Реальный спектакль в виртуальной среде: Большой драматический театр открыл филиал в Minecraft

9fymwszhu2a1qnqu3ssmpaieq10.png


14 июня Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова сыграл первый спектакль в среде Minecraft. Для постановки «Вишневого сада» Чехова понадобился процессор Intel Xeon E5 1650 v3 и два SSD-диска по 480 Гб. На ванильном сервере популярной игры развернулся не только адаптированный сюжет и игра актеров, двигающих свои персонажи. В виртуальной реальности построили и сцену, и весь театр. Рассказываем о техническом «закулисье», репетициях перед постановками и о том, как самая знаменитая «песочница» помогает стряхивать «пыль» с томов русской классики.

Сначала был театр


Во время пандемии некоторые театры ушли в онлайн. У Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова появился сайт «БДТ Digital». Здесь можно слушать новые, созданные специально для онлайн-трансляции радиоспектакли, участвовать в онлайн-встречах с актерами, узнать, чем увлекаются актеры в свободное время.

Во время самоизоляции Minecraft переживает новую волну популярности. Вынужденно заключенные в квартирах, геймеры строят привычный себе мир — только из виртуальных блоков. Студенты, оторванные от лекций, строят здания своих университетов, чтобы хотя бы так погулять по привычным аудиториям. Лишенные выпускных школьники проводят их в игре. Другие строят целые избирательные пункты и собирают в игре работающий компьютер.

Российские геймеры не обошли стороной и историческое здание БДТ, спроектированное Людвигом Францевичем Фонтана в XIX веке. В постройке им помогал художник спектаклей в Minecraft Андрей Воронов: он курировал процесс, предоставлял необходимые данные по параметрам, вносил правки. Получилось не сразу — первый вариант строения был слишком большим. Но, еще немного поработав «киркой», игроки завершили реалистичную копию театра с внутренним убранством и основной сценой. Где сцена, там и спектакль, подумали в БДТ.

kr2sfrn6zy2gzwku4lct4nmnkga.jpeg


Преимущества и ограничения Minecraft


Верные фанаты игры скажут, что в «песочнице» можно сделать практически все, кроме, пожалуй, идеально круглых предметов. Возможности ограничиваются лишь фантазией пользователя и его знанием игровой платформы. При использовании соответствующих модификаций Minecraft поддерживает аудио- и видеоконтент, здесь можно проводить презентации и прямые трансляции. Современные мощности компьютеров это позволяют.

Для своего digital-театра БДТ выбрал процессор Intel Xeon E5 1650 v3, два SSD-диска по 480 Гб каждый. Оперативная память составила 64 Гб, а пропускная способность канала — 1 Гбит/c. В качестве операционной системы — Ubuntu 18.04. Необходимую инфраструктуру театр арендовал у Selectel. На дебютный спектакль технические специалисты БДТ поставили ограничение на вход — не больше 100 человек. Но последний состоялся без всяких ограничений.

У Minecraft есть свои правила и узнаваемый визуальный стиль. Секрет ее популярности — в простоте геймплея. Что может быть понятнее равного со всех сторон куба. Хотя именно из этой простоты выросло масштабное движение игроков, которые строят там целые произведения архитектурного искусства. Вопреки понятным ограничениям. С ними работал и режиссер спектаклей в Minecraft Эдгар Закарян, который, наоборот, постарался трансформировать их в средства театральной выразительности.

i0j3mxhxo3ywgnlhkdyru337lxi.jpeg


Игра актеров


Квадратные человечки в Minecraft не выражают эмоций и ограничены в наборе движений. Они могут ходить, кланяться, поднимать руку, прыгать, строить и рушить. Особо не разгуляешься. Как признался Эдгар Закарян, самыми выразительными действиями персонажей оказались кивание головой и махание рукой. И режиссер искал в текстах пьес места, которые можно было выразить ими.

«Очень важен хороший темп. В этой игре нужна динамика, больше движения. Со временем стало ясно, что лучше всего получаются диалоги, когда персонаж может подойти к другому герою, наклониться к нему, нашептать на ухо, например. Артисты озвучивают это в правильной интонации, и зрителю все понятно. С монологами так не получается, к сожалению. Для них нужно использовать 3D-шлемы и VR-очки, чтобы появилась возможность использовать мимику актеров, «танец тела», — рассказывает Эдгар.


Так как мимику актеров передать было невозможно, большую роль сыграли «озвучка» и взаимодействие с декорациями. Вместо настоящих слез героиня выстраивает ручей, а высшую степень отчаяния показывает через разбивание стекол в доме. Последние, правда, восстанавливаются одним щелчком мыши.

qpuihihf5i8ebkh3j5kddfatx2i.jpeg


Особенности площадки преподнесли свои сюрпризы авторам спектакля. Так, во время «Вишневого сада» некоторые пользователи шутки ради прорывались на сцену (таких хулиганов в игре называют гриферами) и летали по залу. Вышло неожиданное разрушение театральной «четвертой стены».

