Чего стоит карьеру в EdTech построить: перспективы отрасли и роль IT-специалистов в ней

image-loader.svg

До пандемии отрасль EdTech развивалась весьма активно, а после наступления Covid-19 скорость роста повысилась в несколько раз. К 2025 году объем рынка EdTech увеличится с $250 млрд по состоянию на 2020 год до $404 млрд. В России тоже все отлично: по итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 EdTech компаний выросла более чем на 113% по сравнению с предыдущим годом —  на 34 млрд рублей. В 2022 году эксперты прогнозируют повышение объема рынка до 60 млрд рублей. Растет и спрос на IT-специалистов, ведь они — главный драйвер отрасли. 

В общем, перспективы у отрасли весьма радужные, сейчас это неплохая возможность получить если и не работу мечты, то как минимум — интересную должность. Причем IT-специалистам для получения работы в EdTech, зачастую, и переобучаться не придется — большинство необходимых навыков уже есть.

Что вообще сейчас представляет собой EdTech?

Если коротко, то это отрасль, которая при помощи технологий повышает качество и скорость обучения, используя цифровые инструменты. На Хабре уже не раз говорилось о том, что фундаментальное образование — весьма консервативно, плюс в большинстве случаев в нем нет современных инструментов. И даже переход с обычных лекций на онлайн-занятия может не привести к должному эффекту, если механически все перенести в интернет — и методики, и инструменты обучения.

Нужно что-то новое, более эффективное, конечно, в хорошем смысле этого слова. Ну, и EdTech как раз и является этим «чем-то», предоставляя такие методы, как:

  • Геймификация — позволяет дольше удерживать внимание практически любой аудитории, от детей до уже состоявшихся профессионалов. Сейчас геймификация применяется практически всеми Edtech-платформами, от Geekbrains и «Нетологии» до Like Центра.

  • Виртуальная и дополненная реальности — дают возможность визуализировать все, что необходимо в процессе обучения. Возможности VR и AR весьма обширны, например, на уроке химии колбы и пробирки полностью виртуальны. Здесь не нужны ни реагенты, ни реальная химическая посуда — реакции осуществляются полностью в виртуальной среде, с подробнейшим объяснением, что происходит, почему и как. Виртуальную реальность активно использует РЖД — здесь есть центры переподготовки специалистов, где практические занятия проводятся в виртуальной реальности. Причем для самых разных специалистов — от машинистов до обходчиков путей.

  • Искусственный интеллект — позволяет персонализировать обучение, подбирая программу и задачи индивидуально. Также при помощи ИИ можно понять, сколько отдельному человеку понадобится времени на освоение курса. Адаптивное обучение используется, например, платформой Toolbox Like Центра — для начинающих предпринимателей организовывается изучение бизнес-процессов с базовых понятий, их учат, например, вести финансовый учет и настраивать воронки продаж. Более опытных обучают нюансам работы с аналитикой, unit-экономикой, конкурентным анализом.

Понятно, что для EdTech нужны как компьютерное железо, так и софт, не говоря уже про облачные сервисы, необходимость настройки образовательной среды и прочее. И вот как раз для этого нужны IT-специалисты, которые способны дать отрасли все, что требуется для нормальной работы.

Почему работать в Edtech — круто?

Речь идет о том, что у этой отрасли есть несколько преимуществ, которые могут понравиться IT-специалисту.

Главное преимущество в том, что отрасль очень быстро развивается, как и говорилось выше. Придя в EdTech сегодня, можно быстро вырасти профессионально и через пару лет занять хорошую должность. Рутинные задачи, конечно, будут, но их не так много, так что «день сурка» в этом случае невозможен.

Работать нужно будет над новыми продуктами. Устраиваясь в крупную корпорацию — ритейл, технологическую или любую другую — разработчику обычно приходится иметь дело уже с существующими продуктами. Многие в итоге чувствуют себя «винтиками» в гигантской машине, где мало на что можно повлиять или что-то изменить. А вот в Edtech, как новой отрасли, нет устоявшихся продуктов — здесь можно создавать что-то свое, совсем новое. Показателен пример некоторых представителей отрасли. Например, в Like Центр многие новички, около 40%, приходят по рекомендации уже работающих в команде коллег/знакомых. 

Любая деятельность в EdTech в итоге позволяет сделать мир хоть немного, но лучше. Выражается это в том, что сотрудники EdTech-компаний помогают людям учиться, получать новые навыки и достигать новых целей. Видеть результат своей работы — многого стоит.

Возможность работать онлайн -— это тоже отлично. В EdTech почти повсеместно применяется удаленный режим работы и обучения. Так что в офис ездить если и придется, то редко.

В EdTech есть несколько направлений и цифровых образовательных экосистем, так что точно можно найти что-то по душе. Вот наиболее известные российские EdTech компании:   

  • Школьное образование — учи.ру, Maximum Education.

  • IT-профессии — Geekbrains, Skillbox, «Нетология».

  • Предпринимательство — Like Центр.

  • Иностранные языки — EnglishDom, Skyeng.

Какие задачи здесь нужно выполнять IT-специалисту?

Как и говорилось выше, преимущество развивающихся отраслей в отсутствии рутины — в большинстве случаев работать нужно будет над новыми продуктами. Роль большинства IT-специалистов в этом случае не меняется. В общем-то, многие задачи, которые необходимо решать в EdTech-компаниях, вполне обычны — разработка, дизайн, создание интерфейсов, бизнес-аналитика и многое другое. Но зато задачи часто меняются — работать нужно в условиях развивающихся компаний, которые все время расширяются. А это означает создание новых продуктов, возможностей и модулей к ним, совершенствование существующих и добавление новых функций. 

Пример — разработка модуля аналитики результатов учащихся и общий мониторинг. Если это обучающая система для предпринимателей — разработка библиотеки гипотез участников системы. В ней могут собираться лучшие гипотезы, которые, к тому же, оцениваются другими учащимися. Это может быть и модуль контроля качества учебного процесса, базирующегося на результатах учащихся, отзывах преподавателей и других факторах.

Кроме того, есть для технических специальностей и весьма специфические профессии, причем немало.

Администратор онлайн-школы. Речь идет о специалисте, который отвечает за техническую сторону процесса. Он подключает и настраивает сервисы и продукты, необходимые EdTech компании. Кроме того, он же может и участвовать в разработке этих сервисов и продуктов.

Здесь не нужны глубокие знания серверного администрирования или ЯП, так что стать таким специалистом получится даже у айтишника с небольшим опытом. Ему нужно будет внедрять и оптимизировать технические решения, следить за тем, чтобы все работало без сбоев и решать возникающие проблемы.

Менеджер по трафику. Такому специалисту нужно уметь привлекать клиентов, конвертируя трафик в целевые действия. Ему необходимо будет использовать в своей работе веб-аналитику, обширный спектр метрик, потребуется знать особенности бизнеса компании. Также менеджер по трафику должен уметь тестировать различные гипотезы, знать нюансы работы с лендингами.

Если говорить о перспективах EdTech и том, стоит ли рассчитывать на постоянную работу в отрасли, то с уверенностью можно сказать, что с этим все хорошо. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 5–7 лет среднегодовой темп роста отрасли составит около 10% — это показатель для глобального рынка. В общем, если вдруг вы получили оффер от компании, работающей в этой сфере — не сомневайтесь, попробовать стоит.

© Habrahabr.ru