Раздаем 500 т.р. на организацию кружков робототехники
Почти два года назад мы начали активно продвигать робототехнику в Екатеринбурге. Вскоре после начала нашей деятельности пришло понимание, что самый верный способ привлечения людей в эту сферу — работать со школьниками. Чем мы, собственно, успешно и занялись. Довольно быстро возникло желание масштабировать наш опыт. Нам удалось разделить это желание с двумя екатеринбургскими ИТ-компаниями — Naumen и Экстрим, результат — см. заголовок поста.
Под катом подробнее о том, как мы дошли до такой жизни. Сразу хочу разочаровать большинство присутствующих: выделять деньги будем только жителям Свердловской области, подробные условия здесь.
С чего все начиналось А началось все с того, что два программиста, спонтанно начали искать единомышленников для своих хоббийных увлечений. Оказалось, что среди коллег (преимущественно прожженных IT-шников) сделать это достаточно сложно — люди уже взрослые, со сформировавшимся кругом интересов. Несмотря на дефицит сторонников, основной костяк нам кое-как удалось составить, и этого хватило, чтобы создать MakeItLab — базу для всех дальнейших активностей. На технических факультетах УрФУ с поиском было проще — все таки это «Мекка» технарей, но все равно особых успехов наши поиски не приносили — в Екатеринбурге способных студентов уже с первых курсов рвут на части ИТ-компании. Да и надо понимать, что аховая ситуация с техническими кружками привела к массовой безыдейности студентов.
Решили спуститься еще на уровень ниже. Тогда очень кстати пришлась Уральская компьютерная школа — курсы для одаренных старшеклассников при физтехе УрФУ. Мы даже разработали специально для них пару курсов по созданию мобильного робота.
Такой подход дал превосходный результат! Первые наши ученики поступили в универ, и сейчас активно участвуют в жизни хакспейса, делают роботов и прочие хитрые артефакты, передают опыт другим школьникам. Подробнее про УКШ мы расскажем с одном из следующих постов.
В общем, опыт УКШ показал, что мы выбрали правильный путь. Следующий шаг — передать наш опыт в обычные школы.
Программирование обычным школьникам не интересно — это факт. Да, в каждом классе найдется 1–2 человека, способных хоть что-то закодировать. Но в целом, понимания того, для чего нужно уметь программировать — нет. Отчасти, такая картина сложилась и потому, что современную молодежь вообще трудно увлечь техникой, с их нынешними игрушками и гаджетами какая-то интерактивность на экране мало впечатляет (это мы с вами, динозавры, впадали в экстаз от рисования окружностей в цикле на ZXSpectrum).
Робототехника — другое дело, в ней строчки на экране преобразуются в механическое действие — это ново, это затягивает. Собственно, это настолько ново и затягивает, что даже в не слишком способных классах ребята сидят два часа подряд не отрываясь. Благодаря этому, от преподавателя не требуется особых педагогических способностей, его роль сводится к тому, чтобы ходить между учениками и помогать в затруднениях. Между детьми и преподавателем выстраиваются нормальные отношения, почти как у коллег по работе. Перед тем, как пойти в школы, мы, признаться, немного побаивались детей. Однако, после первых же занятий стало ясно, что бояться в общем-то и нечего, нужно лишь дать детям хорошую мотивацию, и они сами начнут тебе помогать. И в этом прекрасное свойство робототехники — чтобы ей обучать не нужно уметь работать с детьми, нужно лишь самому в ней разбираться. Из этого родилось логичное предложение:, а давайте позовем народ учить школьников.
Помимо прочего, идея позволяет решить еще одну насущную проблему российского образования — кадры. Да, есть превосходные преподаватели, лауреаты разных конкурсов, активисты и пр. Но в большинстве своем, на школьных учителей ложится такая нагрузка, что у них просто не остается времени на изучение новых технологий и творческий подход. Потому без массового притока свежих, способных людей что-то хорошее ни за что не получится. Этим мы и пытаемся заниматься.
Что нужно для занятий по робототехнике Всего три вещи:
Компьютерный класс Железки (конструкторы роботов) Энтузиаст (он же преподаватель)
Проще всего с компьютерными классами — ими сейчас в обязательном порядке оборудованы все школы. Несколько сложнее с железками. Насколько нам известно, никому еще не удавалось оборудовать учебный класс меньше, чем за 50К. При этом требуется квалификация и много времени. Ну, а преподаватели — это такие, как мы. Занятие конечно интересное, но и времени оно требует достаточно много. Зачастую приходится жертвовать и своей профессиональной деятельностью, ради преподавания.Таким образом, для того, чтобы дальнейшие действия дали более серьезный целенаправленный эффект, мы озаботились поиском денег.
Зачем это ИТ-компаниям Главная проблема ИТ — это кадры. Вообще ИТ мне представляется этакой огромной топкой, в которую сколько кадров ни закинь — все сгорит, и развитие ИТ в основном определяется количеством топлива. При этом если о студентах еще заботятся, то со школьниками все как-то совсем печально, а ведь с ними гораздо эффективнее работать. Есть мнение, что тетушки, которые занимаются школьниками, оказывают большее влияние на ИТ, чем руководители компаний.
Мы не рассчитываем, что на упомянутые 500К сможем существенно повлиять на кадровый рынок. Без больших государственных вливаний здесь в любом случае не обойтись, этот проект скорей всего следует рассматривать как пилотный. Кстати, если кто-то еще вздумает побросаться деньгами — всячески поможем.
Что от вас требуется — желание.
Далее нужно будет по-изучать одну из популярных платформ (Arduino, Raspberry PI, в крайнем случае Lego), ее среду разработки, посмотреть, какие по ней есть школьные курсы (для начала можете посмотреть курсы Амперки), можно даже придумать собственный курс. Для облегчения задачи чуть позже мы подготовим обзор разных курсов и платформ.
Далее самое сложное: пойти в родную школу или иное близко знакомое вам детское учреждение и договориться о проведении занятий. В принципе вы можете проводить занятия и в собственном офисе, однако нам хочется, чтобы вы взяли в непосредственные союзники кого-то из тех, кто профессионально детьми занимается, таким заявителям мы будем отдавать предпочтение.
Параллельно мы сейчас составляем список заведений, желающих организовать у себя кружки робототехники. Поэтому, если вы испытываете трудности с нахождением такой организации, возможно, мы вам подскажем (но лучше на это все-таки не рассчитывать).
На закупку железок детским учреждениям мы будем выделять до 120К, однако надеемся на меньшие аппетиты.
После того, как вы разберетесь с организацией, нужно будет составить подробный план проведения занятий, здесь мы вам всячески поможем.
Что вы получаете — радость и карму.
Кроме того, кое-какую денежку: средняя зарплата преподавателя в Екатеринбурге — около 200 р. в час, мы к этому еще будем добавлять 270 р. За такую плату вам придется преподавать хотя бы 5 часов в неделю.
Сразу расскажу о подвохе — чтобы официально трудоустроиться и получать упомянутые 200 р. нужно будет побегать за справками (работа с детьми все-таки).
Конкурс мы разделили на два этапа. На первом вам фактически нужно просто заявить о своем наличии, мы отберем тех, с кем готовы работать. На втором этапе нужно будет совершать более существенные действия — договариваться со школой, составлять план.
Более формально условия конкурса описаны здесь.