Ричард Столлман обеспокоен любовью Microsoft к Linux
Корпорация Microsoft в последнее время неоднократно говорила о своей поддержке Linux. И не только говорила, но и подтверждала слова делом. Ключевым событием стала разработка подсистемы WSL (Windows Subsystem for Linux), с помощью которой внутри Windows можно запускать Linux-приложения и даже устанавливать некоторые Linux-дистрибутивы. Подсистема WSL никак не сравнится с нормальной Linux-системой по производительности и функциональности, в ней даже не запускаются приложения с GUI. Но она постепенно развивается, в Microsoft активно работают над WSL. И у неё будут уникальные особенности, позволяющие расширить возможности Linux. Например, там можно связать в общую цепочку команды из разных дистрибутивов Linux и команды из Windows (эта новая функция представлена 29 августа 2017 года).
Сразу же после анонса WSL многие узнали знакомый паттерн, то есть знакомую стратегию действий Microsoft. В сообществе Open Source до сих пор периодически высказывают мнение, что WSL — это реализация стратегии Embrace, Extend, Extinguish (»Поддержать, расширить, уничтожить»). Как было установлено Министерством юстиции США, эта фраза использовалась в корпорации Microsoft, чтобы описать стратегию внедрения в отрасли ПО путём расширения их стандартов и дальнейшего использования этих отличий для получения преимущества и уничтожения оригинальных свободных версий.
Ричард Столлман согласен: всё указывает на то, что Microsoft опять использует тактику Embrace, Extend, Extinguish.
«Определённо, всё выглядит таким образом, — говорит Столлман. — Но нас будет непросто уничтожить, потому что причины нашего использования и продвижения свободного программного обеспечения не ограничиваются практическим удобством».
«Мы хотим свободы. А в том, как использовать компьютеры в условиях свободы, Microsoft неудачница», — подчеркнул гуру.
Издание TechRepublic приводит мнение ещё одной известной личности в мире Linux — Марка Шаттлворта. Его отношение к Windows предсказуемо изменилось после того, как подсистема WSL стала поддерживать запуск дистрибутива Ubuntu. Раньше Шаттлворт позиционировал Ubuntu как конкурента Windows на десктопах и называл «багом» нынешнее доминирующее положение Windows. В принципе, баг № 1 «Microsoft has a majority market share» по-прежнему в баг-трекере Ubuntu, но позиция Шаттлворта изменилась. Теперь он поддерживает Microsoft и говорит, что WSL позволит расширить влияние и популярность Linux. Это может быть верно: фактическое использование Linux-дистрибутивов, в том числе Ubuntu, действительно вырастет: «Здесь не то, чтобы Microsoft крала наши игрушки, здесь больше похоже на то, что мы сами делим их с Microsoft, чтобы предоставить каждому максимально возможное удобство, — говорит Шаттлворт. — Пользователям, которые имеют богатый опыт работы с Windows, подсистема WSL даёт более широкий выбор и гибкость, в то же время открывая для open source платформы абсолютно новую потенциальную аудиторию».
В данный момент Windows немного опережает Linux по популярности у разработчиков: 41% против 33%, согласно опросу 64 000 разработчиков на StackOverflow.
При этом Шаттворт уверен, что у нативного Linux по-прежнему останутся пользователи, в любом случае. Он также добавил, что сейчас Microsoft — уже другая компания, не такая как раньше, а имеющая «гораздо более сбалансированный взгляд на открытые и конкурирующие платформы на многочисленных фронтах». Другими словами, Microsoft больше не угрожает Linux.
Позиция Столлмана не менялась, как у Шаттворта. Он говорит то, что всегда говорил: проприетарный софт — это зло. Проявившаясь «любовь» Microsoft к Linux и создание подсистемы WSL, наоборот, только помогают укрепить доминирующее положение проприетарных программ вроде Windows и подрывают позиции свободного ПО: «Цель движения за свободное ПО — освободить пользователей от отрицающих свободу проприетарных программ и систем, таких как Windows. Если несвободная система, такая как Windows, MacOS, iOS, ChromeOS или Android, становится более удобной, то это шаг назад в кампании за свободу».
Столлман хочет ещё раз напомнить о более широком моральном императиве отказа от проприетарного ПО. В этом случае нет места рассуждениям об удобстве или популярности Linux: «Когда проблема касается в выборе свободы или несправедливости, то рассуждения о том, что люди «будут» делать, являются второстепенными. Важный вопрос — что мы можем сделать и должны сделать для свободного общества».