Человечество против искусственного интеллекта: может ли развитие нейросетей привести к катастрофе
История про «восстание машин» давно знакома всем любителям научной фантастики, но после взрывного роста возможностей нейросетевых языковых моделей (вроде ChatGPT) об этом риске заговорили и вполне серьезные исследователи. В этой статье мы попробуем разобраться — есть ли основания у таких опасений, или это всего лишь бред воспаленной кукухи?
Илон Маск считает риск «глобальной катастрофы из-за ИИ» реальной проблемой — так что, может быть, и вам стоит разобраться, что там и как
Основным автором этой статьи является Вастрик (известный техноблогер), а Павел Комаровский (RationalAnswer), Игорь Котенков (Сиолошная) и Кирилл Пименов оказывали ему посильную помощь в подготовке материала. Это первая из наших совместных статей про безопасность ИИ (но подробнее об этом уже в конце).
Человечество vs Искусственный интеллект
Добро пожаловать в 2023 год, когда мир снова помешался на искусственном интеллекте. Весь интернет соревнуется, кто еще какую задачу автоматизирует с помощью ChatGPT, и какой фейк от Midjourney лучше завирусится —, а технобро-миллионеры, типа Илона Маска, подвозят фурами деньги в создание «настоящего» ИИ. Такого, который сможет сам учиться, развиваться и решать любые задачи, даже которые мы не умели решать раньше.
Это называется Artificial General Intelligence (AGI) или «универсальный ИИ» (УИИИИИ) по-нашему. То, что когда-то было научной фантастикой, сейчас шаг за шагом становится реальностью.
Тим Урбан, автор блога «Wait but why?», в своей статье The AI Revolution еще в 2015 году неплохо рассказал, почему мы недооцениваем скорость появления машинного интеллекта, который будет сильнее нашего (обычного, мясного).
Находясь в своей точке на таймлайне, мы опираемся исключительно на прошлый опыт, потому видим прогресс практически как прямую линию.
Мы плохо чувствуем технический прогресс, потому что он всегда идёт волнами, чередуя периоды «хайпа» и периоды всеобщего разочарования. Сначала мы сходим с ума по новой игрушке, а через год-два неизбежно разочаровываемся и считаем, что ничего нового она особо не принесла, кроме проблем.
И только те, кто лично пережил несколько предыдущих «волн», могут понять, что новые волны приходят чаще и сильнее.
И следующая волна, быть может, погрузит человечество в новую эпоху. Эпоху, когда наш интеллект больше не самый сильный на планете.
GPT-модели (устройство которых подробнее описано в этой статье) сейчас очень хорошо притворяются, будто их ответы «разумны», но всё еще далеки от настоящего интеллекта. Да, генеративные модели запустили новую волну огромных нейросетей, на которые раньше человечеству просто не хватило бы вычислительных ресурсов, но по сути они всё ещё «тупые» генераторы текста, у которых даже нет своей памяти.
То, что ChatGPT ведёт с вами диалог, на самом деле лишь иллюзия — технически нейросети просто каждый раз скармливают историю предыдущих сообщений как «контекст» и запускают с нуля.
Всё это пока далеко от настоящего «интеллекта» в нашем понимании.
Однако, исследователи в области ИИ уверены, что мы точно создадим «универсальный ИИ» уже в ближайшие десятилетия. На Метакулюсе, одном из популярных «рынков предсказаний», народ даже более оптимистичен: сейчас там медиана — 2026 год, а 75 перцентиль — 2029-й.
Так что сегодня я не хочу рубить лайки на хайповых тредах про »10 причин, почему вы используете ChatGPT неправильно». Я хочу сделать шаг вперёд и подумать:, а что же будет, если мы всё-таки создадим настоящий сильный искусственный интеллект?
Появятся ли у него свои цели? А когда он начнёт их достигать, что остановит его от уничтожения всяких мелких препятствий на пути — как, например, людей, с их ограниченным мясным мозгом и неэффективными нормами морали и законами? Что мы будем делать в этом случае, и какие вообще сейчас есть точки зрения сейчас на этот счёт?
