Рейс «Москва — Море Ясности» задерживается
Я люблю летать в самолетах. Как обращал внимание еще Луи Си Кей, полет — это чудесная возможность, подаренная нам современной цивилизацией. Я восхищаюсь как небом, так и технологичностью изделий, которые делают его ближе.
Тончайшие металлические листы, тысячи винтов и заклепок, сервоприводы, сверхпрочные и все равно гибкие лопатки турбин, тонны керосина, после приложения усилий и ума тысяч инженеров и ученых, становятся почти магическим средством, переносящим нас из города в город и с одного конца света на другой. Да, это далеко не всем по карману, но все же многие жители Земли пережили чудо полета.
Кроме технологической составляющей, меня в авиации вдохновляет еще и ее коммерческие возможности. Ведь мало сделать сложное и наукоемкое изделие. Надо еще приложить немало усилий чтобы оно было по карману платежеспособной части населения планеты, и, самое главное, люди хотели отдавать эти деньги за эти технологии. Авиации в этом плане относительно легко — в людях жива страсть к путешествиям, но чаще всего людям просто требуется быстрое и комфортное перемещение из точки А в точку Б. Именно благодаря конкуренции авиакомпаний, авиастроительных концернов и инженерных школ, мы имеем сверхбезопасные, сверхудобные, и сверхбыстрые средства перемещения по нашей планете.
Размышления об успехах авиации всегда приводят к догадкам о том, почему подобного успеха не свершилось с космонавтикой. Почему регулярные рейсы на Луну из «Космической Одиссеи 2001 года» даже не приблизились к реальности, а на самом деле даже отдалились? Почему билеты в космос дороги, а покупатели единичны? Неужели иссякла в людях страсть к путешествиям?
Однако статистика говорит об обратном. Хотим-хотим мы путешествовать, и готовы тратить на это миллиарды долларов. Но почему не в космос?
На мой взгляд, один из ответов тут очевиден — современная космонавтика не способна обеспечить желаемый перелет из пункта А в пункт Б. Сейчас можно только подняться на высоту 400 км над «А» и опустится на ту же «А» только в другой точке. Да, будут незабываемые впечатления, будут шикарные виды из окна, но не будет прибытия. Будет только возвращение.
Какой-нибудь миллиардер или рублевый триллионер, конечно, может оплатить создание сверхмощной ракеты, перелетного модуля, посадочного модуля, скафандра, и обеспечить себе несколько незабываемых дней на Луне. Только ждать их придется не меньше десятилетия, и если за первым тут же не последуют другие путешественники, то вся инфраструктура снова превратится в ничто, как случилось с «Сатурном-5» и «Энергией». Ну не нужны человечеству сверхтяжелые ракеты, если мы продолжаем сидеть на своей любимой «А».
Чего же не хватает космосу, что сделало бы его привлекательным для людей?
Да, он совсем негостеприимный, без скафандра не погуляешь ни на одном космическом теле Солнечной системы, кроме Земли. Без корабля или спускаемого модуля, со сложными системами жизнеобеспечения, не протянешь на поверхности Луны дольше нескольких часов. Но возьмем, к примеру, солнечную страну Якутию. Долго ли человек протянет в тайге или тундре среди болот хотя бы без противокомариной сетки и репеллентов? А зимой? Пусть тулуп и унты не так сложны как «Орлан-МКС», но не намного удобнее, и без них якутская зима продлится для человека не намного дольше чем прогулка по Марсу без гермошлема.
Тем не менее, в Якутии живут сотни тысяч прекрасных людей, которые так же любят, учатся, ездят на рыбалку и добывают алмазы, как и мы — люди «с материка». Ладно, про рыбалку и алмазы я приукрасил — это доступно только в Якутии. И в Якутию летают самолеты.
Что же есть в Якутии, в джунглях Амазонки, среди ледников и вулканов Исландии, но нет на Луне?
Ответ, вроде бы, очевиден — ресурсы. Все мы знаем о богатствах Сибири: газе, нефти, алмазах, золоте… О богатствах Исландии и Амазонки знаем немного меньше, но все же…
Самое забавное в том, что когда осваивался Север, Сибирь, Дальний Восток, никто из основателей Тюмени, Якутска, Магадана, даже не догадывался о том, что скрывают их недра. Первопроходцев влекли другие ресурсы: возможность приращения новых территорий Империи, пушнина, «рыбий зуб»…
Высоцкий, в своей песне про Тюмень, прекрасно выразил тот момент, когда резко сменились смыслы при открытии новых ресурсов, и какое усилия пришлось к тому приложить.
Кстати, с падением цен на углеводородные энергоносители и развитии альтернативной энергетики, Сибири предстоит пережить еще одну революцию смыслов. Якутия ее уже переживает, местами, когда старые ресурсы уже не пользуются спросом и не способны обеспечивать жизнедеятельность в прежних масштабах. Люди вынуждены либо переезжать в более комфортные места, либо искать новые ресурсы.
Еще показательно, что главным движителем эпохи Великих географических открытий был частный капитал при поддержке государства. Это касается, что Ост-Индской торговой компании, что Строгановых, инвестировавших в освоение Сибири.
