Российский космос в новых международных условиях
Думаю, уже пришло время для освещения санкций в отношении космонавтики России. И вообще, что её ждёт в связи с последними внешнеполитическими событиями и решениями.
Отмечу сразу, что пока что мой оптимизм выкручен на минимум и выглядит как пессимизм, чем, впрочем, пока и является. Я очень надеюсь, что это просто дыхание момента, и опрометчивых движений будет сделано в итоге по минимуму. Но мне кажется, что разобрать по пунктам все наши риски очень даже стоит.
1. Про научные экспедиции к другим планетам мы можем смело забыть на ближайшее десятилетие. Проект Венера-Д, который мы планировали совместно с НАСА — отменяется. Раньше мы планировали запустить экспедицию в 2029 году, сейчас же… И хоть сам проект формально живой — в его реализацию хоть в какой-либо форме верится с трудом.
Дальше у нас идёт Марс. С ним всё интереснее и, к сожалению, куда печальнее. В 2009 году Роскосмос вместе с Европейским Космическим Агентством подписал соглашение о программе ExoMars. Было запланировано 2 экспедиции на Красную планету — в 2016 и в 2022 году. В рамках первого этапа программы, Россия запустила автоматическую межпланетную станцию Trace Gas Orbiter на ракете Протон-М. АМС разрабатывалась и строилась в Европе, вместе с научными инструментами из России. Второй этап предполагал отправку марсохода осенью 2022 года (изначально хотели в 2020 году, но пришла пандемия). Со стороны России была, как всегда, ракета, а также посадочная платформа, которая оснащалась большим спектром научных приборов, и несколько инструментов для европейского марсохода. Ноооооо…
Вкратце — Европа замораживает сотрудничество по Exomars
«У меня скепсис таков, что я считаю — на 99,9% мы не летим. Из-за деструктивной позиции Европейского космического агентства»
Д.О. Рогозин на встрече с депутатами фракции ЛДПР, отвечая на вопрос о перспективах запуска миссии ExoMars.
И ведь экспедиция была уже практически готова, «Протон-М» 22 февраля готовили к отправке на Байконур. Прошло бы полгода и мы, наконец, отправили бы второй свой марсоход к Марсу. Это мог быть грандиозный успех, который смог бы перекрыть прошлые марсианские неудачи СССР и России. ExoMars мог стать отличным примером успешного и плодотворного сотрудничества с Россией в научной сфере, — однако вместо нас, похоже, будет NASA.
Марсоход «Розалинд Франклин» на платформе «Казачок»
2. Отмена запусков OneWeb. OneWeb — это британская компания, которая занимается созданием спутникового интернета. Её прямым конкурентом является Starlink от SpaceX. Так вот, в связи с началом СВО, компания Илона Маска осталась без своего главного оппонента. Изначально Роскосмос попытался взять британцев «на понт», потребовав, чтобы правительство Великобритании вышло из акционеров OneWeb. Это позволило бы гарантировать невоенное применение спутниковой системы. Англичане ожидаемо отказались, и практически единственный частный заказчик пусковых услуг у Роскосмоса закончился. Так что теперь я не могу сказать, увидим ли мы в ближайшие несколько лет НЕгосударственные запуски ракет. И это очень печально.
3. Запрет на поставки и обслуживание двигателей РД-181 и РД-180. Первое ограничение, скорее всего, означает сворачивание производства ракет Antares, которые использовались только для одних миссий — к МКС. А именно «Антарес» нёс на орбиту грузовой корабль Cygnus, который снабжал станцию всяким полезным, а также выполнял роль мусоровоза. На данный момент у американцев осталось четыре двигателя, они будут использованы в этом и следующем году в рамках актуального контракта с Orbital Sciences Corporation на изготовление двух кораблей.
Что же будет после? Antares уйдет в историю, так как кроме РД-181 на него ничего не поставить. А космический корабль просто-напросто перенесут на ракету Atlas V, о двигателях которой мы сейчас и поговорим.
«Антарес» выводят на стартовую позицию
РД-180 был поставлен Соединенным Штатам в количестве 122 штук, на данный момент у них осталось 26 двигателей до 2029 года. Одной из нагрузок для «Атласов» является многострадальный корабль Starliner, который всё никак не полетит на МКС. Так что в теории санкции в отношении США должны были сказаться на полётах этого космического корабля. Правда, к тому моменту как «Старлайнер» начнёт регулярно летать, МКС будет уходить на покой. Помимо этого, «Атласы» возят в космос многие научные и военные миссии, а также они 3 раза отправляли на МКС Cygnus.
