Российский блогер хочет засудить Wildberries и «Твоё» за продажу футболок с его мемом

imageФото: secretmag.ru

В России может пройти первый судебный процесс по авторским правам на мем. Блогер Анатолий Капустин хочет судиться с сетью «Твоё» и онлайн-магазине Wildberries, так как первая, по его словам, незаконно использовала его мем для дизайна своих футболок, а второй эти футболки продает.

Речь идет о футболках с белой надписью на спине «Показалось». Она обведена в красный прямоугольник и похожа на полицейскую нашивку.

imageФото: secretmag.ru

Капустин опубликовал фото с футболкой в июле 2017 года. Изображение разошлось в сети как мем, и тогда блогер решил продавать такие футболки.

Буквально недавно Капустин увидел, что аналогичные товары продаются в торговых точках «Твоё» и в Wildberries. На ондайн-площадке реализовано уже более 400 футболок, их цена варьируется от 270 до 700 рублей.

Когда Капустин направил претензию Wildberries, те попросили объяснить, почему майка с «общеупотребимым словом» считается дизайнерской. «По Вашему, если написать на обычной одноцветной футболке обычным печатным шрифтом слово «Хорошо», её тоже можно будет окрестить дизайнерской? По нашему мнению, указанное выше доказывает, что здесь речь не идёт об охраняемом результате интеллектуальной деятельности, созданным творческим трудом», — говорится в ответе.

Теперь блогер намерен судиться. «Дело не в потенциальных деньгах за краденные мемы, а в том, что некрасиво зарабатывать на краденом, и кто-то должен наконец вскрыть эту тему и публично потребовать прекратить», — объяснил он свое решение. Юрист сообщил, что Капустин будет требовать сумму, примерно равную выручке от проданных футболок, — от 80 000 до 300 000 рублей. Он отметил, что, согласно презумпции авторства, суд должен быть на стороне истца.

«Мемы в данном смысле не отличаются от обычных произведений и появляются в результате того, что среди привычных вещей автор сперва подмечает что-то необычное, после чего интерпретирует это с помощью своего творческого труда и в каком-то виде фиксирует результат этой интерпретации», — говорит адвокат.


В Wildberries все требования считают необоснованными. Там отметили, что Капустин не предоставил документов, подтверждающих авторское право на произведение дизайна, надпись или шрифт, которым она была выполнена.

Ранее аналогичный суд выиграла хозяйка Grumpy Cat Табата Бундесен. Она зарегистрировала компанию Grumpy Cat Limited. Производителю напитков Grenade было разрешено продавать «Грампуччино» (Grumppuccino), но, когда тот стал выпускать еще и кофе Grumpy Cat, а также футболки Grumppuccino, компанию обязали выплатить $710 000 за нарушение авторских прав.

А «Си Ди Лэнд контакт», которая имеет права на «Ждуна», в прошлом году отсудила у ХК «Спартак» 2,3 млн рублей за его незаконное использование.

См. также: «Может ли компания «владеть» цветом?

© Habrahabr.ru