Реакции на Хабре: постмортем
В конце ноября на Хабре появились слизни-реакции, а сегодня мы их благополучно прибили. Помянем!
Внутри ждёт короткий постмортем: почему надежды на реакции не оправдались и какие выводы команда Хабра сделала из этой короткой, но поучительной истории.
Реакции нужно было убрать
Каждая новая механика Хабра увеличивает время, которое приходится тратить на обслуживание всего зоопарка решений. В случае с реакциями время было бы потрачено зря — ими почти никто не пользовался.
Для сравнения: за/против публикаций пользователи голосуют десятки тысяч раз в день
Ожидания были иными, потому что реакции могли оставлять все зарегистрированные пользователи, без ограничений. Но результат вы видите сами.
Развивать эту механику от текущих уровней долго и дорого, а главное — непонятно, зачем это нужно.
Минутка истории
Если верить статистике, золотой век Хабра — это 2014 год. Тогда вовлечённость читателей была на пике, который до сих пор не удалось превзойти.
Контента было на треть меньше, а плюсов в рейтинг и в карму читатели ставили заметно больше. И это не в пересчёте на статью, а в абсолютных значениях.
В 2014 году авторы Хабра в среднем получали больше обратной связи. А это значит, что каждая публикация давала больше эмоциональной отдачи — красота.
Золотой век подошёл к концу, когда ужесточились правила голосования. Кармические ограничения — это способ борьбы с ботофермами, которые в то время периодически появлялись на Хабре.
Большую часть времени боты бездействовали, чтобы не вызывать подозрений. Но когда ботоводу было нужно, они накидывались на целевую статью и либо задирали её рейтинг до небес, либо опускали на дно. В моменте противостоять этому было сложно, оставалось только разгребать последствия.
Тогда модераторы Хабра ещё не могли выявлять спящих ботов, поэтому бороться с ними пришлось на уровне правил платформы. Под раздачу попали честные пользователи, которые хотели всего двух вещей: читать Хабр и голосовать.
Неудачная попытка вернуть читателям голос
Посмотрим на аналитику по сегодняшнему Хабру. Плодовитые авторы редко комментируют что-то за пределами своих статей. И наоборот — у активных комментаторов редко выходят публикации (если вообще выходят).
Голосование — это тоже особый тип поведения, который привлекает людей с определённым мышлением. Наличие собственных публикаций и комментов здесь не при чём. Это параллельные ветки развития, в которые пользователь может вкладываться, а может и нет.
У меня было стойкое ощущение, что можно быстро вернуть пользователей, которых Хабр потерял после 2014 года. Достаточно дать им возможность выражать своё мнение — без ограничений и дополнительных условий.
Не получилось, потому что я ошибся. Читатели, которые когда-то хотели голосовать, не ждали нас за забором всё это время.
Была и вторая причина попробовать реакции: субъективные и эмоциональные минусы, которые авторы считают несправедливыми.
Многих бесит, что на Хабре в причинах минусов есть «Не согласен с изложенным» и «Личная неприязнь». Можно легко убрать эти причины, но ситуация не изменится — люди действительно часто минусят на эмоциях.
Казалось, что если официально разделить рациональную оценку и эмоциональную, это может помочь. Но не вышло.
Забавные наблюдения
У 40% пользователей реакций карма нулевая или ниже. Нужную аудиторию удалось зацепить, но таких людей оказалось мало.
Пересечение между пользователями реакций и голосующими в рейтинг небольшое. Идея «голосуй профессионально, а потом эмоционально» не сработала — в большинстве случаев использовались либо реакции, либо рейтинг.
В топ-3 реакций часто попадал злой красный слизень. И дело здесь не в злых читателях — просто по-настоящему негативная реакция всего одна, а позитивных в наборе было много. Одобрение размазывалось тонким слоем и в топ-3 почти всегда вылезала злость.
Если бы мы собирали набор реакций сейчас, то добавили бы больше негативных (включая какашку и клоуна). Парадоксальным образом это могло бы создать более дружелюбную атмосферу — продакт-менеджеры соцсетей, берите на заметку.
Что дальше
На этом закрываем историю с альтернативными механиками голосования на Хабре. Остаются только рейтинг и карма, их и будем развивать.
Но спасибо всем, кто поучаствовал в этой авантюре!
На память сделали ачивку «Хорошая реакция». Её получат все, кто успел активировать дополнительный набор реакций — выдадим в ближайшие дни
А вот что в фокусе у команды Хабра прямо сейчас:
Редактор. Мы в курсе, что он работает нестабильно (и нас самих это бесит).
Большое обновление статистики публикаций. Учимся считать переходы из лент Хабра, чтобы авторы могли оценивать эффективность заголовка и картинки.
Процессы discovery на платформе. Думаем, как помочь читателям находить хорошие старые статьи — их на Хабре накопилось прилично.
Доступность голосования и комментирования. Сейчас у модераторов Хабра есть инструменты для ловли спящих ботов, так что постараемся дать читателям больше возможностей.
Отдельно хочу сказать, что мы знаем про проблему с маленьким запасом кармы у комментаторов. На комментариях невозможно нафармить достаточно кармы, чтобы вступать в острые обсуждения без риска оказаться в минусе.
Это мешает развитию профессиональной дискуссии на Хабре. В хорошем обсуждении всегда кто-то с кем-то не согласен, поэтому с запасом прочности комментаторов мы тоже поработаем.
Лишь бы общение и дальше шло вокруг IT и прочих технологий.