Рисуем диаграммы Mermaid.js в README-файлах GitHub
14 февраля 2022 года GitHub объявила о старте нативной поддержки диаграмм Mermaid.js в README-файлах GitHub. Нововведение помогло быстрее и эффективнее оформлять блок-схемы и графики для документации. До этого диаграммы вставлялись в виде изображений и если содержимое менялось, то надо было сначала нарисовать новое изображение, а потом вставлять его. Сейчас же можно просто исправить несколько строк в коде и система сгенерирует новый график.
Помимо GitHub, Mermaim.js нативно интегрирована в GitLab, Gitea, Joplin и Notion. Также есть и плагины для множества других сервисов. Для редакторов кода есть дополнения, которые помогают рендерить диаграммы. С полным списком поддерживаемых инструментов и сервисов можно ознакомиться в GitHub-профиле проекта.
В этой статье рассмотрим все основные диаграммы, имеющиеся в Mermaid и познакомимся со способами организации блок-схем в README-файлах.
Содержание:
Блок-схема;
Круговые диаграммы;
Диаграммы пользовательского пути;
Диаграмма Ганта;
UML-диаграмма;
Диаграмма состояния;
ER-модель;
Диаграммы последовательности.
Блок-схема
Блок-схемы — распространенный графический способ представления информации. Часто используется для визуализации работы алгоритмов. Блок-схемы обычно состоят из узлов в виде геометрических фигур и стрелок, соединяющих узлы. Mermaid позволяет создавать динамические блок-схемы.
Блок-схема создается с помощью ключевого слова flowchart
и аббревиатуры для указания направления. Имя узла указывается уже на следующей строчке. При этом важно, что нельзя создать узел с именем «end», если очень хочется, то лучше использовать «End» или «END».
flowchart TB
node
Направление блок-схемы, как уже было отмечено, задается с помощью ключевой аббревиатуры. Всего пользователю доступно 5 аббревиатур:
TB — «top to bottom», сверху вниз;
TD — «top-down/ same as top to bottom», сверху вниз;
BT — «bottom to top», снизу вверх;
RL — «right to left», справа налево;
LR — «left to right», слева направо.
В узел можно поместить любой текст, для этого после имени надо указать текст в квадратных скобках.
flowchart TB
node[Текст в узле]
Сами узлы могут быть не только прямоугольными. Форма узла задается символами вокруг текста и доступны следующие геометрические фигуры:
flowchart TB
node1[Форма 1]
node2(Форма 2)
node3([Форма 3])
nide4[[Форма 4]]
node5[(Форма 5)]
node6((Форма 6))
node7>Форма 7]
node8{Форма 8}
node9{{Форма 9}}
node10[/Форма 10/]
node11[\Форма 11\]
node12[/Форма 12\]
node13[\Форма 12/]
Иногда в самом тексте надо разместить специальные символы, которые в процессе рендеринга могут сломать всю конструкцию. Для этих целей доступно экранирование в виде кавычек. Все содержимое в кавычках по умолчанию принимается за текст.
flowchart LR
id1["Это текст (а вот это могло сломать рендеринг), но у нас есть экранирование"]
Узлы в блок-схеме соединяются с помощью стрелок и линий. В коде они указываются следующим образом:
flowchart TB
А --> B
C --- D
E -.-> F
G ==> H
I --o J
K --x L
Так же как и в обычной блок-схеме, в Mermaid можно указывать вопрос или размещать текст на стрелках и связях узлов. Для этого достаточно ввести необходимый текст в конструкцию стрелки:
flowchart TD
A-- Text ---B
C---|Text|D
E-->|text|F
G-- text -->H
I-. text .-> J
K == text ==> L
Система рендеринга автоматически подбирает длину стрелок и соединений, но если надо явно задать большую длину, то можно указать большее количество дефисов.
