Развенчиваем мифы об ИТ в металлургии
Привет, Хабр, меня зовут Иван Белов, я руководитель Backend-разработки в НЛМК ИТ. Регулярно принимаю на работу новых специалистов из различных отраслей и хорошо знаю, какие заблуждения есть у тех, кто мало знаком с нашей отраслью. Давайте попробуем развенчать самые распространенные мифы и послушаем истории наших айтишников.
Миф первый: трудное общение
Металлурги — вежливые профессионалы
В беседах мне периодически приходится слышать предположения или даже утверждения о том, как построена работа на предприятии. И начать этот список стоит с представлений айтишников о тех, с кем им предстоит общаться на производстве. Типичный портрет примерно такой: «Металлурги — это прожженные жизнью мужики, суровые люди, за словом в карман не полезут. С ними будет сложно найти общий язык».
Производство суровое, а люди — нет. Это, кстати, ковш
Конечно, для людей из финтеха, ретейла и западных компаний такое представление вполне логично. Эти ребята, скорее всего, никогда не видели реального производства и представляют его только по фильмам или сериалам.
В действительности с общением всё совсем не так. Во-первых, с металлургами в первую очередь общаются аналитики. Именно в их задачи входит «перевод» с языка производства на язык ИТ. Во-вторых, по моему опыту, познакомившись, производственники и айтишники начинают понимать, что могут помочь друг другу.
Люди на производстве — это крутые профессионалы, они готовы скрупулезно объяснять суть технологического процесса или принципы работы оборудования. Особенно когда видят, что код айтишника, как по волшебству, помогает им сэкономить сырье или получить за смену больше чугуна. А айтишники — даже те, кто сначала побаивался промышленности — приходят в восторг от масштабов цехов и записываются в очередь на экскурсии, чтобы увидеть, как их работа помогает кому-то в реальном деле.
Лидер цифровых проектов в доменном производстве
В первый раз я посетил производство, будучи в роли Data Scientist«а. Вид «многоэтажной» доменной печи меня заворожил, так скажем, я на практике вдохнул всю сложность доменного бытия — на каждом уровне там идет сложнейший физико-химический процесс. Сможете выплавить партию чугуна без опыта? Чтобы работать на таком сложнейшем агрегате, нужно очень глубоко шарить в физике и химии, иметь огромный практический бэкграунд и то, что здесь называют «чутьё на кончиках пальцев». Квалификация наших спецов вызывает огромное уважение, и, я бы сказал, мотивацию работать и помогать нашим уважаемым доменщикам.
Head of design
Металлурги, вопреки стереотипам — очень вежливые, особенно в общении с девушками! Я создаю стандарты для интерфейсов MES-систем и часто езжу по цехам вместе с дизайнерами, чтобы собрать обратную связь и понять, хорошие наши решения или не очень. И когда команда дизайна приходит в любой цех — нас встречают тепло. Здесь работают отзывчивые люди. Нам удалось выстроить такое общение, потому что мы в первую очередь слышим людей. Металлурги отвечают нам тем же и стараются максимально помочь с реализацией интерфейсов. Когда результат нашей работы облегчает людям жизнь, мы слышим только конструктивную обратную связь.
Например, мы периодически экспериментируем с 3D — и, казалось бы, все должны с энтузиазмом встретить идею «оживить» интерфейсы. Однако на мнемосхеме Конвертерного цеха это не решило бы никаких задач: благодаря общению с диспетчерами мы поняли, что в приоритете — не красота, а большой объём данных, который поместится на одном экране.
