Родом из Японии. История серии игр Renegade

rdvbkqpwczh_amjt8zqismjkuhg.jpeg

Так получилось, что с играми серии я начал знакомиться в обратном порядке. Сначала поиграл в Renegade III: The Final Chapter на Спектруме у друга, потом рубился в Target: Renegade. Правда, у меня на кассете не было последнего уровня, поэтому я загружал вместо него четвертый. Полноценную игру прошел спустя год, уже на 128-м с двумя дисководами и в паре с товарищем.

Я до сих пор тепло отношусь к старым играм, периодически гоняю что-то типа Myth: History in the Making в симуляторе, и читаю книги об истории развития игровой индустрии. На Хабре я уже опубликовал историю The Saboteur!, Elite и обзоры некоторых книг.

В детстве мы не особенно задумывались, как появлялись те или иные игры, а просто получали удовольствие от отличных для того времени гемплея и графики. Некоторые игры типа Target: Renegade смотрятся хорошо даже сейчас. А между тем, когда начинаешь пристально изучать историю игр, читать интервью с создателями, которые «зашибали» первые реально большие деньги за свои разработки в 16–17 лет. Чем глубже знакомишься с предпосылками появления игровой индустрии и атмосферой компьютеризации за рубежом, тем лучше понимаешь, почему так мало софта и игр выходило в нашей стране…

Многие культовые игры того времени изначально появлялись в Японии, а на Запад попадали уже в виде адаптированных для аудитории портов. Зачастую во многом не похожих на оригинал из-за особенностей платформ (NES, Commodore, Amstrad, ZX Spectrum), культурных различий и специфики издательств.

Даже сами порты во многом были играми с единым сюжетом, но заметно отличающимися графикой и геймплеем. Собственно, и «наш» Renegade родом из Японии.

p4inlrtyj4rzubk3qfxoymn9kyy.jpeg


Скриншот Nekketsu Kōha Kunio-kun
Оригинальная игра Ёсихисы Кисимото Nekketsu Kōha Kunio-kun (Technos Japan Corporation, 1986) появилась на автоматах Taito и круто отличалась от «коллег» по жанру. Она не была плоской. Передвигаться можно по вертикали и горизонтали, наносить удары ногой, кулаками, в прыжке, делать броски через спину и добивать врагов.

В этой игре есть даже кат-сцены, например, похищение Хироси — друга Kunio-kun и встреча после победы.

В версии для западной аудитории история меняется на «рыцаря-дракона-принцессу». И если стилистика игры «Крутой парень Кунио-кун» больше похожа на фильмы с Брюсом Ли, то на вид персонажей и элементы сюжета для Renegade заметно повлиял фильм об уличных бандах «Воины» (1979). Я сам недавно его посмотрел. Атмосфера очень похожа на то, что видишь в Renegade и Target: Renegade. Даже локации и враги, включая женскую банду, совпадают.

Сравните:

awphuxpxtzw_i9t9uilg2tdbkkw.jpeg
Фото обложки фильма «Воины» и «Ренегата» для Cпектрума

Как я уже говорил, портами для домашних ПК занимались совершенно разные разработчики: для Amiga, Apple II и DOS — Software Creations (издатель Taito), для Amstrad CPC, ZX Spectrum, Atari ST и Commodore 64 — Ocean (издатель Imagine Software). В результате пострадали и графика, и игровой процесс. Например, в оригинальной игре масса «комнат», и есть уровень с гонками на мотоциклах.

Так в 1987 году началась история серии игр Renegade, которая стала первой в стиле Beat’em Up на домашних ПК (поправьте меня в комментариях, если это не так). К описаниям первых двух частей добавляю фишки и баги, которые нашел, когда играл сам.

Renegade


jrofttilelwo_parpqmavormpbq.png

Год создания: 1987
Авторы: Майк Лэмб (Arkanoid, Renegade, Robocop, Batman: Movie и др.), Fred Gray, Ronnie Fowles, Bob Wakelin, Bob Wakelin Inlay/Poster Art
Сюжет. Девушку героя, который решает порвать с криминальным миром, похищают. Рене нужно пройти 4 локации (метро, пирс, глухой переулок, тупик и комната босса), чтобы ее спасти.

Скриншоты (Commodore, DOS, ZX Spectrum и т.д.) ― угадаете, где какая платформа?

cydhzuatz_sgsqqiiqgztdnzlbq.jpegzu5tr4rwmeuy5wajnlyngzhjgos.pngx3wob3qftm2k3rdxaxbpqpig6fu.jpeghxrnhqw_y_yvryga1scp_zjx5hs.jpeg

Особенности:

  • На первых двух уровнях врагов можно сбрасывать в обрыв.
  • На каждом уровне свои враги и боссы (панк, байкер, Большая Берта и главный босс).
  • На последнем уровне все враги «фатальные». Удар ножом или пуля из пистолета — минус жизнь.
  • Врагов можно кидать через спину, сшибая с ног других, либо так отправлять в обрыв.
  • Врагов (включая и Большую Берту, которая резво бегает и сшибает героя) можно загнать в угол и дубасить кулаками, коленом, задним ударом ноги.
  • После завершения игра начинается заново, но враги становятся умнее и сильнее.


Баги:

  • На последнем уровне можно убить босса, не трогая всех врагов. При этом враги исчезают с экрана, но остаются действующими. Поэтому вполне можно по пути к своей возлюбленной Люси нарваться на нож.


