Роспотребнадзор планирует обязать маркетплейсы проверять продавцов и товар, площадки считают меру избыточной

393b4e70ae8ba5b7adfaf370296644d7.jpg

Общественный совет при Роспотребнадзоре обсуждает новые требования к маркетплейсам. Речь идёт об обязательстве проверять торговцев и продукцию, которые поступают на онлайн-площадки, рассказали «Известиям» в ведомстве.

Это можно делать, например, с помощью системы маркировки «Честный знак», считают там. В ней есть информация о продавцах, которые прошли обязательную регистрацию, а также об изделиях с маркировкой, — пока это только обувь, парфюм, вода и другие позиции. До сих пор онлайн-площадки не контролировали своих партнёров, поэтому они имеют возможность продавать подделки или нелегальную продукцию. Некоторые этим пользуются.

Люди активно жалуются на онлайн‑продажи, отмечалось ранее в документах Минпромторга. Обычно недовольство касается работы крупных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета». Площадки, например, нарушают порядок рассмотрения претензий, также им сложно вернуть товары, а в части случаев — трудно получить достоверную информацию о продукции и так далее. Чтобы решить эти проблемы, регуляторы могут предъявить новые требования к онлайн‑продавцам. Например, обязать маркетплейсы раскрывать сведения, которые позволят однозначно идентифицировать продавцов.

Минпромторг считает, что бизнес сам должен взять на себя новые обязанности, сказали «Известиям» в ведомстве. Там уверены: площадки не должны допускать реализацию товаров с нарушениями, контрафакта. Крупнейшие маркетплейсы уже поддержали эту идею, отметили в министерстве.

Всё сводится к борьбе с площадками, в то время как у недобросовестных участников рынка складывается иллюзия безнаказанности, заметил президент Ассоциации компаний интернет‑торговли Артём Соколов. Чтобы решить проблему, надо наладить работу уже действующих механизмов, считает он. Например, с 1 марта маркетплейсы несут ответственность за продажи немаркированной продукции. Хотя из‑за моратория на госпроверки зафиксировать нарушения некому, добавил Соколов.

Предложенная мера избыточна: она повысит нагрузку на интернет‑площадки, но не решит проблему продажи продукции сомнительного качества, сказали «Известиям» в Wildberries. Недобросовестные предприниматели всё равно будут искать каналы для продажи товара.

Ozon формирует динамический список важных для покупателей брендов, рассказали «Известиям» в компании. Маркетплейс уже просит предоставить документы по таким товарам, подтверждающие их качество и оригинальность. Площадка также запрашивает документы на продукцию чувствительных категорий — питания для детей, витаминов, БАДов и так далее.

В «Яндекс.Маркете» сказали «Известиям», что следят за появлением контрафакта. Компания использует автоматические системы — они формируют гипотезу о подозрительности товара или продавца, после чего маркетплейс проводит проверку.

© Habrahabr.ru