Fullstack-разработчик
Когда сказал друзьям, что собираюсь устроиться на завод, то они надо мной подшучивали, мол, будешь заводчанином, на смены ходить в спецовке. Я занимаюсь разработкой интерфейсов для приложений, и у меня было опасение, что придется много общаться с людьми, которые не очень разбираются в моей теме и часто не знают, чего хотят. Однако в реальности оказалось, что задачи ставятся достаточно чётко, а если пользователи моих систем и обращаются ко мне напрямую, то они точно знают, что им нужно. Так, один из металлургов попросил вернуть в форму приложения возможность ручного сохранения настроек, хотя у нас было заложено автоматическое сохранение. Также для многих пользователей удобен горизонтальный скроллинг в оконных приложениях. Я всегда стараюсь идти навстречу, чтобы людям было действительно удобно работать с приложениями.
Многие соискатели из других отраслей боятся, что придется самим разбираться в металлургии. Мол, на предприятии все разговаривают на непонятном языке: сляб, кварцит, скрап… Но так будет в любой отрасли. У нас есть множество обучающих курсов, на которых разработчик или аналитик может разобраться в базовых понятиях, и коллеги, всегда готовые прийти на помощь и разъяснить непонятные термины. Но важно понимать, что это обоюдный процесс: айтишнику очень поможет его природное любопытство.
Миф второй: я буду работать среди печей и станков
Нет, айтишники не работают в цехах
Следующий миф — о рабочем месте айтишника на промышленном комбинате. Люди часто представляют сталеплавильное производство по фильму «Терминатор-2: судный день»: повсюду чаны с раскалённой сталью.
Примерно так новички думают о рабочем месте
Многие соискатели на собеседованиях опасаются, что им придется работать прямо в цехе. Вряд ли это поможет писать хороший код.
В реальности программистов в металлургии ждет такой же офис с печеньками и фруктами, как у их коллег в финтехе или телекоме (а может, и лучше). Разработчик может писать код в офисе НЛМК в Москве, Липецке или вести разработку удалённо. И ему будут доступны все инструменты, о которых мы поговорим дальше.
Сами цеха, конечно, не шоколадная фабрика, но и далеко не полоса препятствия из боевика. Мы стараемся сделать так, чтобы сотрудникам было комфортно. Кстати, про очередь из айтишников на экскурсии в цеха я не шутил. Она существует. У нас распределённая команда, и многие разработчики хотят увидеть результат своей работы вживую. Бывает, даже придумывают себе проекты ради селфача у конвертера.
Руководитель отдела frontend-разработки
Я реально думал, что буду работать чуть ли не среди станков: ну или как минимум будут шум и пыль. Я вроде понимал, что это на самом деле не так, но предубеждение о заводах просто крепко сидит в головах граждан (и моей в том числе). Как на самом деле: я работаю на удалёнке, тут с пылью и шумом я справляюсь своими силами. Все инструменты для разработки у меня под рукой, как и все коллеги — в рабочих чатиках.
А к станкам я всё же пришёл: правда, не работать среди них, а на экскурсию. Нам регулярно организовывают такие: вот на прошлой неделе были несколько. Я стараюсь вывозить свою команду на предприятие НЛМК в Липецке. Ребятам важно показать, какой вклад мы вносим в производство, и важно увидеть его перед собой. Ведь здорово быть сопричастным к нашим масштабам: сталь используется в двигателях, коллайдерах и других крутых объектах. Лично меня это сильно вдохновляет: чувствовать причастность к созданию чего-то большого и важного.
Миф третий: специалист «всё в одном»
Хорошо, если специалист многое умеет, но у нас для всего есть разные отделы
Я заметил, что у многих соискателей несколько упрощённое представление о том, какие задачи должны решать айтишники на промышленном предприятии. Они думают, что им предстоит стать системным администратором: бегать с пучком проводов и иметь дело со скучными задачами «эникейщика». Но при этом от них все будут ждать чудес: «ты ж айтишник».
Как на самом деле? Представьте, у нас есть DevOps! Они помогают нам адекватно разрабатывать и внедрять разные приложения, в основном с использованием микросервисов. У нас есть разработчики, тестировщики, инженеры, аналитики, и у каждого свой пул задач. Конечно, если кому-то из наших разработчиков интересно, к примеру, заняться аналитикой, то мы по возможности идём навстречу, но принудительно менять направление никого не заставляем. Если нам нужны конкретные специалисты, мы всегда можем их привлечь в других подразделениях.
