Расти большой: как распознать в бизнесе лидера

Сегодня ЛАНИТ отмечает свой день рождения: компании исполняется 29 лет. Мы почти приблизились к юбилею и в его преддверии хотели бы поразмышлять, что делает бизнес успешным, как из маленькой компании вырастает большая. Мы спросили об этом руководителей и сотрудников группы ЛАНИТ и на основе их ответов, сформулировали составляющие успешного бизнеса. Хотим познакомить вас с результатами нашего опроса и обсудить их.

38d2edd4f1757ce663e89dcf53224135.jpg


Что же помогает построить устойчивый бизнес? Что программирует его на постоянный рост и развитие? Что сплачивает команду и мотивирует ее? Мы много обсуждали эту тему внутри компании с ее топ-менеджерами и сотрудниками. Вот главные выводы, к которым мы пришли.

1. Команда лидеров


Нужно поддерживать у руководителей и сотрудников склонность к лидерству. Быстро делают карьеру люди, способные брать на себя ответственность и добиваться поставленной цели.

2. Стремление быть первыми


Чтобы быть лидером, необходимо очень активно расти, причем расти быстрее рынка, последовательно усиливая свои позиции.

«У нас есть идея всегда быть лидерами, хоть это не всегда удаётся, но мы к этому стремимся постоянно. К счастью, в отличие от спорта, у нас нет предела возраста: если ты до 20 лет не стал лучшим гимнастом, то дальше никогда не станешь. У нас [в ИТ-бизнесе] можно постоянно к этому стремиться и в какой-то момент стать лучшим. Поэтому наше стремление быть лидерами интересно для людей. Приятно работать, когда ты лидер, а не когда ты находишься в ситуации «лишь бы выжить».

Георгий Генс, основатель группы компаний ЛАНИТ


3. Непрерывный поиск новых возможностей


Готовность к опережению времени — это единственный способ сохранить лидирующее положение на рынке. Нужно быть проводником нового, отслеживать тренды, вкладывать в R&D, находить новых партнеров.

«Мы понимаем, как важно быстро адаптироваться к новым реалиям. Наши приоритеты — собственные разработки, трансформация накопленных знаний и компетенций в новые сервисы, поиск новых рынков и расширение географии».

Филипп Генс, президент группы компаний ЛАНИТ


8d1cf8278e26df30da93fff153864184.jpg

Медиакомплекс «Машина времени», парк «Зарядье»

4. Выбор оптимальных решений и действий


Важно уметь критически посмотреть на любой вопрос, не принимать на веру правильность того, что «так делают все, поэтому и нам это надо», не зашориваться и не шаблонизироваться.

5. Продукты и услуги самого высокого качества


«Быть партнером лучших, быть лучшим из партнеров» — таков должен быть девиз компании, которая хочет быть успешной.

7b64c27218e2751cec0677482dcf8b76.jpg

МегаЦОД-2 Сбербанка в Сколково

6. Ориентация на реальные потребности заказчиков


Нужно понимать клиента, а не свои сиюминутные интересы, уметь слышать его голос, а не свой собственный.

7. Ответственность и гарантированное выполнение своих обязательств


Это фундамент успешной работы в долгосрочной перспективе.

36a0ef9ea0ea0d915bc8c6e624f03454.jpg

Работа комиссии Uptime Institute в Центре технического обеспечeния технопарка «Жигулевская долина»

8. Самокритичность


Не надо бронзоветь, успокаиваться, достигнув какой-то цели, пусть даже очень высокой. Способность критически смотреть на вещи обязательна.

9. Среда


Хочется держать планку, когда рядом работают те, кто уже добился профессионального успеха.

10. Профессионализм


Важно последовательно наращивать уровень компетенций. Между сотрудниками должен постоянно идти обмен информацией, идеями, решениями. Идея комплексности помогает растить профессионалов с широким кругозором, свободно ориентирующихся во всем, что происходит в компании.

«Успех определяется … людьми, которые обладают достаточной смелостью, чтобы браться за очень сложные проекты, за проекты, не имеющие аналогов не только в нашей практике, но порой и вообще нигде в мире. Причем эта смелость не является бесшабашной недооценкой риска. Она основана на уверенности в собственных силах, многократно подтвержденной опытом. Выполняя такие проекты, наши сотрудники приобретают экспертные знания, иногда уникальные».

Мурат Маршанкулов, управляющий директор «ЛАНИТ-Интеграции»


3821e27ff9bb3262401a740b7afae174.jpg

Оснащение Большой спортивной арены «Лужники»

11. Эффективность


Недопустима неэффективность сотрудников. Она опасна, как зараза, стремящаяся принять эпидемический характер.

12. Свобода принятия решений


Свобода принятия решений и выбора дает место для творчества. Свобода и демократичная обстановка, компенсируемые большой персональной ответственностью, позволяют почувствовать значимость личного вклада каждого в общий успех.

«Дается много оперативной свободы, свободы принятия решений. При этом, конечно, никто не отменял ответственность за финансовый результат».

Юрий Багиров, руководитель дирекции


d539ba3728f87d70d8d9534b4ef3a0ad.jpg

Фотографии, снятые под водой на iPhone. Выставка «Погружение» Inventive Retail Group

13. Самомотивация и самоорганизация


Каждый понимает свою зону ответственности, и сам находит лучшее решение.

14. Предпринимательский дух, инициатива


Нужно целенаправленно искать среди сотрудников людей с предпринимательской жилкой и перспективными бизнес-идеями, поддерживать инициативность.