Зачастую на одной блок-схеме необходимо показать взаимосвязанную работу двух алгоритмов. Для этих целей подойдут подсхемы, позволяющие визуально разделять несколько сущностей на одном рисунке. Задаются они следующей конструкцией:
subgraph название
описание графа
end
Пример:
flowchart TB
c1-->a2
subgraph one
a1-->a2
end
subgraph two
b1-->b2
end
subgraph three
c1-->c2
end
Узел можно сделать кнопкой, открывающей страницу в браузере. Для этого надо указать ссылку в описании узла. Ссылку необходимо экранировать кавычками:
flowchart TB
%% создаем узел
A --> B
%% Кстати да, комментарии задаются двумя знаками процента
%% Описываем действия для клика по узлу
click A "http://www.github.com"
После этого узел A станет кликабельным и по клику будет открываться страница, находящаяся по ссылке. Но проблема в том, что ссылка будет открываться в активной вкладке, что может быть неудобно. Проблему можно решить и указать в конце ссылке ключевое слово _blank
.
flowchart TB
A --> B
click A "http://www.github.com" _blank
Узлам можно задавать альтернативные цвета. При этом для каждого отдельно взятого узла можно задать свой цвет. Для этого после описания блок-схемы необходимо написать ключевое слово style
, после указать имя узла, а потом описать цветовую схему. Цветовая схема задается с помощью следующих тегов:
fill — заливка;
stroke — цвет границы;
stroke-width — толщина границы;
color — цвет текста;
stroke-dasharray — пунктирная граница.
flowchart LR
id1(Start)-->id2(Stop)
style id1 fill:#3f3,stroke:#333,stroke-width:4px
style id2 fill:#ff2400,stroke:#333,stroke-width:4px,color:#fff,stroke-dasharray: 12 5
Если блок-схема большая, то может быть неудобно для каждого элемента расписывать его свойства. Для этого есть возможность создавать классы стилей и применять их. Класс объявляется с помощью ключевого слова classDef
, далее следует название класса и теги через запятую. Применять стиль можно с помощью трех двоеточий после имени узла (:::
).
flowchart LR
classDef class1 fill:#3f3,stroke:#333,stroke-width:4px
classDef class2 fill:#ff2400,stroke:#333,stroke-width:4px,color:#fff,stroke-dasharray: 12 5
A:::class1 --> B:::class2
Если применить все полученные знания, то можно построить вот такую несложную блок-схему.
flowchart TD
classDef class1 fill:#7FFFD4, stroke:#000, stroke-width:4px
A([Нам нужна диаграмма]):::class1
B{Диаграмма динамическая?}:::class1
A--->B
B--Да-->C([Лучше воспользоваться Mermaid.js]):::class1
B--Нет-->D([Можно просто нарисовать и вставить с помощью Markdown]):::class1
Круговые диаграммы
Круговая диаграмма — популярный и простой способ показать какую часть от общего числа занимает отдельные части. В Mermaid круговые диаграммы задаются с помощью ключевого слова pie
, далее следует слово title
, позволяющее задать название диаграммы и строка с самим названием. Но titlte можно опустить и не использовать, тогда диаграмма будет безымянной.
Данные в диаграмму записываются построчно следующим образом:
название в кавычках;
разделитель в виде двоеточия;
положительное числовое значение (поддерживается до двух знаков после запятой).
pie title Продажи легких закусок за декабрь 2021
"Сендвичи" : 223
"Салаты" : 50
"Канапе" : 100
Диаграммы пользовательского пути
С помощью диаграммы пользовательского пути можно продемонстрировать процесс того, как каждый тип пользователя пользуется мобильным или веб приложением. Для создания подобных схем в Mermaid есть ключевое слово journey
, title
также отвечает за название всей диаграммы. С помощью section
можно задавать разделы. В каждом разделе указываются конкретные шаги с оценкой по десятибалльной шкале и закрепленным за действием лицом. Все эти данные следует вводить через разделитель в виде двоеточия.
journey
title Процесс написания статьи
section Поиск / изучение
Поиск информации: 5: Я
Структурирование: 5: Я
section Пишем
Пишем черновик: 5: Я
Готовим картинки: 4: Я
section Редактируем
Проверяем: 3: Я
Финальные правки: 2: Я
section Публикация
Публикуем: 5: Я
Радуемся: 8: Я, Мой кот
Диаграмма Ганта
Диаграмма Ганта часто применяется в приложениях для планирования и отображает процесс работы над проектом. Обычно такая диаграмма состоит из двух основных частей — временной шкалы и задач. Подобные виды отслеживания задач довольно популярны и первую версию придумали аж в 1910 году, поэтому за более чем сотню лет появились альтернативные и расширенные виды. Но у всех вариантов всегда одна и таже задача.
