Reuters: Индийское подразделение Amazon подделывало товары конкурентов и манипулировало результатами поиска

23147fc5fe7870c65ec4de48851a2209.jpeg

Индийское подразделение компании Amazon регулярно производило подделки и манипулировало выдачей на своей торговой платформе. Компания всё отрицает, однако по меньшей мере двое руководителей подразделения были в курсе этой бизнес-стратегии, говорится в расследовании Reuters.

Журналисты информагентства утверждают, что ознакомились с внутренними документами Amazon. Из них следует, что местное подразделение приняло подделку товаров и манипуляцию результатами поисковой выдачи в качестве официальной тайной стратегии компании. При этом обо всём этом докладывали топ-менеджерам Amazon — среди них старший вице-президент Диего Пьячентини, уже ушедший из компании, и Рассел Грандинетти, сейчас работающий руководителем международного потребительского бизнеса.

В 2013 году Amazon начала работу над производством товаров под собственными брендами в Индии. Компания планировала таким образом увеличить прибыль, поскольку свои товары имеют большую маржу из-за снижения издержек. Тем не менее, вскоре после запуска программы Amazon зафиксировала милионные убытки. В 2016 году руководители индийского подразделения предложили новую программу под названием Private Brands — согласно ней, компания должна была запустить товары, которые бы копировали чужие продукты.

Планы гласили, что компания должна выпускать товары, не уступающие другим брендам, но дешевле на 10–15%. Для этого в Amazon проанализировала продажи на собственной торговой площадке, в частности, изучив продажи и клиентские отзывы. В результате компания выбрала сразу десятки брендов в различных категориях, которые хорошо подходили под нужные параметры.

Так, например, в категории мужской одежды индийское подразделение запустило марку Xessentia. При создании первой линейки мужских сорочек Amazon выбрала в качестве эталона Louis Phillipe, и к первому кварталу 2016 года стала вторым по популярности брендом на индийской площадке Amazon. Однако выяснилось, что примерно одна из 12 возвращалась из-за проблем с размером, поскольку компании не удалось подогнать размеры при создании продукта. В результате Xessentia начала запуск другой линейки, уже ориентируясь на марку John Miller.

Пример подделки от Amazon. Слева - мебель от производителя Williams-Sonoma, слева - от бренда Rivet, созданного AmazonПример подделки от Amazon. Слева — мебель от производителя Williams-Sonoma, слева — от бренда Rivet, созданного Amazon

Аналогичная ситуация сложилась на рынке экологически чистой обуви. В 2016–2017 годах Amazon предлагала производителю Allbirds разместить его продукцию на своей площадке, но тот отказался. К 2019 году Amazon запустила свою собственную линейку экологически чистой обуви, которая сильно напоминала Allbirds, и продавала её по более низкой цене — из-за использования более дешёвых материалов. Allbirds при этом не стала подавать в суд — компания опубликовала открытое письмо Джеффу Безосу, в котором сообщила о сходстве товаров и предложила помочь выбрать более экологичные материалы для товаров Amazon.

Кроме того, Reuters утверждает, что Amazon регулярно помещала свои собственные бренды в верхней части страницы поиска. В 2017 году аналитики компании выяснили, что более половины пользовательских кликов в поисковой выдаче приходятся на первые восемь результатов. В результате компания начала выдавать свои марки AmazonBasics и Solimo на верхние позиции поиска, а также помещать их в рейтинги самых продаваемых товаров и на баннеры на страницах с продукцией конкурентов. Об этом информагентству рассказал один из бывших сотрудников Amazon — по его словам, такой метод продвижения сложно назвать незаконным, однако он, несомненно, вредил продажам конкурентов.

Amazon воздержалась от комментариев Reuters относительно публикации. Вместе с тем в Индии продолжаются споры касательно электронной коммерции в Индии от иностранных компаний. В июне правительство страны предложило принять новые нормативные акты, которые накладывают дополнительные ограничения на Amazon. Причиной стали жалобы на недобросовестную практику ведения бизнеса с их стороны.

© Habrahabr.ru