У нас настроено всё необходимое, чтобы обеспечить жизненный цикл прикладных сервисов. Например, есть классическая внутренняя платформа для разработчиков: та самая «internal developer platfrom», но мы создали её ещё до того, как это стало модным, поэтому она называется «единая цифровая платформа» (ЕЦП). В ней есть готовые стандартизированные компоненты и сервисы с порталом самообслуживания для разработки и работы всех сервисов и программ. Она доступна всем разработчикам и инженерам.
Всё, что у нас есть в ЕЦП
Как у нас принимаются решения об использовании технологических решений? Наши специалисты объединены в гильдии, например, есть гильдия Java-разработчиков. Если кто-то из разработчиков хочет предложить технологию, то он обращается к коллегам по гильдии и его инициативу обязательно рассмотрят. С идеей может прийти специалист с любым грейдом: выслушаем предложение джуна так же серьёзно, как синьора.
Solution-архитектор
Зрелость ИТ-процессов на предприятии очень высокая. Например, есть интеграционный цикл — это процесс согласования инициатив. Скажем, приходит бизнес с какой-то хотелкой. Кстати, приходит не к разработчику, а к своему менеджеру, который отвечает за цифровизацию конкретного направления. Его инициатива пройдёт последовательную проработку по автоматизированному процессу. Там чётко предусмотрено, какие специалисты обкатают идею, начиная с корпоративного архитектора, заканчивая безопасниками. Чтобы мы в итоге не создавали «зоопарк» решений, плохо совместимых друг с другом и требующих необычных компетенций для работы.
Когда я только пришёл, я думал, что придётся кучу всего самому продвигать и развивать, а выяснилось, что очень многое здесь уже есть. Тот же Self-service portal — портал самообслуживания единой цифровой платформы, на котором можно самостоятельно, как в облаке, заказать компоненты платформы и инфраструктуры и управлять ими.
Frontend-разработчик
Мягко говоря, я сильно удивился, когда увидел, что на промышленном предприятии настолько легко можно собирать интерфейсы, и это занимает меньше времени, чем в других компаниях. На НЛМК есть культура обращения с промышленными интерфейсами в виде дизайн-системы, внутри которой находятся компоненты, которые можно переиспользовать как строительные блоки. Наша дизайн-система вышла в open source — приятно, что мы здесь находимся в едином поле с сообществом и понимаем запрос.
Миф четвертый: дремучее легаси
Извините, ЭВМ с рубильниками у нас нет
Очень часто люди приходят на собеседование с убеждением, что на производстве если и есть ИТ, то это древние информационные системы и легаси. Многие разработчики искренне удивлялись, узнав, какой стек мы используем на самом деле. К примеру, сейчас мы переходим на 21 Java, а 17 версию используем давно. Да, лет пять назад наша главная задача была попилить монолиты на микросервисы. И мы её успешно решаем.
В целом задачи у нас бывают далеко не тривиальные. Примеров очень много: вот один из проектов с машинным зрением. С его помощью мы можем отслеживать уровень износа тех или иных деталей станков. Если зубцы на шестернях будут стёрты больше определённого уровня, система выдаст оператору предупреждение, и эти шестерни будут заменены. Мы не дожидаемся, когда детали совсем износятся и выйдут из строя, а действуем на опережение.
Так мы наблюдаем за производством и оборудованием
Вообще тема использования современных технологий на производстве очень интересная, и тем, кто хочет подробнее с ней познакомиться, я рекомендую почитать статьи нашего блога.
