устройство (или покупать новое). Дроны-трансформеры — развитие концепции дрона-конструктора. Дополнительные элементы добавляют дронам принципиально новые возможности.

Публика уже оценила полезность беспилотников в плане социализации (командная игра, живое общение вместо компьютерных игр), а ученые доказали, что управление дронами развивает мозг. Всё чаще о дронах-беспилотниках заходит речь как о «полезной игрушке», альтернативе компьютерным и консольным играм, не менее захватывающей, но не «убивающей» осанку и зрение.

Бизнесмены уже уловили моду на квадрокоптеры, как на модное и недорогое развлечение. Дроны всё чаще приобретают для использования в аттракционах, тимбилдинге, ивент-индустрии, оформлении развлекательных зон торговых комплексов. Постепенно беспилотники становятся одним из драйверов индустрии развлечений.

Крупная федеральная розница вряд ли оставит без внимания так быстро растущий сегмент рынка, так что, скорее всего, они будут расширять представленный в своих магазинах ассортимент дронов.

Определённо на 2016–2017 годы придётся «бум» пользовательских беспилотников.

9ba8fb8b6a6f940ea6ed8dee91afd6fa.jpg

© Geektimes