В Mermaid диаграммы Ганта состоят из двух частей — на оси X находится шкала времени, а на оси Y задачи и порядок их выполнения. Такой вид диаграммы задается ключевым словом gantt
, в title
вписывается название. Далее следует указать формат даты, который система будет принимать для рендеринга итоговой диаграммы (dateFormat
). Разделы по оси Y задаются с помощью ключевого слова section
и названия раздела. А далее следует указывать сами задачи, которые состоят из короткого текста задачи, имени, даты начала и продолжительности. При этом текст задачи располагается слевой части, а остальные параметры с правой и разделяются запятой. Через ключевое слово after можно явно указать последовательность задач в рамках раздела, если этого не сделать, то система сама расположит их по порядку.
gantt
title Диаграмма Ганта
dateFormat YYYY-MM-DD
section Секция 1
Задача 1 :a1, 2014-01-01, 15d
Задача 2 :20d
section Секция 2
Задача 1 :2014-01-12 , 12d
Задача 2 : 24d
Для каждой задачи существуют несколько параметров, которые указывают на ее состояние:
crit
— особенно важные задачи;active
— задачи в работе;done
— выполненные задачи;milestone
— вехи (единичные важные события).
gantt
title Диаграмма Ганта
dateFormat YYYY-MM-DD
section Секция 1
Milestone :milestone, a1, 2014-01-01, 15d
Crit :crit, a2, 2014-01-01, 15d
Active :active, a3, 2014-01-01, 15d
Done :done, a4, 2014-01-01, 15d
UML-диаграммы
UML-диаграммы обычно используются для схематичного отображения классов и их связей в коде. Mermaid позволяет создавать диаграммы классов с помощью ключевого слова classDiagram
. Каждый экземпляр класса содержит в себе три составляющие:
в верхней части располагается название класса и необязательное описание;
в центральной части находятся атрибуты класса, которые указываются со строчной буквы и выравниваются по левому краю;
в нижней части размещены методы класса.
Есть два способа задать поля класса. Результаты рендеринга одинаковые, но второй способ занимает меньше места и требует меньше кода:
classDiagram
class BankAccount
BankAccount : +String owner
BankAccount : +Bigdecimal balance
BankAccount : +deposit(amount)
BankAccount : +withdrawl(amount)
Или
classDiagram
class BankAccount{
+String owner
+BigDecimal balance
+deposit(amount)
+withdrawl(amount)
}
Модификаторы доступа полей класса условно задаются с помощью символов перед самим полем:
+ — public;
- — private;
# — protected;
~ — package.
Отношения между классами задаются с помощью различных видов стрелок, общая модель выглядит следующим образом:
[класс][стрелка][класс]
Тип | Описание |
<|-- | Наследование |
*-- | Композиция |
o-- | Агрегация |
--> | Ассоциация |
-- | Ссылка (сплошная) |
…> | Зависимость |
…|> | Реализация |
… | Ссылка (пунктирная) |
classDiagram
classA <|-- classB
classC *-- classD
classE o-- classF
classG <-- classH
classI -- classJ
classK <.. classL
classM <|.. classN
classO .. classP
При желании можно явно указать вид связи в виде текста:
classE --o classF : Агрегация
Двусторонние отношения задаются с помощью дублированной стрелки, направленной в обе стороны:
classDiagram
Animal <|--|> Zebra
Всего двусторонние отношения возможны для следующих видов взаимоотношений:
Тип | Описание |
<| | Наследование |
* | Композиция |
o | Агрегация |
> | Ассоциация |
< | Ассоциация |
|> | Реализация |
Всего поддерживаются следующие типы множественного наследования:
1 — только один;
0…1 — ноль или один;
1…* — один или больше;
* — много;
n — n-ое количество;
0…n — от нуля до n;
1…n — от единицы до n.
