Ритейл уходит в небо: дроны-курьеры

Amazon и Google уже тестируют дронов-доставщиков, а крупнейшая розничная сеть Walmart готовится присоединится к ним и отправила запрос в Федеральное управление авиации США. Использование дронов в коммерческих целях может принести экономике страны 82,5 миллиарда долларов. Главные препятствия — государственные регуляторы и время.

image

Дроны-курьеры в США и в мире


В США разрешения на коммерческое использование дронов имеют компании, занимающиеся аэросъёмкой, инспекцией линий электропередач, картографией, видеотрансляциями спортивных событий, наблюдением за частной собственностью. И только одна компания доставляет лекарственные препараты.

Это не мешает пользоваться дронами нелегально. 29 июля 2015 года в тюрьме Мнсфилда, штат Огайо, охранники обнаружили сброшенный на территорию тюрьмы пакет с табаком и двумя разновидностями наркотических веществ.

Amazon предлагает доставку под названием Prime Air — покупатели получают посылки в течение получаса после оформления заказа. Максимальная масса посылки при этом составляет 2,3 килограмма — это предельная масса 86% отправляемых ритейлером товаров.

Google в рамках Project Wing тестировал доставку беспилотниками в Австралии и в США. Аппараты Google летают со скоростью до 160 километров в час на высоте до 120 метров. Компания разработала алгоритм на случай потери аппаратом связи с операторами на Земле. Но если Amazon открыто говорит о своих целях — о доставке товаров беспилотниками, то предназначение Project Wing пока неясно.

В России в июне 2014 года Фёдор Овчинников попытался внедрить доставку пиццы дронами в Сыктывкаре. История закончилась хорошо: суд отменил штраф в пятьдесят тысяч рублей за доставку.

В июне 2015 года «Инвитро» протестировала октокоптер для доставки анализов в Кабардино-Балкарии. Биоматериал за 15 минут преодолел двенадцать километров, у автомобиля этот путь по дорогам составил бы сорок минут. Для эксперимента «Инвитро» получила все необходимые разрешения и согласовала полёт с Росавиацией.

image

Препятствия в виде законов


Все операторы дронов, используемых в коммерческих целях, должны быть настоящими лётчиками с соответствующей лицензией. Полёты должны производиться в пределах прямой видимости оператора — эта проблема решается благодаря исключению «Раздела 333», в который внесены более тысячи поправок в законодательство относительно эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.

Важная проблема — это проблема воздушного пространства. Amazon для её решения предлагает выделить отдельное воздушное пространство для скоростных дронов. По замыслу компании, беспилотники должны передвигаться в пространстве на высоте от шестидесяти до ста двадцати метров со скоростью от 111 километров в час. Высоту от ста двадцати до ста пятидесяти метров Amazon хочет сделать полностью бесполётной.

image

Время играет не на стороне ритейлеров. В марте 2015 года Amazon получила лицензию на проведение проверочных доставок товаров при помощи беспилотников. Но процесс получения документа занял полтора года — за это время дрон устарел, компания обновила беспилотники. А лицензировать необходимо каждую модель отдельно.

Регуляторам необходимо следить за дронами, так как они могут стать причиной аварий со смертельным исходом. Любители уже показали себя не с лучшей стороны — в том числе когда мешали тушить пожар в Калифорнии в июле 2015 года.

#NorthFire (Update) Firefighting aircraft has been grounded due to drone activity in the area pic.twitter.com/aVkx5Ud2JU

— SB County Fire (@SBCOUNTYFIRE) 17 июля 2015


В феврале 2015 года Федеральное управление гражданское авиации США опубликовало проект правил коммерческого использования дронов. Но этот проект нарушает планы по развитию как минимум Amazon — компания не предусматривала постоянный визуальный контакт операторов с беспилотниками. Amazon не отказалась от работы с проектом, но призвала управление пересмотреть правила с учётом интересов компании.

Федеральное управление гражданской авиации США планирует разработать окончательный вариант правил к июню 2016 года.

NASA и Verizon работают над системой по отслеживанию дронов для обеспечения безопасности полётов, а Google и Amazon будут тестировать её. Стоимость этого проекта стоит полмиллиона долларов, система поможет держать аппараты подальше от запретных зон, включая Белый дом.

image

Зачем ритейлерам дроны?


На август 2015 года Федеральное управление гражданской авиации США выдало более семисот разрешений на использование беспилотников коммерческими компаниями. Но только стартап Flirtey при сотрудничестве с НАСА может доставлять лекарственные препараты с помощью мультикоптеров.

image
Маршрут, по которому медицинские препараты доставляют наземным транспортом из аэропорта в округе Уайз.

Amazon уже готов отправить беспилотники с покупками — осталось только разрешения от управления авиации. Компания планирует сократить время доставки товаров до получаса. Использование дронов уменьшит транспортные издержки и послужит драйвером роста продаж в сети. Те ритейлеры, которые добьются значительного снижения издержек, повысят лояльность клиентов и увеличат долю на рынке, поскольку стоимость доставки — главная причина, по которой клиенты отказываются от заказов, уверен Купер Смит, аналитик BI Intelligence.

Насколько уменьшится стоимость доставки при сокращении времени до получаса? Доставка Amazon Prime Air обходится пользователям в один доллар.

image

Walmart явно хочет подстегнуть онлайн-продажи. Для компании это особенно актуально после потери двадцати миллиардов долларов за двадцать минут в середине октября. Это произошло после предупреждения инвесторов о том, что доходность по акциям Walmart в 2017 фискальном году снизится в диапазоне от 6 до 12%. Снизив издержки и повысив за их счёт зарплаты, улучшив эффективность доставки и управления складами Walmart сможет бороться с конкурентами. Всего компания потратит два миллиарда долларов на стимулирование продаж в интернете в ближайший год. У Walmart уже есть готовая инфраструктура для работы беспилотников: у 70% жителей США этот магазин находится в радиусе восьми километров.

Пока Amazon и Google планирует доставлять товары от распределительных центров до дома клиентов, Walmart хочет с помощью дронов закидывать пакеты в машины покупателей на парковке и запускать их с баз в кузовах грузовиков — эдаких авианосцев, развозящих покупки.

Третье нововведение Walmart — мониторинг товарных потоков: беспилотники будут искать товары на складах. Ассортимент среднестатистического Walmart сейчас насчитывает сто двадцать тысяч товаров.

Сооснователь компании Kiva Systems, разрабатывающей беспилотники, говорит о стоимости доставки двухкилограммовой посылки дронов на последней миле в десять центов. Наземная доставки обойдётся от двух до восьми долларов. Исследовательская компания ARK Investment Management говорит о стоимости в один доллар.

Беспилотная экономика


Счётная палата США считает, что работа беспилотников в воздушном пространстве США принесёт экономике страны $82,1 миллиарда долларов до 2025 года. В стране появятся более ста тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Дроны станут преобразующей технологией, которая может использоваться в сельском хозяйстве, правоохранительной деятельности, в целях обеспечения безопасности в прибрежных водах, в военной подготовке, поисково-спасательных операциях, оказании скорой медицинской помощи и так далее. Мировой годовой объём производства беспилотников может вырасти до четырнадцати миллиардов долларов к 2025 году с сегодняшних четырёх миллиардов, считает Teal Group.

© Megamozg