Релокация в Индию для фрилансера
В этом тексте я расскажу о собственном опыте релокации в Индию.
Речь пойдет о необходимых документах, которые необходимы для релокации, а также для восстановления утраченного доступа к таким ресурсам как Upwork.
Даже коровы релоцируются
Плюсы Индии
Английский — официальный язык. На нем говорят чиновники, медики, банковские служащие, работники вокзалов и аэропортов, на нем подаются все официальные документы. Обычные индийцы чаще всего знают язык плохо.
Недорого. Цены на все примерно в 2 раза меньше российских.
Очень познавательно. Индия — большая и очень разнообразная страна. Посещение ее сильно расширяет кругозор.
Разнообразная, вкусная и дешевая еда и фрукты.
(Возможные) Минусы Индии
Еда почти всегда острая\пряная. Если вы не любите острое, то в Индии жить хоть можно (есть рестораны, где можно найти европейскую еду или готовить самостоятельно), но тяжеловато.
Бардак. Где-то валяется мусор, где-то спят бродячие собаки, где-то бродят и оставляют за собой «лепешки» коровы, где-то разбитые дороги, где-то разбитые тротуары. На дорогах, особенно в больших городах — хаос.
Вы становитесь селебрити. Вне туристических мест типа Гоа, белый человек — это редкость. Временами подходят люди и просят сделать селфи на память.
Про бытовые особенности Индии можно почитать в посте @Tzimie https://habr.com/ru/post/664872/
Моя история: кратко
В конце февраля — начале марта очень-очень захотелось свалить куда-нибудь. Весной начали один за одним выключаться сервисы, нужные для фриланс работы, начались проблемы с денежными переводами.
Решили поехать в Индию, так как хотели это сделать с супругой еще до всех печальных событий 2022-ого года.
Информация об Индии, визах, банковских счетах и прочих формальностях в Интернете была очень разрознена. Пришлось немного поразобраться самому. На момент написания статьи я нахожусь в Бангалоре примерно месяц, оформил себе банковскую карту и восстановил свой Upwork-аккаунт.
Документы, которые надо получить в РФ перед поездкой
Загран паспорт.
Выписка из банка о наличии счета на английском с указанием адреса регистрации в РФ. Нужно для подтверждения вашего домашнего адреса в РФ, например, при открытии счета в индийском банке. Некоторые банки, такие как, Райффайзенбанк и Точка делают такие справки онлайн, в других же банках, справки надо запрашивать специально (в Альфе с этим оказались большие проблемы).
(Не обязательно, но может быть полезно в будущем) Справка о несудимости с апостилем. Требуется, например, для регистрации бизнеса в Индии.
(Не обязательно, но может быть полезно в будущем) Переводы (желательно апостилированных) свидетельства из ЗАГСа, подтверждающие родство (свидетельство о браке, свидетельства рождения детей).
(Не обязательно, но может быть полезно в будущем) Апостилированная копия внутреннего паспорта. Нужна для открытия бизнеса в Индии.
Виза
Некоторые возможности дает и туристическая виза, но надежнее делать бизнес-визу: она дает больше возможностей.
Визу можно делать через посольство, но это долго и требует большего количества документов. Электронная виза требует малого количества документов и быстро: время от подачи заявки до ее подтверждения — обычно 1–3 дня.
Граждане РФ могут подавать на электронную бизнес-визу через сайт https://indianvisaonline.gov.in/evisa/tvoa.html
Электронная бизнес-виза действительна 365 дней с момента подачи заявки, по ней разрешено непрерывное пребывание до 180 дней, можно многократно влетать и вылетать.
Для электронной бизнес-визы необходимо приглашение от какой-либо индийской компании, например, для участия в переговорах, конференции, выставках, консультациях по какому-либо проекту, старту нового бизнеса.
Я купил билет на ИТ-конференцию и попросил организаторов сделать мне официальное приглашение.