«К нам на сервер зашли зрители, чьи знания и возможности в Minecraft превысили знания и возможности наших администраторов. Но мне это даже понравилось: сразу стало понятно, что это не запись, а настоящий «живой» продукт, все происходит здесь и сейчас», — считает архитектор спектакля Андрей Воронов.


Декорации


С одной стороны, функционал игры накладывает ограничения на создание объемного во всех смыслах спектакля. С другой ­— никогда еще не было так легко создавать и рушить декорации.

В постановке по мотивам пьесы Чехова они задавали общую динамику. Возведенный в игре вишневый сад за 15 минут спектакля на глазах зрителя превращался в район с дачными постройками. Сложно представить реализацию этой задумки в невиртуальной жизни.

4pznjov5arrozcxuxwfelaqjvd0.jpeg


В «Моцарте и Сальери», премьера которого состоялась 28 июня, декорации аккомпанировали репликам актеров. По сравнению с первым спектаклем сценография была более минималистичной: черный вакуум сцены разбавлял лишь импровизированный «ринг», выполненный в форме крышки клавесина, и инсталляция из свечей. Зато место действия зажигалось светомузыкой во время выступлений Lil Моцарта (так авторы спектакля назвали композитора), а клавиши клавесина двигались, имитируя игру на инструменте.

Второй спектакль получился более технически сложным. При постановке использовались моды, разработанные для образовательного продукта «Школакола», и плагины, которые компания сделала непосредственно под спектакль БДТ.

Репетиции


Все актеры в действительности играют своими персонажами. То есть им приходится и выполнять действия, и зачитывать свои реплики одновременно. Как отмечают в театре, в процессе обсуждался вариант, когда один человек совершает все необходимые движения персонажа, а актер лишь озвучивает их. Однако в итоге создатели выбрали более сложный, но честный вариант.

ei8cruraoqagq0cflwiikkn4r0c.jpeg


Подготовка к первому спектаклю заняла около трех недель с ежедневными репетициями по несколько часов. По словам режиссера, сначала всем было непривычно, немного странно, актеры не знали, как им играть. Ведь у них только голос и компьютерная мышь в руках.

«Для нас это была совсем новая территория. Но вскоре все встало на свои места. Наш художник Андрей Воронов заметил, что я, мой персонаж в Minecraft, выходил на виртуальную сцену к артистам и показывал им, что и как делать. Так часто бывает на репетициях в «жизни», когда режиссер показывает актерам, чего от них хочет. Отсюда выходи, вот так наклоняйся и говори тихо, ты же хочешь ему информацию донести. Все как в настоящем театре», — отмечает Эдгар.


Сценарий


Культовый «Вишневый сад» режиссера Эймунтаса Някрошюса, удостоенный «Золотой маски» в 2004 году, длился 4 часа 50 минут. Спектакль по мотивам Чехова в Minecraft — 15 минут. Создатели посчитали, что дольше будет сложно держать внимание игроков.

Поэтому спектакль в Minecraft — во многом переложение классики, краткий пересказ литературного произведения из книжки для подготовки ЕГЭ. Такой формат понятен основной аудитории, к которой обращается театр, — это школьники, тинейджеры. Те, кто хорошо знакомы с Minecraft и чуть хуже — с Антоном Павловичем. Спектакль — попытка разбудить их интерес к первоисточнику.

«Безусловно, мы делали спектакль не только для школьников. Мы понимали, что аудитория будет очень разная, в том числе театральная. И в «Вишневом саде», и в «Моцарте и Сальери» мы используем язык тинейджеров. Этот сленг нужен, ведь если бы я сделал речь «тоньше» в отношении подростков, то более взрослые зрители могли бы вообще не понять, о чем идет речь», — говорит Эдгар.



Самое сложное, по мнению режиссера, — разобраться, как текст Чехова будет звучать в «устах» бегающих маленьких квадратиков. Но с «Вишневым садом» он справился быстро: сценарий, действия, реплики были написаны всего за 8 часов.

«Очевидно, что люди в XXI веке, которые играют в компьютерные игры, не могут говорить языком Чехова. Это, пожалуй, было бы еще более абсурдно. Мы решили соединить два, казалось бы, несовместимых мира — и в этом есть настоящее волшебство театра», — заключает режиссер.


Продолжение следует


Спектакль по «маленькой трагедии» Пушкина показывали дважды за вечер, чтобы дать возможность посетить театр большему количеству человек. Однако онлайн-трансляцию и ее запись может посмотреть каждый — на странице БДТ «Вконтакте», на YouTube и в Twitch.

Останавливаться на двух спектаклях БДТdigital не планирует. Несмотря на традиционную критику современного прочтения классики, постановки получили своего зрителя. Трансляции смотрят и активно комментируют. Пока БДТ не раскрывает название и дату следующего спектакля, но режиссер обещает взрывы, спецэффекты и интеграцию зрителей в сценическое действие.

В одной из следующих статей мы дадим актуальные советы по оптимизации сервера Minecraft и пригласим вас в два наших дата-центра, воссозданных в кубическом мире. Подписывайтесь на наш блог и следите за обновленими!

© Habrahabr.ru