Решение Микеланджело парадокса Ферми для цивилизаций с предельным развитием
Не будь мы господу душой под стать
Погрязли бы в никчемности презренной
А нас пленяет красота вселенной
И мчимся тайну вечности познать.
В этой заметке мы попытаемся связать несвязуемое: парадокс Ферми и фреску Микеланджело. Начнем с Микеланджело. В картине «Сотворение Адама» он выразил великую идею передачи божественной искры разума от творца Адаму. Внимание зрителя сконцентрировано на сближающихся перстах, между которыми словно вот‑вот должен проскочить нечеловеческой силы разряд божественного сознания. Одна только эта идея делает картину Микеланджело величайшим художественным творением человечества. Целеустремленность и решительность Творца, готовность и ожидание Адама подчеркивают основную идею. На фоне вокруг бога отца видны непонятные фигуры женщин, младенцев и юношей окутанные загадочным пологом ткани, мчащемся куда‑то в пространство. Искусствоведы по‑разному объясняют эти фигуры и эту ткань. Но именно они будут нас сейчас интересовать в связи с парадоксом Ферми.
Коротенько напомним, что парадокс Ферми это видимое противоречие между огромным количеством звезд и потенциально обитаемых планет во вселенной и полным отсутствием реальных признаков внеземной жизни. Первое впечатление, сформулированное Ферми, возникает, что за миллиарды лет существования вселенной на миллиардах звезд, должно возникнуть огромное число разумных цивилизаций. Кажется, они должны буквально кишеть вокруг нас. Но мы не видим ни одной, если не верить бездоказательным заявлениям уфологов. И тут возникает вопрос «Почему»? Попыток ответа на него сделано огромное число. Обзор таких ответов можно найти в википедии и на Хабре.
Наверное, самый распространенный ответ это самоуничтожение цивилизаций. При достаточно высоком развитии технологий (ядерное оружие, искусственные вирусы и т. п.) цивилизации неизбежно самоуничтожаются. Да, конечно, это очень даже вероятно. Но почему же это неизбежно? Если цивилизация достаточно разумна, не слишком агрессивна и аккуратна в контроле над опасными технологиями, то неизбежность самоуничтожения совсем не очевидна. Если исходить из весьма большого числа цивилизаций, то некоторая, пусть и небольшая их часть неизбежно избегут самоуничтожения, также как другая их часть неизбежно самоуничтожатся.
Подобное соображение применимо и ко многим другим «объяснениям» парадокса. Аналогично, переход в «кротовые норы». Да, возможно, некоторые цивилизации перейдут в кротовые норы и станут для нас невидимыми. Но точно так же возможно, что некоторые цивилизации не будут переходить в кротовые норы. И если исходить из огромного общего числа цивилизаций, то число и тех и других будет достаточно большим. Сюда же относится концепция Лю Цысиня «Темный лес». Да, возможно некоторые цивилизации в некоторых частях вселенной будут прятаться от конкурентов и врагов и станут не видны нам. Но точно также некоторая часть цивилизаций в других частях вселенной будет неизбежно искать новых друзей и союзников.
Но, возможно, вероятность возникновения жизни и, тем более, цивилизации слишком мала (т. н. великий фильтр) и, несмотря на миллиарды лет и триллионы звезд мы являемся единственной или одной из немногих цивилизаций. Реалистичность существующих оценок вероятности очень трудно оценить. Вообще, обилие гипотез приводящих к объяснению парадокса производит впечатление неудержимого и неконтролируемого потока фантазии. Поэтому мы сейчас постараемся хоть как‑то сформулировать исходные предположения в виде аксиом, а затем посмотрим, к каким выводам это приведет.
Аксиома 1. Огромное (теоретически бесконечное) количество цивилизаций.
Это исходное предположение Ферми, которое приводит к парадоксу. Типичное объяснение (неизбежное самоуничтожение) применяется ко всем цивилизациям, но, на самом деле, имеет альтернативный вариант (неизбежное выживание части цивилизаций). Причем выжившая часть, в силу первого предположение, тоже достаточно велика, как и самоуничтожившаяся часть.
Аксиома 2. Предельное технологическое развитие.
Мы предполагаем, что выжившие цивилизации просуществовали достаточно долго и достигли предельно возможного уровня технологического развития. Конечно, буквально такое невозможно, и какими бы технологическими знаниями цивилизация не обладала, всегда будут новые неизвестные ей технологии. Но мы под ПВТ (предельно возможные технологии) будем подразумевать технологии, которых достаточно для индивидуального обеспечения всех потребностей индивида. Перечислим основные потребности человека: потребность в пище, потребность в защите от внешней среды (одежда, дом, обогрев, охлаждение и т.п.), потребность в общении, сексуальная потребность, потребность новых впечатлений, эстетические и социальные потребности и т.п. Может возникнуть впечатление, что если удовлетворить все потребности человека, то он прекратит всякую деятельность и будет пребывать в нирване. Это конечно, не так. Это неверно даже для более примитивных животных.