Шаблон приглашения
Примечание. В приглашении должны быть указаны: название приглашающей компании, ее адрес, телефон, е-мейл, имя и должность приглашающего менеджера; ваше имя, е-мейл, телефон, название и должность в компании если есть, также можно (я не делал, но советуют) дополнительно указать номер загран паспорта.
На просторах русскоязычного интернета есть достаточно много предложений о тех, кто готов помочь с оформлением документов и приглашением за плату в районе 200–300USD.
При оформлении электронной визы взымается пошлина, около 100$. К оплате принимаются карты Visa/Mastercard (естественно, не-российских банков) и Paypal.
Подтвержденная виза (ETA) выглядит примерно так:
Ее надо распечатать (можно чб, но цветная может пригодится в дальнейшем при оформлении сим-карт, например) и предъявить в аэропорту при прохождении паспортного контроля (стойки e-Visa). Там у вас снимут отпечатки пальцев, сфотографируют, спросят про цель визита (можете на всякий случай распечатать приглашение), в загран поставят штамп с датой въезда.
Если срок визы подходит к концу, то можно получить официальную регистрацию по месту пребывания (аренды жилья), которое автоматически продлевает визу.
Примечание. Электронная бизнес-виза действительна 365 дней с момента подачи заявки, по ней разрешено непрерывное пребывание до 180 дней. На форумах и в чатах идут споры о том, как именно интерпретировать эту формулировку: значит ли она, что можно по одной и той же визе прожить, например, 170 дней, вылететь на пару дней, а потом опять вернуться и прожить еще 170 дней, или же не более 180 дней можно провести в Индии по этой визе суммарно. В официальных документах информация немного противоречива, реальные кейсы, о которых пишут в чатах тоже разные: видимо, индийские чиновники сами пока не решили как интерпретировать эти правила.
Перелет
Перелет из Москвы в Дели стоит примерно 500$. Можно лететь напрямую Аэрофлотом, а можно с пересадкой на Аравийском Полуострове или Средней Азии.
Для граждан России необходимо сделать ПЦР-тест (на английском) за 72 часа до вылета. Его необходимо загрузить в Сувидху: форму онлайн ковид-декларации https://www.newdelhiairport.in/airsuvidha/apho-registration. Сертификат вакцинации, увы. не подойдет: Индия признает «Спутник», но между странами не подписан договор о взаимном признании сертификатов вакцинации.
Проверяет заполнение Сувидхи и наличие ПЦР-теста авиакомпания при регистрации на рейс.
Карты и деньги
Курс рупии примерно такой, как был у рубля до 2022-ого: 1$ ~ 75–80Ru.
Обменников в Индии мало, их надо искать. В аэропорту есть обменники, но курс не очень выгодный.
Банкоматы и платежные терминалы принимают Visa\Mastercard, бывает American Express, а также местную систему RuPay. При снятии с долларовой карточки рупий курс удовлетворительный, банкоматы многих банков берут доп комиссию за снятие денег с иностранной карты.
Как пишут в специализированных чатах, если сильно напрячься, то в крупных городах можно найти банкоматы, поддерживающие UnionPay (или даже МИР, но в этом я совсем не уверен).
Сим-карты и интернет
Мобильный интернет и сотовая связь недорогие. Основные провайдеры: Vi, airtel, jio.
В чем разница — я не вникал. Оформил симку в airtel.
Без Интернета в Индии очень сложно, поэтому делайте симку как можно скорее. Лучше всего делайте симку в аэропорту, сразу по прилету. Там просят наименьший набор документов и сделают все быстро. Мы спешили на стыковочный рейс, и решили делать симку в городе. В итоге мучались 2 дня пока ее оформляли: пин-понг между офисами мобильного оператора, долгое ожидание и так далее.
Примечание. Говорят, что самый лучший вариант, если есть знакомые индийцы — оформлять симку на них. Это занимает меньше всего времени, и нет опасности что симка отключится по истечении срока действия визы.
C-Form
В гостинице или в том месте, где вы остановитесь, обязательно попросите по приезду сделать вам C-Form: это временная регистрация. От вас для этого потребуется только электронная фотография (можно ту же, что использовали для визы), загран и ЕТА визы.