Target: Renegade


fg69mke0umo6qoedrucc5o6tbrm.png


Год создания: 1988
Авторы: Jonathan Dunn, Mike Lamb, Bob Wakelin, Simon Butler, Dawn Drake, Bob Wakelin, Gari Biasillo
Сюжет. У Рене убивают брата Мэтта. В деле замешан босс преступного мира Мистер Биг. Герой должен пройти 5 локаций Скамвилля (парковка, трущобы, парк, торговый центр, бар) и отомстить.

Скриншоты:

lafthshqhya7bzczmthfvecoev4.png5f9wedkpqbqpp7y3dhrehiuj_ju.pngzeu3jjioi_ada8mzcz2mb-atr_0.png

Карта уровней:

7-pquezrrkr80a-bje3zqinaatm.jpeg

Особенности:

  • Есть двухпользовательский режим!
  • Можно отбирать у врагов оружие. За удар кувалдой, палицей, топориком и кием даются максимальные очки. За каждые 50 000, 150 000, 250 000 начисляется «шкурка».
  • Босс только один. Mr. Big. Но при бое лицом к лицу душит до конца.
  • На заднем плане первого уровня можно я заметил несколько «DD». Возможно, это отсылка к Double Dragon, которая вышла в 1989. А может, и просто пробоины в ограждении.
    phrbytv69tj6pq88kghau_-uwhs.png
  • После завершения игра начинается заново, но враги становятся умнее (пригибаются при вашем прыжке) и сильнее.
  • У версии для C64 нет возможности играть вдвоем.
  • Кассетный вкладыш к игре — копия обложки книги американского кикбоксера и артиста Джо Льюиса.
    s4nti_wnf1zg1dxwcclnzxntwry.jpeg

Баги:

  • Если на втором уровне не взять палицу, и она пропадет за пределами экрана, враги так же уходят за экран. Хаотичное движение героя может вернуть их назад, но обычно ничего не происходит, время заканчивается, и вы тупо теряете жизнь.
  • Если переместить героя в верхнюю часть экрана и сделать удар в прыжке, его голова «зеркалится» в нижней части.
  • В момент, когда Рене держит врага для удара коленом, можно выполнить удар в прыжке, после чего противник забавно задергается, и уже не встанет.


Renegade III: The Final Chapter


u87bwddz5xlqtpdbsjvmbztg1tu.png


Год создания: 1989
Авторы: Bob Wakelin, Andrew P. Deakin, Ivan Horn, Jonathan Dunn, Bob Wakelin

Сюжет. В этой части снова похищают подругу Рене. Чтобы ее спасти, герою приходится отправиться в путешествие во времени. Честно говоря, самая странная и бестолковая игра в серии. Из всей игры мне нравится только загрузочный экран. Герой в версии для «Комода» выглядит и двигается, как умалишенный. В игре 4 однообразных локации: доисторический уровень, Древний Египет, Средневековье и будущее.

Скриншоты:

wza_un2cesmuqg1-udedlij9juk.pnguu_o7mzwh6xpccktqk1h5ynvlxy.png6d7nsoroqrsdh25i-zwxf35uuue.jpeg

Особенности:

  • Была разработана версия для Amiga, но так и не была выпущена.
  • Игра была высоко оценена в журналах (например, 91% баллов присуждено Crash), но была была «опущена» фанатами за сюжет, плохую физику, отсутствие боссов, оружия и двухпользовательского режима. Мне даже попадалось видео, где автора спрашивают, не были ли редакторы журналов финансово заинтересованы в таком завышении рейтингов.


Римейки и версии фанатов


В свое время я перебрал все доступные римейки. Честно скажу: играть в большинство из них невозможно. Единственный вариант, который мне действительно понравился:

tcjdtrjwnmnx-pczy-cnpdeevf4.jpeg


Скачать его можно здесь: https://www.ys3.org/target-2006/

А еще Rafal Miazga в 2015 году сделал для спектрума мод, в котором изменил фоны уровней и включил число врагов для однопользовательского режима, как для двоих.

muu8bfove5x3drwsqcbkzfpmnda.gif


Могу выложить образ, если кому-то понадобится.

Пара слов о версии для Спектрума


u_qlqmn-i2unbbwpfwmclykpt9o.jpeg
t66til_4nq6iubmgrpc4vvk2mfy.jpeg


В процессе подготовки материала я прочитал несколько интервью основного разработчика Ренегата ― Майка Лэмба. Мне запомнились несколько моментов:

  • Мы вполне могли остаться и без Ренегада — Майк так долго ждал свой заказанный Спектрум, что чуть не потребовал у производителя вернуть деньги.
  • Те, кто играл во вторую часть, знают, что там масса багов. Лэмб потратил уйму времени на то, чтобы исправить большую их часть. И по ходу правок вносил в игру улучшения. Возможно, благодаря этому у нее шикарный геймплей и графика.
  • На вопрос, что было лучше/хуже в Speccy Майк ответил: лучше всего был Z80. Намного лучше, чем 6502 в C64. Отсутствие аппаратной прокрутки и спрайтов заставляли программистов выжимать все, что было в машине. И программисты на Спектруме были гораздо сильнее, чем разработчики для Commodore.


Кроме Ренегата я с трудом вспомню похожие по играбельности. Разве только Subway Vigilante (1989). В 90х на том же Спекки появились и Double Dragon и Teenage Mutant Hero Turtles, но это уже совсем другая история…

Напишите в комментариях, что еще помните про серию игр Renegade?

mxuanbovcusqgmqdgugvpnql8vq.jpeg

© Habrahabr.ru