15. Доверие


Чем больше доверяешь людям, тем меньше вероятность возникновения неприятностей. Очень важны и такие человеческие качества, как честность, добросовестность, доброжелательность.

«Главный секрет успеха — в доверии к людям, которые хотят что-то сделать, предоставлении шанса тем, кто хочет взять на себя ответственность за результат».

Андрей Владимиров, генеральный директор «ЛАН АТМсервис»


16. Право на ошибку


Ошибки — это нормальная рабочая практика. Но если вместо плана по исправлению ошибок, вы предлагаете оправдания, ваш проект обречен. У вас всегда должен быть план по управлению ситуацией с высокими рисками.

17. Разумная децентрализация


Развивая направление согласно своему видению и опыту, руководитель, который пользуется высокой степенью доверия первого лица, может допускать локальные ошибки, но компания / бизнес в целом не пострадает.

«История ЛАНИТ уникальна для рынка: во много раз увеличив масштаб бизнеса, мы сохранили изначальную схему роста. Обычно бизнес выстраивается сверху вниз, а у нас — иначе. Когда ЛАНИТ прирастал новыми направлениями бизнеса, руководители отделов брали на себя ответственность за их развитие. Так выросли наши ведущие компании и их топ-менеджеры. Кроме того, ЛАНИТ не коснулось «переформатирование», через которое прошли многие гиганты рынка, — когда нанимают именитого CEO и он перекраивает структуру компании в стандартную — вертикальную».

Филипп Генс


18. Минимум формализации во всех процессах


Отсутствие бюрократии позволяет найти интересные и эффективные решения, которые в формализованной корпоративной среде просто не смогли бы родиться и выжить. Важно не бить по рукам, не опутывать инструкциями. Тогда вырастают крылья.

19. Открытость информации


Говорить правду самому себе, сотрудникам, заказчику — выгоднее всего. Не нужно скрывать проблемы. Нужно, опираясь на факты, искать решения.

20. Важность человеческих отношений


Открытость, готовность поделиться знаниями и опытом должны быть в традициях компании.

«Человечность отношений порождает неформальное отношение к труду».

Алексей Сосонкин, руководитель департамента


21. Взаимное уважение


Уважение друг к другу, к клиентам и партнерам, выражающееся в точности, корректности, надежности и обязательности даже в мелочах должно быть нормой жизни.

9ef07e45f102501c3a47bf717d73d92e.jpg

Космодром «Восточный», команда проекта

22. Вера в безграничные возможности людей


Априори все люди хорошие, талантливые и могут практически всё.

23. Чувство юмора


С ним можно не просто выжить в самой безнадежной ситуации, но и добиться успеха.

b13b227e524bb351c62bc2d370cebcae.jpg

Модернизация метеосети Росгидромета, остров Котельный

24. Удовольствие от работы


Важно получать удовольствие, от того, что создаешь полезные продукты, выполняешь нужные проекты.
16 октября 1989 года была основана «ЛАборатория Новых Информационных Технологий» (ЛАНИТ). Она начиналась с ее основателя Георгия Генса и всего нескольких сотрудников. Сначала ЛАНИТ занимался дистрибуцией. Параллельно специалисты компании учились устанавливать оборудование, тестировать и настраивать его, оказывать сервисную поддержку, дорабатывать программное обеспечение, обучать пользователей. Развивалось направление системной интеграции и разработка собственного ПО.

Прошло почти 30 лет, и маленькая компания превратилась в корпорацию, которая занимает первые позиции в отраслевых рейтингах.

В ежегодном исследовании «Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2018» компании IDC группа компаний ЛАНИТ занимает 1-е место по объему выручки среди компаний, оказывающих ИТ-услуги в России, с долей 9,6% рынка.


Другие достижения
Также в исследовании «Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2018»:

По видам услуг

  • 1-е место в сетевой интеграции и консалтинге;
  • 1-е место в ИТ-консалтинге;
  • 1-е место в разработке заказного ПО;
  • 1-е место в установке и поддержке оборудования;
  • 1-е место в аутсорсинге управления приложениями;
  • 2-е место в системной интеграции;
  • 2-е место в аутсорсинге компьютерного и сетевого оборудования;
  • 3-е место в ИТ-обучении и тренингах;
  • 3-е место в консалтинге и кастомизации ПО.

По вертикальным рынкам
  • 1-е место в ИТ-услугах для финансового сектора;
  • 1-е место в ИТ-услугах для госструктур;
  • 1-е место в ИТ-услугах для производственного сектора;
  • 1-е место в ИТ-услугах для энергетики.
  • 2-е место в ИТ-услугах в секторе телекоммуникаций и медиа.

В других отраслевых рейтингах
  • 1-е место в рэнкинге крупнейших консалтинговых групп России (RAEX);
  • 2-е место в рэнкинге крупнейших российских групп и компаний в области информационных и коммуникационных технологий (RAEX).

В рейтингах крупнейших российских компаний

»200 крупнейших частных компаний России» (Forbes, 74-е место).

В исследованиях кадрового рынка

8-е место в «Рейтинге работодателей России 2017» компании HeadHunter.


Перечисленные в статье принципы помогли компании ЛАНИТ вырасти большой. Нам было бы интересно услышать ваше мнение о том, насколько эти принципы универсальны, какие из них обязательны, какие — второстепенны, работают ли они в ваших коллективах, что еще делает компании лидерами.

© Habrahabr.ru