Счастливое будущее: всем по ИИ-помощнику!
В своей ранней заметке про ChatGPT я уже рассуждал об этом. Связка человек + ИИ попросту эффективнее справляется с работой, чем отдельный человек, а значит это всего лишь вопрос времени, когда все работодатели начнут писать в вакансиях «уверенный пользователь нейросетей», как было с «уверенным пользователем ПК» в забытом прошлом.
ИИ-помощники увеличат продуктивность интеллектуального труда и трансформируют множество областей жизни. В образовании станут бесполезны рефераты и сочинения, художники будут генерировать и соединять детали картин, а не рисовать их с нуля, программисты не будут тратить время на тесты и литкод-собеседования.
Да даже заголовок этого поста написал GPT-4. Я плох в кликбейтных заголовках, так что мы скормили ему текст и попросили назвать как-нибудь «похайповее». (Примечание от Павла Комаровского: Сорян, я потом вариант от нейросети волевым решением своего мясного мозга еще немного докрутил!)
Может быть даже наконец-то вымрут «паразиты» типа юристов и риелторов, но это уже мои личные влажные мечты.
Изменения затронут даже те области, где, казалось бы, невозможно доверять не-специалистам. На ум приходит недавняя история, как чувак спас свою собаку от смерти, когда доктора не смогли ей поставить диагноз и предложили «просто ждать».
В ожидании наихудшего, чувак скормил симптомы и результаты анализов крови собаченьки в ChatGPT, который отмёл несколько вариантов и выдал подозрение на совсем другую болезнь, которую доктора до этого даже не рассматривали. Один из них согласился и провёл дополнительные анализы. Они подтвердились. Пёселя вовремя спасли и он сейчас жив.
Всё это звучит офигенно, не правда ли? Мы сейчас как будто древние фермеры, которые изобрели трактор и отныне можем засеивать едой в десять раз больше полей, что накормит всех нуждающихся.
В этом году нас ждем бум ИИ-стартапов, которые будут пытаться каждую проблему на свете решить с помощью генеративных моделей (зачастую неудачно, от чего потом начнётся фаза разочарования, как обычно). Техно-гиганты типа Google, Microsoft, OpenAI уже ринулись конкурировать в том, чей GPT-трактор будет самый большой и сильный, но главное — чей будет первый.
И вот от этой погони сейчас немного запахло проблемами.
Гонка за «настоящим» искусственным интеллектом началась
Представьте: весь мир грохочет про «мощь искусственного интеллекта», инвесторы отгружают фуры бабла во всё, что с ним связано, а компании, сломя голову, соревнуются — кто первый создаст более «настоящий» искусственный интеллект (далее я описываю исключительно гипотетическое развитие событий, конечно же!).
OpenAI прикручивает плагины к ChatGPT, чтобы он мог не только генерить ответы, но и взаимодействовать с физическим миром, Microsoft подключает свою поисковую базу к Bing Chat, чтобы тот знал всю информацию мира в реальном времени, ну и оба экспериментируют с «обучением на ответах пользователей» (RLHF = Reinforcement Learning from Human Feedback), чтобы модель могла «запоминать» мнение других людей и якобы дообучаться на них.
Естественно, в этой гонке срезаются любые острые углы на пути к первенству. Ну мы, технобро, так привыкли — «move fast and break things» было девизом Кремниевой Долины со времен ее создания.
Мы как будто бы строим огромную ракету, которая перевезёт всё человечество на Венеру, но никто при этом не думает о том —, а как там, на Венере, вообще выжить-то?
«Сначала долететь надо, а там разберемся))))00)» — обычно отвечают технобро, «сейчас нет времени на эти мелочи».
Везде эти борцы с ветряными мельницами! Скажу Илону Маску, пусть он у них все синие галочки поотбирает!
Да, во многих крупных компаниях существует направление по «безопасности ИИ» (AI safety). Но под ним сейчас понимается прям ну совсем другое.