Итак, под индивидуальным удовлетворением всех потребностей будем подразумевать наличие у каждого человека механизмов (внимание, начинается фантастика!) производящих все ему необходимое (пищу, одежду, бытовые удобства, произведения искусства…). Причем сырьем для этого будет космический мусор (помните фильм «Назад в будущее»?). Подобный агрегат в античные времена назывался рогом изобилия (horn of plenty, HoP). Чуть сложнее с потребностью в общении. Общение с неприятным человеком может стать мучением, а не потребностью. Но если есть устройство для изготовления (био)роботов с заданными физическими и психическими параметрами, то каждый обладатель такого устройства может изготавливать для себя идеальных партнеров. Причем, это может произойти совсем скоро. Успехи в изготовлении секс кукол удивляют. Возможно, лет через 50 или 100 по улицам будут бродить Бреды Питы и Анжелины Джоли под ручку со своими хозяевами. Нужен ли вам будет реальный партнер со своими проблемами, нервами, неуместными вопросами и прыщами на носу, если есть ваш собственный робот с идеальной внешностью и интеллектом. Это простое рассуждение приводит к выводу, что в ПВТ цивилизации отдельные индивиду станут не нужны друг другу. В принципе, людей объединяют несколько групп потребностей: биологические (продолжение рода), производственные (производство пищи и т. п.), безопасность (совместная защита и нападение), эмоциональные (общение, любовь). Все эти и любые другие потребности удовлетворяются гораздо эффективнее с помощью HoP. Следовательно, люди становятся не нужны друг другу.
Какой же образ жизни будет вести такой человек с ПВТ? Прообразом, вероятно, может быть современный миллиардер, который путешествует на собственной роскошной яхте в обществе друзей, жен и детей. Теперь морскую яхту заменим на космическую, оснащенную аппаратурой для полного автономного обеспечения ее обитателей. Обеспечены все его потребности, включая жажду новых впечатлений на бесконечной череде новых миров. Такому ПВТ‑путешественнику будет вполне по силам создать новые формы жизни на новых неизведанных мирах и даже вдохнуть в них душу и разум.
Вот мы и вернулись к «Сотворению Адама» Микеланджело. Образ Творца вполне вписывается в образ ПВТ‑странника. А загадочная ткань, покрывающая компанию женщин и детей это космическая яхта, несущая на своем борту близких ему роботов и блуждающая между бесконечной чередой неизведанных миров.
Нужны ли ПВ‑странника контакты с другими цивилизациями? А зачем? У него же все есть. Так и будет он вечно блуждать среди миров в окружении сотворенных им ангелов, т.е. роботов. Впрочем, если у ПВТ‑странника есть болезненная потребность во власти, он может создать на одном из миров свою форму жизни и цивилизацию и управлять ей. Возможно, человечество есть результат деятельности ПВТ‑странника. В таком случае нам нужно искать доказательства существования инопланетян в своем прошлом. Но надеяться на встречу с новым ПВТ‑странником шансов немного.
Почему мы с такой страстью ищем следы других цивилизаций? Ну, во‑первых, нам просто интересно. Детское, ткскзть, любопытство. Такое же любопытство, которое заставляет нас тратить кучу денег и времени, на изготовление роботов для проникновения вглубь египетских пирамид. А, во‑вторых, мы надеемся получить новые знания, новые технологии, получить готовые решения своих проблем. Это на уровне безответственного обывателя. На уровне любого земного правительства уже нужно ответственно учитывать возможность агрессии плюс неконтролируемое влияние на биржевые курсы и экономику в случае обнаружения могущественной силы с неизвестными целями.
А что же ПВТ‑странник? Любопытство он уже давно удовлетворил, исследовав тысячи и тысячи неизвестных миров. Новые знания ему просто не нужны, поскольку и своих вполне достаточно.
Если первая аксиома является стандартной в этом вопросе, то вторую, я не встречал. Ее выполнение требует, вероятно, весьма высокого уровня технического развития. Нужно, чтобы аппаратура для выполнения буквально, любой фантазии, находилась на борту космической яхты ПВТ‑странника. Основа материального благополучия современного человека находится где‑то на заводах, распределенных по всей земле. У нас дома может стоять японский телевизор, итальянская мебель и китайский кондиционер. На яхте ПВТ‑странника все это и еще очень многое должно изготовляться на борту яхты.
Самое интригующее это, конечно, изготовление идеальных компаньонов. Современная психология, кажется, пока не ставит такой проблемы. Хотя в абстрактном виде это звучит несложно. Пусть психика агента (человека, робота, инопланетянина) А описывается набором параметров a1, a2, a3, … an, …, психика агента В описывается набором параметров b1, b2, b3, … bn, … Отношения между агентами описываются эмоциями Еa (В) и Еb (А), возникающими в среднем у них друг от друга. Если нас интересует только агент А, то идеальный компаньон это агент В, вызывающий максимальную эмоцию max Еa (В). Рассмотрим простейшие одномерные частные случаи. Пусть психика агента А описывается единственным доминирующим параметром, а = «властность». Т.е. параметр, а намного больше всех остальных параметров an. Идеальным партнером для А будет В с доминирующим параметром b = «покорность». Тогда А будет получать положительную эмоцию Еa (В)>0, т.к. будет удовлетворять свою потребность во власти с подчиняющимся партнером В. Наоборот, если доминирующим параметром В будет b = «непокорность», то такие отношения можно назвать конфликтными, т.к. будет возникать отрицательная эмоция Еa (В)<0 от неудовлетворения потребности во власти.
Теперь представим робота, у которого на панель управления выведены настройки всех его психических параметров. Если властолюбивый хозяин А захочет иметь покорного компаньона В, то он установит соответствующий параметр покорности. Если покорность ему наскучила, и он хочет взбодрить свою нервную систему, то он аккуратно увеличивает параметр «непокорность» и получает небольшой контролируемый конфликт.
Итак, если цивилизация сумеет пройти долгий путь до предельно возможных технологий, то она распадется на отдельных индивидов, которые станут не нужны друг другу. Каждый индивид замкнется в своей группе идеально подходящих ему роботов. Не нужны будут такой ПВТ‑цивилизации и контакты с другими цивилизациями, от которых они неизбежно будут скрываться. Но это прогноз лишь для предельного развития. Пока цивилизация не достигла предельного развития, действуют другие законы и возможны другие формы поведения.