Задается множественное наследование следующим образом:
classDiagram
Customer "1" --> "*" Ticket
Student "1" --> "1..*" Course
Galaxy --> "many" Star : Contains
Классы можно аннотировать с помощью специальных маркеров, содержимое которых отображается в блоке с названием. Возможны 4 вида аннотаций:
<
> — интерфейсы; <
> — абстрактный класс; <
> — классы-сервисы; <
> — перечисления с областью видимости.
Задать можно также двумя разными способами, которые не влияют на результаты рендеринга:
classDiagram
class Shape
<> Shape
Shape : noOfVertices
Shape : draw()
Или
class ShapeCopy {
<>
noOfVertices
draw()
}
UML-диаграммам так же как и блок-схемам можно задавать направление. Оператор направления следует указывать после ключевого слова direction
.
classDiagram
direction LR
class Student {
-idCard : IdCard
}
class IdCard{
-id : int
-name : string
}
Student "1" --o "1" IdCard : carries
Класс UML-схемы может содержать в себе ссылку и быть кликабельным. Задается все таким же образом, как и в блок-схемах:
classDiagram
direction LR
class Student {
-idCard : IdCard
}
link Student "http://www.github.com"
Диаграмма состояния
Диаграммы состояний используются для описания поведения различных систем. По внешнему виду чем-то напоминают блок-схемы. Диаграммы состояний требуют наличия конечно количества состояний.
Mermaid умеет рендерить подобные диаграммы, а синтаксис максимально приближен к PlantUML, что должно упростить миграцию и обмен кодом. Задается диаграмма с помощью ключевого слова stateDiagram
или stateDiagram-v2
. Лучше использовать вторую версию рендеринга.
stateDiagram-v2
[*] --> Still
Still --> [*]
Still --> Moving
Moving --> Still
Moving --> Crash
Crash --> [*]
В представленной диаграмме описано три состояния — «Still» (Покой), «Moving» (Движение) и «Crash» (Столкновение). Из состояния покоя можно перейти в состояние движения и обратно, но нельзя перейти в состояние столкновения. А вот из состояния движения можно перейти в состояние столкновения.
Состояния задаются следующим образом:
stateDiagram-v2
s1
Для описания состояния есть два пути:
stateDiagram-v2
state "This is a state description" as s2
s2 : This is a state description
Переход от одного состояния к другому задается стрелками:
stateDiagram-v2
s1 --> s2
Текст перехода задается так:
stateDiagram-v2
s1 --> s2: A transition
Начало и конец диаграммы обозначается с помощью символа звездочки, а далее следует стрелка направления перехода:
stateDiagram-v2
[*] --> s1
s1 --> [*]
Состояния можно объединять в подсостояния и группировать между собой. Главное состояние обозначается ключевым словом state
, за ним следует идентификатор, а потом фигурные скобки, в которых содержится тело подсостояния.
stateDiagram-v2
[*] --> First
state First {
[*] --> second
second --> [*]
}
Поддерживается и вложенность в несколько уровней:
stateDiagram-v2
[*] --> First
state First {
[*] --> Second
state Second {
[*] --> second
second --> Third
state Third {
[*] --> third
third --> [*]
}
}
}
Можно оформлять переходы между несколькими подсостояниями:
stateDiagram-v2
[*] --> First
First --> Second
First --> Third
state First {
[*] --> fir
fir --> [*]
}
state Second {
[*] --> sec
sec --> [*]
}
state Third {
[*] --> thi
thi --> [*]
}
Выбор состояния может зависеть от определенного условия. Для организации выбора используется ключевое слово choice
:
stateDiagram-v2
state if_state <>
[*] --> IsPositive
IsPositive --> if_state
if_state --> False: if n < 0
if_state --> True : if n >= 0
Несколько состояния могут сливаться в одно общее. Для этого состояния, которые сливаются, отмечают ключевым словом fork
, а состояние в которое происходит слияние, отмечают словом join
.
stateDiagram-v2
state fork_state <>
[*] --> fork_state
fork_state --> State2
fork_state --> State3
state join_state <>
State2 --> join_state
State3 --> join_state
join_state --> State4
State4 --> [*]
К состояниям можно добавлять поясняющие заметки. Для этого существует ключевое слово note
, после важно указать сторону с помощью right of
или left of
. Доступно два варианта записи в коде — один более подробный, другой компактнее:
stateDiagram-v2
State1: The state with a note
note right of State1
Important information! You can write
notes.
end note
State1 --> State2
note left of State2 : This is the note to the left.