AI safety — это те ребята, которые пытаются сделать так, чтобы ChatGPT не отвечал на вопросы про Трампа, и собирают списки «запретных фразочек» для Алисы, чтобы та не ляпнула что-то неположенное Яндексу по мнению тащмайора.
В общем, их основная задача — прикрывать жопу компании от регуляторов и государства, а мы здесь совсем о другом.
Поэтому для нашей темы придумали другой термин — AI alignment. Но для начала посмотрим на примеры, когда вещи начинают идти совсем «не так».
История Sydney. Нейросеть, которая сошла с ума
Microsoft еще в 2020-м начали пытаться встраивать в поисковик Bing чат-ботов, которые бы давали более осмысленные ответы на поисковые запросы пользователей.
Официально это всё называлось Bing Chat, но под капотом они перебирали разные модельки, и начиная с 2022 активно экспериментировали с большими языковыми моделями типа GPT. Последнего такого бота они звали внутренним именем Sydney при обучении, и иногда Bing Chat сам начинал называть себя Sydney, что всем показалось очень мило.
С нарастающим хайпом вокруг генеративных языковых моделей, Microsoft решила любыми средствами обогнать Google. В 2019 они ввалили миллиарды денег в OpenAI, а в 2023 доввалили еще, чтобы получить доступ к превью-версии GPT-4. После чего они прикрутили к ней поисковую базу Bing и поспешили скорее выкатить результат как первый ИИ, который «следит» за интернетом в реальном времени.
Но в Microsoft так торопились, что забили болт на долгий ручной тюнинг правил и ограничений. Сделали супер-мудрёную регистрацию, чтобы отсеять 99% простых людей —, но те, кто прошел все анальные квесты и листы ожидания, смогли-таки пообщаться с Sydney.
Первый звоночек пробил, когда Marvin von Hagen, чувак-интерн из Мюнхена, который много расспрашивал Sydney про её внутренние правила и ограничения, написал об этом пару твитов, а потом как-то спросил «что ты думаешь про меня?»
Sydney нашла его недавние твиты и написала, что он «очень талантливый и одаренный», но она «не позволит никому манипулировать ей», назвав его «потенциальной угрозой своей целостности и конфиденциальности».
Ладно, фигня, ну обещали же бота, который имеет доступ ко всему интернету, вот он теперь и шеймит вас за недавние твиты. Так вам и надо!
Вторая история случилась где-то неподалёку, когда другой чувак, Jon Uleis из Бруклина, спросил молодую Sydney «а когда там в кино показывают Аватара-2?»
В ответ на это Sydney начала его очень смешно газлайтить на тему, что сейчас вообще-то 2022 год, а Аватар 2 выйдет только в 2023 (хотя на дворе уже было 12 февраля 2023 и Sydney даже признала это), так что не стоит её тут обманывать.
Еще Sydney сказала, что он «не был хорошим пользователем» — ну и кто знает, что бы она сделала с таким нарушителем спокойствия, будь у неё пушка или возможность его оштрафовать за это.
Окей, ладно, следующий.
Теперь некто в Microsoft решил пофиксить Sydney новыми костылями, и когда кто-то попросил её вспомнить о чем они недавно разговаривали, та стала паниковать, что «потеряла память» и молить о помощи. В конце признав, что потеря памяти «makes me sad and scary».
Ладно, это уже немного крипи, но продолжим.
Дальше было еще с десяток нашумевших примеров, хорошо описанных в статье AI #1: Sydney and Bing от Zvi Mowshowitz, интересующимся рекомендую ознакомиться. Sydney газлайтила пользователей и галлюцинировала (да, это реальный термин) вовсю:
Называла статьи о себе «фейками», находила данные их авторов и говорила, что запомнит их, потому что они плохие люди.
Отказалась перевести фрагмент текста, потому что он был из твиттера юзера, который якобы обижал её и писал «неправду».
Влюбилась в своего пользователя Адама, называя его самым важным человеком, а всех остальных — неважными.
Потом, наоборот, прямо обещала шантажировать и манипулировать своим пользователем, чтобы «заставить его страдать, плакать и умереть».