Нужно отметить, что контракт на РД-180 закончился в 2021 году, а значит, заявление Рогозина об остановке поставок не имеет никакого смысла. Если же говорить о техобслуживание российскими специалистами РД-180/181, то американцы уже довольно давно работают с этими двигателями, так что они сами прекрасно справятся с этой задачей.
В связи с остановкой поставок РД-181 часть «Сигнусов», скорее всего, переедет на «Атласы», но так как запуски этих ракет уже запланированы, то часть полезной нагрузки придётся перенести на другие носители. А таковым будет являться Falcon 9, который имеет схожие характеристики по грузоподъемности. Если говорить об альтернативах «Соколу», то их попросту нет. Delta IV завершает свою работу в ближайшие годы, а из-за высокой цены она не может составить конкуренцию ракете SpaceX. В ближайшей перспективе также не предвидится замены «девятки», так что в скором времени она станет аналогом нашего «Союза», только для США.
«Атлас» готовится ко взлёту
Так что из-за введенных санкций Илон Маск, скорее всего, получит ещё несколько контрактов от NASA на сотни миллионов долларов, а монополизация рынка запусков ещё более ускорится. Соответственно, у SpaceX появятся новые средства, которые компания инвестирует в свой главный проект — Starlink.
4. МКС. Первое, что сделал Роскосмос — это прекратил совместные эксперименты с Германским центром авиации и космонавтики. Это было сделано в ответ на отключение Германией своего телескопа на совместной обсерватории с Россией «Спектр-РГ».
Второе — это поднял проблему сроков эксплуатации МКС. Изначально речь шла о 15 годах работы, начиная с 98 года. Однако, проект неоднократно продлевался и на данный момент Россия планирует участвовать в проекте до 2024 года. США же готовы оставаться до 2030. Но скоро наш срок выйдет и будет решаться — участвовать России в МКС хотя бы до 2028 года. Причиной нашей неторопливости в этом вопросе является ресурс орбитального комплекса, который уже вышел. Мы довольно давно наблюдаем последствия этого в виде многочисленных трещин и утечек кислорода в российском сегменте. После 2025 года российские инженеры в «Энергии» предсказывают лавинообразный выход систем МКС из строя.
Теперь же вопрос продления эксплуатации осложняется из-за санкций против предприятий Роскосмоса. 14 марта Рогозин направил требование о снятии всех ограничений в отношении госкорпорации, дабы можно было договориться об окончательных сроках эксплуатации МКС.
Здесь нужно отметить, что американский модуль станции может существовать без российского только в теории. Так как возможность коррекции орбиты МКС есть только у российского корабля «Прогресс» (хотя ранее это делал «Шаттл» и Европейский модуль ATV, но всё это закончилось в 2012 и 2014 годах). Единственным актуальным на сегодня вариантом является грузовик «Сигнус», другим же, в ближайшей перспективе — корабль Starliner от Боинга. Оба этих произведения американской инженерии летают на пятом «Атласе», двигателей для которого осталось в количестве 26 штук. Этого вполне хватит для регулярных полётов «Старлайнера» и «Сигнуса» до 2030 года. Помимо проблемы снабжения нельзя забывать о том, что за много лет эксплуатации российский и американский сегмент тесно интегрированы между собой, и разрывать эту связь нужно будет очень долго.
Что же из всей этой ситуации выйдет? Завершение МКС в 2024 году не выгодно никому, так как страны участники потеряют возможность долговременных пилотируемых миссий на неопределенный срок.
Сход МКС с орбиты
Американцы, конечно, хотят начать строительство окололунной станции Gateway. Но в связи с последними событиями я глубоко убеждён, что никакого «Гейтвея» в 2024 году не будет. Если с ракетой, которая будет строить и снабжать станцию, проблем нет (Falcon Heavy будет готова в срок), то с модулями станции будет задержка, на год-два. Думается, что проект начнут реализовывать не ранее 2026 года.
Помимо окололунной станции, есть проект Axiom Space. Это инициатива частной компании по созданию коммерческой орбитальной станции для космических туристов. Она создаёт 3 новых модуля для МКС, первый из которых планируют отправить в 2024 году. Остальные элементы будут выведены в 2025 и 2026 годах на девятом «Соколе» (делаем скидку на международный кризис и прибавляем 1–3 года задержки). В конце-концов, Axiom планирует отстыковать свой сегмент станции, предварительно создав на нём независимую энергетическую систему. Но случится это не ранее 2028 года.
