Как из колумнистки в детском журнале я стала техническим писателем и проектировщиком СЗИ
Привет Хабр!
Меня зовут Альмира Фатихова, в Innostage я работаю техническим писателем и занимаюсь разработкой документации СЗИ. Как вы поняли, я та самая девушка в IT, которая смогла. Своей историей я не хочу в 100500 раз поднимать вечные вопросы мужских и женских профессий. Но буду рада, если она вдохновит девчонок без лишних опасений и предубеждений пойти работать в IT-сферу.
Чем я занимаюсь
Итак, для начала немного о себе и чем же занимаюсь. Я работаю техническим писателем 2 категории в группе разработки документации отдела СЗИ и веду направления по анализу защищенности и мониторингу событий ИБ.
Что же делают технические писатели, спросите вы? Мы пишем проектную и рабочую документацию, в которой описываем установку, настройку, принцип работы и описание настроек средств защиты информации.
Кому-то может показаться, что работа легкая, сидишь и пишешь себе документы. Но на деле… Чтобы писать качественную документацию, нужно не только хорошо владеть вордом, но и еще «от» и «до» разбираться в продукте, о котором ты пишешь. Мы изучаем документацию вендора, работаем со стендами, на которых развернуты продукты, разбираемся в тонкостях работы продукта совместно с инженерами внедрения и работаем с ГОСТами. Изначально наша группа состояла только из молодых девушек, но со временем в наш штат вошли и парни.
Если бы меня попросили описать мой функционал, я бы выделила следующие задачи:
Разработка документации: техническое задание, пояснительные записки, руководства администратора/пользователя/оператора, программы и методики испытаний, ведомость объема работ, спецификации, акты, протоколы и др.
Работа на стендах с продуктами. Проверка реализации функционала необходима для того, чтобы качественно писать документацию по шагам: куда нажать, куда перейти, что посмотреть.
Работа с ГОСТами над структурой документа. Изучение ГОСТ, составление документов по нему. Иногда внесение чего-то нового в структуру, в зависимости от специфики проекта, форматирование документов (заголовки, таблицы, рисунки, оглавление и тд).
Работа очень интересная и даже творческая. Хочу поделиться с вами, как я пришла к ней.
«Девушке нужно просто найти жениха, а не вот это вот всё»
Желание попасть в IT у меня сформировалось в классе 10–11. Это тот самый случай, когда ты стоишь на перепутье и тебе нужно выбрать, куда идти и с чем связать свою жизнь.
При выборе профессии я руководствовалась двумя принципами:
Поразмыслив, я поняла, что душа лежит больше к техническим наукам. Я отлично программировала на языках Pascal, Basic и С. В школе мы писали несложные программки, что-то вроде программы, которая подсчитывает произведение натуральных чисел от 1 до 100. Я любила вычислительные расчеты и сложные задачки на «подумать». Хотя частичка филолога во мне тоже жила. В свободное время я обожала читать фэнтези и романы, даже вела собственную колонку со стихами в детском журнале и пробовала себя в написании полноценных рассказов, но к этому мы вернемся позже:)
Взвесив все «за» и «против» я решила, что буду сдавать ЕГЭ по информатике и физике, как дополнительные предметы. Выбрала ВУЗы и шла, как танк, к своей цели. Выбор сделала в пользу КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. Я поступила в «Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций» по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
Поступая в универ, я думала, что буду одной из немногих девушек на курсе.Но, оказалось, этот стереотип давно канул в лету. На технических специальностях обучается гораздо больше девушек, чем мы думаем. Однако еще встречаются преподаватели старой закалки, которые считают нужным намекнуть, что девушке нужно просто найти жениха, а не получать знания. Это я приняла, как вызов. Меня охватило желание во что бы то ни стало показать свои знания и что девушки могут дать фору парням, заняв свое место не только в профессиях педагогов и бухгалтеров. Это укрепило веру, что моё место в IT.
Оффтоп: только не подумайте, что я предвзята к учителям или бухгалтерам. Профессии ничуть не менее значимые для общества. Просто это отсылка к стереотипу, который хочется разбить.
История про то, как нужно добиваться своего
Как-то я сдавала экзамен по физике. Преподаватель, как раз из старой закалки, считал, что предмет на »5» знает только Бог, на »4» знает он, а на »3» знают студенты. Конечно, он ни в какую не хотел ставить мне »5» на экзамене. Просил зачетку, чтобы влепить мне »4». Но я решила, что знаний в моей голове больше и попросила о пересдаче с другой группой. В ответ он просто улыбнулся и спросил: «Зачем это молодой девушке? Выйди замуж и будь счастлива, не забивай голову сложными знаниями».
На следующий день он опрашивал перед экзаменом другую группу, к которой присоединилась и я. Один из однокурсников задал вопрос по билету, и преподаватель начал объяснять на доске тему, в конце закончив её вопросом. Все молчали, не зная, что ответить, и я выделилась, дав обширный и развернутый ответ. После чего преподаватель попросил зачетку и отпустил меня с пятеркой еще до начала экзамена.
Возможно, вам от меня хотелось бы услышать какой-то универсальный совет, как вести себя с преподавателями. Но с этим сложно, ведь все индивидуально. Я вывозила на характере и на воспитании, которое дал мне отец. Это помогает в работе по сей день. Постарайтесь найти в себе мотивацию и понять, ради чего вы стараетесь, и напоминать себе об этом каждый раз, когда хочется всё бросить. Влюбиться в дело, которое вы делаете и гореть им, чтобы работа приносила удовлетворение.
Стажировка полезна всем без исключения
В компании Innostage я начала стажировку на последнем курсе. Тогда мне приходилось совмещать учебу, отношения, общественную деятельность и, собственно, стажировку. Времени было в обрез, поэтому я двигала график учебы и сдавала зачеты, экзамены и курсовые с другими группами, чтобы потом бежать на стажировку. Многие однокурсники меня не понимали. С кем-то мы перестали общаться из-за моего загруженного графика, кто-то думал, что я зря теряю время, ведь меня все равно не возьмут. Уверена, в комментариях вам тоже есть, что сказать о стажировках