Направление диаграммы указывается после ключевого слова directions
. Список доступных аббревиатур рассматривался в разделе блок-схем.
ER-модель
ER-модель — модель данных, описывающая взаимосвязанные вещи, представляющие интерес в определенной области знаний. Зачастую используется при высокоуровневом проектировании баз данных. Задается с помощью ключевого слова erDiagram
.
erDiagram
CUSTOMER ||--o{ ORDER : places
ORDER ||--|{ LINE-ITEM : contains
CUSTOMER }|..|{ DELIVERY-ADDRESS : uses
Mermaid не требует указывать имена сущностей с заглавной буквы, а связи обозначаются популярной нотацией «гусиные лапки».
Отношения задаются с помощью следующей базовой конструкцией:
[ : ]
first-entity — имя сущности;
relationship — описания способа связи;
second-entity — имя другой сущности;
relationship-label — описание отношения с точки зрения первой сущности.
К примеру:
PROPERTY ||--|{ ROOM : contains
Значение слева | Значение справа | Значение |
|o | o| | Минимум ноль, максимум ноль |
|| | || | Минимум один, максимум один |
}o | o{ | Минимум ноль, максимум много |
}| | |{ | Минимум один, максимум много |
Атрибуты сущностей обозначаются после имени самой сущности. Также существует два вида записи.
erDiagram
CAR ||--o{ NAMED-DRIVER : allows
CAR {
string registrationNumber
string make
string model
}
PERSON ||--o{ NAMED-DRIVER : is
PERSON {
string firstName
string lastName
int age
}
Атрибуты могут иметь ключи или комментарии. Первичные ключи (Primary Key) обозначаются как PR
, а внешние ключи (Foreign Key) FK
. Комментарий же определяется двойными кавычками в конце атрибута. При этом комментарий не может содержать в себе двойные кавычки.
erDiagram
CAR ||--o{ NAMED-DRIVER : allows
CAR {
string allowedDriver FK "The license of the allowed driver"
string registrationNumber
string make
string model
}
PERSON ||--o{ NAMED-DRIVER : is
PERSON {
string driversLicense PK "The license #"
string firstName
string lastName
int age
}
Диаграммы последовательности
На диаграммах последовательности отображается жизненный цикл одного объекта или нескольких, а также их взаимодействие. Диаграммы последовательности состоят из актеров в виде прямоугольников и взаимодействий в виде вертикальных «линий жизни».
В Mermaid диаграммы последовательности задаются с помощью ключевого слова sequenceDiagram
:
sequenceDiagram
Alice->>John: Hello John, how are you?
John-->>Alice: Great!
Alice-)John: See you later!
Актеров можно объявлять неявно сразу во время указания отношений, а можно сначала объявить всех участников с помощью ключевого слова participant
, а потом отмечать отношения.
sequenceDiagram
participant Ваня
participant Петя
Ваня->>Петя: Привет, Петя
Петя->>Ваня: Привет, Ваня
Если есть необходимость или непреодолимое желание использовать изображения стикменов вместо обезличенных прямоугольников, то для этого participant
надо заменить на actor
.
sequenceDiagram
actor Ваня
actor Петя
Ваня->>Петя: Привет, Петя
Петя->>Ваня: Привет, Ваня
Каждый раз писать имя актера может быть не удобно и долго, особенно если схема состоит из десятка разных актеров. Для этих целей в Mermaid есть псевдонимы. Имя актера можно сократить до нескольких букв или буквенных идентификаторов.