Ресурсы, это далеко не всегда залежи чего-то драгоценного или черного и маслянистого. Иногда талантливо сложенная куча камней кормит государство не хуже бескрайнего моря нефти — Египет подтвердит. А Марокко, внезапно, стало популярнейшим местом у коллекционеров метеоритов. Метеориты примерно равномерно выпадают на Землю, но в пустыне они медленнее разрушаются эрозией и их легче найти. Но пустынь тоже много, одна Сахара покрывает территории нескольких государств. В Марокко просто более проработанное законодательство, надо было просто перестать трястись над камнями в пустыне и открыть рынки, как вуаля: на пустом месте выросла мощная индустрия, а местные пастухи коз разбираются в инопланетном веществе не хуже лаборантов Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского.
Иногда смыслы появляются совсем из ниоткуда. Трилогия «Властелин колец» увеличила вдвое поток туристов в Новую Зеландию.
Конечно каравелла времен Колумба стоила меньше чем современная лунная ракета, и окупиться она могла за один рейс, вернувшись полная специй или золота. С Луной так не выйдет, даже если возвратный модуль забить доверху лунными камнями. Но если развивать технологии позволяющие сделать дешевле путешествие к Луне, то на каком-то этапе разработок, полет к Луне окупится на доставке грунта, который можно продавать на сувениры.
Можно пойти и по пути Египта. Прямо сейчас на поверхности Луны, подобно пирамидам, возвышаются памятники величайшего творчества наших предков и современников.
Я про модули программы «Аполлон», бродяг «Луноходов» и «Юйту». Фактически наш проект Лунного микроспутника — это первая попытка реализации межпланетного туризма. Пока, к сожалению, дистанционная — мы не едем сами, но посылаем свою фотокамеру сделать живописные фоточки лунных «пирамид». Все равно ведь никого не волнует где вы были, если не залиты в соцсеть фотки из отпуска. В конечном счете, после схода загара, только фотографии и остаются от поездки.
Впереди еще роботизированный космический туризм: стереокамера на луноходе, виртуальные очки, и добро пожаловать на Луну или Марс. Или махнем сразу на Плутон?
Такие технологии сейчас уже разрабатываются. Конкурс Google XPrise направлен именно на их развитие. Правда, как оказалось, призового фонда в $30 млн недостаточно чтобы окупить такой даже роботизированный полет в один конец. Но к финалу уже движется несколько довольно серьезных команд.
Поэтому неудивительны опасения NASA, что луноходы XPrise могут затоптать исторические следы Нила Армстронга и остальных одиннадцати смельчаков. До России эти просьбы донеслись в виде конспирологических заголовков «NASA запрещает приближаться к местам посадок Аполлонов». Хотя те просто пытаются сдержать толпы будущих туристов.
С развитием робототехники и межпланетных перелетов можно предсказать появление даже межпланетной черной археологии. Сколько, думаете, заплатят коллекционеры на черном рынке, за вымпел СССР с «Луны-2» — первого изделия человеческих рук, коснувшегося другого космического тела? А кому гайку с «Аполлона»? А вот колеса с «Лунохода» выбирайте осторожно — там взрывчатка.
Конечно, никакие роботы и никакая виртуальная реальность не заменит человеческого опыта и живого переживания.
Байконурский испепеляющий зной; ароматы чистейшего керосина от ракеты и сантиметровый слой инея на кислородных баках; вдавливающая в кресло перегрузка; первый промоченный памперс в невесомости; первые десять использованных рвотных пакетов; паника от вида удаляющейся Земли; паника от вида падающей на голову гигантской Луны; паника от вида приближающихся гор и проносящихся за иллюминатором кратеров; «Не ссы, сядем! Я уже три раза так делал» — усмехается командир Марк; первый шаг в лунный реголит; первое падение при попытке поднять камень; первый отслоившийся ноготь в перчатках скафандра; первая аллергия на лунную пыль; и, наконец, возвращение на Землю — этот запах обгорелого казахского ковыля ты не забудешь никогда…
Пока это сказки. Или мечты о будущем. А вот далекое оно или близкое во многом зависит от каждого из нас. Кто изобретет сверхпрочный материал для скафандра? Кто его сошьет? Кто сделает дешевую надежную ракету? Кто напишет программу посадки на Луну?… И, главное, кто закажет и оплатит эту работу?
И дело не только в туризме. Рано или поздно он доберется и до космоса. На Луне, Марсе, астероидах найдутся для нас дела, надо лишь не останавливаться на пути. Да сейчас нет в космосе нефти, как и в Исландии, нет плодородных земель как в Марокко, космос смертелен как зима в Якутии и беспощаден как ее комары… Но мы можем там быть, мы можем искать, мы можем стремиться туда и находить там смыслы.
Государства могут поддержать стремление частников к освоению новых миров. Пусть не ради золотых галеонов и не ради меха подреголитного выползня, не ради горстки развлекающихся миллионеров. Ради престижа, новых технологий, приращения новых территорий, ради нового поколения мечтателей, которые ощутили свои силы в покорении Дальних рубежей. Ради Человечества вырастающего из своей планеты.
Смыслы будут. Давайте делать, можем ведь.