Ведущий frontend-разработчик
Когда я увидел вакансию разработчика на НЛМК, посмотрел, где предприятие находится и удивился, что оно занимает чуть ли не половину Липецка. Обычно в крупных компаниях нормальный современный стек, но у меня всё равно были опасения, что придётся порой сталкиваться с неповоротливым дремучим легаси, которое когда-нибудь внезапно всплывёт. Скажу сразу: не всплыло. На деле у нас есть микросервисы в собственной цифровой платформе. А ещё у нас есть DevOps. Кому-то покажется смешно, но работа с DevOps сильно отличается от работы без этих ребят.
Плюс, раньше я работал в финтехе и не особо видел результат своей деятельности. А здесь результат моей работы сразу становится реальностью. Из-за ошибки в коде или недостаточного тестирования мы можем получить целый ковш некачественного металла, а это десятки, если не сотни тонн.
Миф пятый: промышленное предприятие — это не ИТ-компания
Да, мы — IT-компания, у нас есть все плюшки
Многие айтишники твёрдо убеждены, что НЛМК не имеет тех преимуществ и плюшек, которые сейчас предоставляют аккредитованным ИТ-компаниям.
На самом деле мы оформляем ИТ-специалистов в компанию НЛМК ИТ, которая входит в Группу НЛМК и является аккредитованной ИТ-компанией. Конкурентная зарплата и ДМС — это далеко не все «плюшки», которые предоставляет НЛМК своим сотрудникам. Например, у нас, как и в других отраслях, можно взять три оплачиваемых day-off.
А ещё мы поддерживаем сотрудников, которые хотят получить новые знания и расти в профессии. В Группе НЛМК есть Корпоративный университет, любой сотрудник может пройти курсы и поменять роль в компании. У университета есть свой кампус. Он довольно современный: здесь можно миксовать форматы обучения и проводить разные мероприятия: от конференций до курсов первой помощи.
Бывают случаи, когда специалисты-металлурги уходят в разработку. Есть у нас один разработчик на Python. Получив в Липецке диплом инженера-математика, он решил сначала поработать на комбинате, чтобы самому разобраться в том, что и как работает. Сознательно пошёл на производство, поработал оператором системы воздухоразделения в ТЭЦ. Затем прошёл обучение по Python и стал классным разработчиком.
Лидер цифровых проектов в доменном производстве
Многие привыкли, что в крупных ИТ-компаниях достаточно широкий спектр «плюшек»: ДМС, изучение языков, корпоративная связь, day-off, новогодние подарки, консультации с различными специалистами по юридическим, финансовым и прочим вопросам. Мягко говоря, я приятно удивился, что и здесь это всё есть. Раньше думал: ну завод и завод, это же не ит-компаний. Оказалось наоборот. У нас все эти плюшки есть.
Кроме плюшек ещё есть то, что меня вдохновляет даже больше: познавательный процесс. Это я не только про то, чем ты занимаешься каждый день на работе, но и про мир вокруг. Мне вот, например, зачастую хочется узнать чуть больше о коллегах: об их необычных увлечениях и хобби. Для любителей игр у нас недавно организовали корпоративный турнир по Counter-Strike 2 — трансляцию на Twitch посмотрело больше 1500 человек! А я с коллегами побывал на одной из экскурсий по переулкам вокруг Третьяковки — было здорово узнать чуть больше о месте, рядом с которым работаешь. Было круто, рад, что у нас есть такой формат активностей вне работы! Это и интересно, и сближает с коллегами.
Вместо заключения
В современной промышленности есть всё необходимое для амбициозных айтишников. Современный стек, зрелые ИТ-процессы, комфортные условия — с одной стороны. Возможность видеть результаты своего труда в колоссальном масштабе и необычные сложные задачки — с другой.
Многие наши программисты, со скепсисом воспринимавшие работу для производства, поработав с технологами и инженерами, влюбляются в сложнейшее оборудование. Это действительно сильные эмоции — понимать, сколько труда, знаний и опыта вкладывает огромная команда в рулон высококачественный стали.
В общем, все мифы остались в Древней Греции и других труднодоступных местах, а у нас в металлургии работать здорово.