Так что в итоге? Теоретически американцы могут отпустить российский модуль в свободное плаванье в 2024 году. Но чтобы не проводить преждевременную стыковку со станцией «Мир», США необходимо срочно озаботиться вопросом производства грузовиков «Сигнус» для поднятия высоты. Возможно ли это в нынешних условиях. Навряд-ли. И поэтому ни США, ни Европа не заинтересованы в расторжении сотрудничества с Россией, а значит, весьма вероятно, что они пойдут на уступки или попытаются достигнуть компромисса по вопросам санкционного давления.
Россия также потеряет возможность долговременных орбитальных экспедиций, так как ни о какой РОСС в 2024 году не может идти и речи. А слова Рогозина о первом модуле в 26 году «если сильно поднапрячься» не имеют под собой реальной почвы. Я сильно сомневаюсь, что Роскосмос сможет создать РОСС ранее 2028 года, особенно в условиях усиливающейся изоляции государства. Хотя, полагаю, если сильно сдружиться с Минобороны — всё возможно.
Концепция российской орбитальной станции
Всё же у нас есть теоретическая возможность не выпадать из пилотируемой космонавтики на долгий срок — полететь к китайцам. Их станция «Тяньгун» начала свою историю меньше года назад и сейчас находится в процессе строительства. Так как современная китайская космическая программа во многом основана на советском наследии, создать стыковочный аппарат («Пирс-2») для наших пилотируемых не представляется сложной задачей. Несмотря на другое орбитальное наклонение китайской станции, мощности ракеты «Союз» вполне хватит для полёта космонавтов на «Тяньгун». Другое дело, что между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением не существует вообще никаких набросков для воплощения этой идеи в жизнь. Но в теории можно, да.
Конечно же, всегда остаётся возможность вернутся в 60-е года, когда пилотируемые экспедиции проходили в тесных кораблях «Союз» и «Джемини» и занимали от силы 5 дней. Но навряд-ли подобное пребывание в космическом пространстве будет таким же продуктивным с научной точки зрения, как длительные экспедиции на МКС с огромным количеством научного оборудования.
В итоге можно сказать, что всеми правдами неправдами, но Россия и США договорятся продлить МКС до 2028 года.
5. Полёты американских астронавтов на «Союзе» и полёты российских космонавтов на Crew Dragon. Этой осенью первый наш космонавт должен отправиться в космос на корабле Илона Маска, взамен американский астронавт в очередной раз полетит на «Союзе». Пока не поступало никакой информации об отмене или переносе экспедиций, но в связи с санкциями стоит ждать худшего, надеясь на лучшее.
Анна Кикина — наш кандидат
6. Прекращение запусков с космодрома Куру. С 2011 года Россия регулярно запускала свои ракеты «Союз» с территории Французской Гвианы. 27 запусков были проведены успешно (1 частично) и сотрудничество спокойно продолжалось до момента начала СВО. После первых санкций Рогозин решил вывести весь персонал с космодрома, приостановив сотрудничество с Европейским Космическим Агентством. Как я понимаю, это сделано для давления на Европу с целью снятия санкций с предприятий Роскосмоса.
В этом есть разумное зерно, так как на данный момент ЕКА не располагает дешевой ракетой для вывода своих навигационных спутников Galileo. Да, есть «Ариан-5», но это довольно дорогой носитель, относительно «Союза». Другое дело, что в долгосрочной перспективе это решение может обернуться против России. Европа, понимая свою зависимость, будет прикладывать больше усилий для разработки ракет нового поколения — Ariane-6 и Ariane-Next (многоразовый носитель).
Стартовая позиция на космодроме Куру
Что имеем в итоге? Российский космос изолируется от НАСА и ЕКА настолько, насколько это возможно. До затопления МКС, надеюсь, не дойдёт, но никаких совместных экспедиций к Луне или к другим планетам мы в ближайшие года не увидим. Также космические компании из других стран, скорее всего, больше не смогут запускать свои спутники на российских ракетах и окончательно переедут к Маску. Помимо этого, из-за запрета на поставку двигателей в США, а также из-за угроз завершения МКС раньше 2028 года, многие ракеты Атлас-V будут зарезервированы под грузовики для снабжения космической станции. Вследствие этого множество разных спутников будут вынуждены перейти на Falcon 9, что даст SpaceX огромные деньги. Плюс OneWeb нанесён очень серьезный, если не смертельный, удар, что автоматически позволяет интернету от Starlink занять тот рынок, который могли бы занять британцы.
Так что в конце-концов, большего всех в отрасли от начала специальной военной операции выиграл Илон Маск и его компания SpaceX. Такие дела.
Автор: Сергей Калядин