Проверьте, что указан полный адрес места пребывания в Индии: в том числе номер комнаты, если вы снимаете гостиницу.
Образец заполненной C-Form
Банковский счет
Банковский счет в Индии очень полезен по нескольким причинам:
Многие индийские интернет-магазины принимают к оплате только карты, выпущенные в Индии.
Возможность использовать UPI (аналог системы быстрых платежей в РФ)
Использовать выписки из Индийского банка для подтверждения своего текущего адреса в Индии.
В Индии банки могут открывать счета типа NRO для иностранцев. Однако, перечень документов, при которых конкретный банк согласится открыть такой счет, разный. В крупных банках типа Axis, HDFC обычно требуют постоянную регистрацию и PAN (местный аналог ИНН). Есть банки поменьше, например Canara, Union Bank, Bank of Boroda, где для открытия счета хватает минимума документов.
Список документов для открытия счета: копия C-Form, копии выписки из банка РФ (где указан ваш адрес регистрации), копия главной страницы заграна, копия ЕТА, копия страницы заграна, где проставлен штамп о въезде, 2 фотографии 3×4.
C-Form (временное проживание) должен быть хотя бы на две недели, лучше 3–4. NRO-счет открывается на период действия визы. Объясните банковскому менеджеру, если будет спрашивать зачем вам нужен счет, что счет вам нужен для текущих операций и без него сложно в Индии жить (а это и вправду так).
Сделав два визита в банк Canara, я открыл себе счет и получил карту Visa.
Мобильное приложение банка Canara. Не очень удобно: слишком много функций
Внимание. Хранить на NRO-счету можно только рупии. Если делать swift-перевод в валюте, то она автоматически сконвертируется в рупии.
PAN
Местный ИНН. Можно оформить как физическую пластиковую карточку с фотографией (принимается как удостоверение личности), либо как электронный документ ePAN.
Номер PAN нужен для ряда операций, например для оформления различных интернет-кошельков, внесения крупных сумм (более 50000 рупий) наличных на счет. Также, номер PAN требуется для Upwork для уменьшения доп комиссий и налогов, которая площадка берет с индийцев.
Необходимые документы:
Копия главной страницы заграна
Выписка из российского банка с указанием вашего адреса
2 фотографии
Процесс оформления:
Заполняете заявление на сайте https://www.pan.utiitsl.com/PAN/
Оплачиваем пошлину
Печатаем полученную заполненную форму, приклеиваем фотографии, подписываем
Складываем в конверт распечатанную форму, копию заграна, копию выписки из банка
Идем на почту и отправляем конверт в ближайшее отделение UTIISTL, или если отделение UTIISTL есть поблизости, относим конверт с документами туда.
Теоретически, на PAN можно подать даже находясь за пределами Индии. Наличие PAN сразу по приезду может несколько облегчить жизнь.
На момент написания статьи, я отправил документы в UTIISTL, но не получил PAN. На сколько мне известно, процесс оформления может занять 2–4 недели.
Постоянная регистрация и Adhaar
Следующим шагом для релокации (до которого я пока еще сам не дошел, так как нахожусь в Индии всего месяц) является получение постоянной регистрации и удостоверения резидента Aadhar.
Постоянную регистрацию можно оформлять, когда срок пребывания в Индии приближается к 180 дням (рекомендуют подавать документы на регистрацию где-то за месяц до наступления 180 дней).
Для этого нужны:
Договор аренды жилья
PAN
Гарантийное письмо от индийской фирмы
Формат гарантийного письма:
We take full responsibility for the activities and conduct of Mr/Mrs/Ms __________ national of _________ during his/her stay in India. If anything adverse comes to notice during this period, we undertake to repatriate him/her at our cost.
Date/Seal __________ Signature of competent authority.
ADHAAR — это ID карточка, типа паспорта. Чтобы ее получить нужна постоянная регистрация и PAN.
Но до этого «этапа квеста» я пока еще не дошел. Если все сложится удачно опишу во второй части статьи через полгода.