Роскосмос рассчитывает создать ракету-носитель с возвращаемой первой ступенью
В проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, разосланном корпорацией «Роскосмос» на согласование в министерства, предусмотрено создание «космического ракетного комплекса с многоразовой ракетой-носителем легкого класса на космодроме Восточный». «Роскосмос» хочет создать ракету с крылатой первой ступенью, которая после отработки не сгорает, а возвращается в район старта для повторного использования.
Одним из способов уменьшения стоимости вывода грузов на космическую орбиту является использование многоразового оборудования. Например, в ракете-носителе самая дорогая часть — это её первая ступень, которая, например, содержит такие затратные агрегаты, как маршевые двигатели. Естественно, что инженеры неоднократно возвращались к теме возвращаемой первой ступени. Сегодня такие эксперименты проводят как государственные космические программы, так и частные фирмы.
1. Компания американского миллиардера Илона Маска SpaceX пытается сажать первую ступень ракеты «Falcon 9» за счёт работы ракетных двигателей. Ракета уже действует, но обе попытки спасения первой ступени оказались неудачными.
2. Ещё одна американская компания, United Launch Alliance — совместное предприятие Lockheed Martin Space Systems и Boeing Defense, Space & Security, работает над концепцией ракеты «Vulcan». Её первую ступень планируется возвращать на землю при помощи парашюта.
3. Европейская AirBus Group работает над проектом возвращаемой первой ступени «Adeline». За 5 лет проект не вышел из стадии концепции, но в него уже вложено порядка €15 млн.
4. В государственном ракетном центре им. Макеева разрабатывается «Россиянка» — двухступенчатая тяжелая ракета-носитель. Планируется, что первую ступень ракеты можно будет использовать до 25 раз. Возвращение ступени осуществляется по баллистической траектории путем повторного включения штатных двигателей. В 2011 году центр представлял свою разработку на конкурсе Роскосмоса по разработке Многоразовой ракетно-космической системы первого этапа (МРКС-1).
5. Но по итогам конкурса заказ получил ГКНПЦ им. Хруничева с проектом «Байкал-Ангара». Ведь ГКНПЦ совместно с НПО «Молния» уже с 2001 года работают над многоразовым ускорителем первой ступени ракеты-носителя Ангара. Первый концепт был показан на авиакосмическом салоне «МАКС-2001». Выиграв конкурс, ГКНПЦ получили 250 млн. рублей на продолжение разработки проекта.
В 2013 году в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) по заказу «Хруничева» проводились исследования посадочных характеристик возвращаемого крылатого блока МРКС, выполненного в виде макета. Макет ракеты сильно напоминает космические челноки «Space Shuttle» и «Буран».
Макет ракеты
Удовлетворившись полученными результатами, «Роскосмос» нашёл в новой программе развития место и этому проекту, пока проходящему под шифром «ЛЭК-ВРБ». В 2019 году планируется начать разработку ТЗ, а с 2021 года — обеспечить финансирование в объёме 12,5 млрд. рублей, причём эти деньги пойдут только на разработку ракеты. Ожидается, что инфраструктура для её старта и приземления будет строиться за счёт средств, выделяемых на развитие космодромов.
— ОКР «ЛЭК-ВРБ» нельзя назвать прямым наследником МРКС, но это наследник по сути, — пояснили в пресс-службе «Хруничева». — Последние 10 лет именно ГКНПЦ им. М.В. Хруничева занимался многоразовой тематикой в космической отрасли.
— Спасаемая первая ступень — это палка о двух концах, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Жидкостные ракетные двигатели еще пока никто не спасал и не пытался использовать повторно. Нужно тщательно смотреть, насколько затраты на создание и эксплуатацию многоразовой ступени будут экономически оправданными. Ведь если вы сэкономите 20%, но при этом ракета будет взрываться в пять раз чаще, то такая экономия никому не нужна.
По мнению Ионина, альтернативным путем снизить стоимость запусков могло бы быть удешевление двигателей, стоимость которых достигает 50% от общей стоимости носителя.