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
V->>P: Привет, Петя
P->>V: Привет, Ваня
Связи и сообщения могут отображаться в виде сплошных или пунктирных линий. Общий вид выглядит следующим образом:
[Актер][Стрелка][Актер]:Текст сообщения
Тип | Описание |
→ | Сплошная линия без стрелки |
--> | Пунктирная линия без стрелки |
→> | Сплошная линия со стрелкой |
-->> | Пунктирная линия со стрелкой |
-x | Сплошная линия с крестиком на конце |
--x | Пунктирная линия с крестиком на конце |
-) | Сплошная линия с открытой стрелки |
--) | Пунктирная линия с открытой стелки |
Актера явно можно активировать и деактивировать, отмечая область его действия. Осуществляется это с помощью ключевых слов activate
и deactivate
. Активации можно накладывать друг на друга.
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
V-)P: Привет, Петя
activate P
P->>V: Привет, Ваня
deactivate P
Доступна и сокращенная запись в виде знаков »+/-» на конце стрелок, результат рендеринга будет идентичен:
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
V-)+P: Привет, Петя
P->>-V: Привет, Ваня
Диаграммы последовательности можно снабжать заметками с помощью общего вида записи:
Note [ right of | left of | over ] [Актер]: Текст заметки
Если ключевые слова right of
и left of
уже встречались нам, то слово over
новое. Оно позволяет размещать заметку сразу на нескольких актерах.
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
V-)+P: Привет, Петя
P->>-V: Привет, Ваня
Note over V,P: Заметка
Часто одно и то же действие происходит в цикле и активируется с определенным интервалом. В Mermaid циклы задаются с помощью ключевого слова loop
:
loop Текст цикла
... действие ...
end
К примеру:
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
V-)P: Привет, Петя
loop Каждое утро
P->>V: Привет, Ваня
end
Альтернативные сценарии и условия обозначаются следующей конструкцией:
alt Описание
... действие ...
else
... действие ...
end
Необязательные опциональные сценарии задаются без else
:
opt Описание
... действие ...
end
Пример:
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
V->>P: Петя, как дела?
alt Если хорошо
P->>V: Все отлично!
else
P->>V: Все плохо :с
end
opt Если все сильно раздражает
P->>V: Отвали, Ваня!
end
Можно указать параллельные действия. Для этого есть ключевое слово par
:
par [Действие 1]
... описание ...
and [Действие 2]
... описание ...
and [Действие N]
... описание ...
end
К примеру так:
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
participant I as Ирина
par Ваня и Петя
V->>P: Привет, Петя
and Ваня и Ирина
V->>I: Привет, Ирина
end
Фону можно добавлять кастомизированные цвета с помощью RGB и RGBA кодов:
rect rgb(0, 255, 0)
... содержимое ...
end
rect rgba(0, 0, 255, .1)
... содержимое ...
end
К примеру:
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
participant I as Ирина
rect rgb(191, 223, 255)
par Ваня и Петя
V->>P: Привет, Петя
and Ваня и Ирина
V->>I: Привет, Ирина
end
end
Действия на диаграмме можно автоматически пронумеровать с помощью ключевого слова autonumber
в начале кода:
sequenceDiagram
participant V as Ваня
participant P as Петя
participant I as Ирина
autonumber
par Ваня и Петя
V->>P: Привет, Петя
and Ваня и Ирина
V->>I: Привет, Ирина
end
loop Каждые полчаса
V->>I: Сколько времени?
end
Интеграция с GitHub
Последнее обновлние добавило нативную поддержку диаграмм Mermaid в GitHub и теперь можно включать схемы и графики в README-файлы. Для этого в md-файле необходимо обозначить блок кода, отметить его тегом mermaid
и вставить в него необходимый код. Все остальное сделаеть браузер.
```mermaid
... код диаграммы ...
```
Помимо этого, у проекта есть онлайн-редактор кода с моментальным выводом диаграмм. Из него схемы можно импортировать в PNG и SVG. Для популярных IDE и редакторов кода реализованы либо нативная поддержка, либо сторонние плагины.