Расшифровка эфира Хабра с ДИТом Москвы
Вчера, 2 июня, baragol разговаривал с Эдуардом Лысенко и его коллегами в прямом эфире на ютуб-канале Хабра. Иван задавал острые вопросы от сообщества Хабра, а сотрудники ДИТа пытались на них отвечать. Как и ожидалось, некоторые вопросы остались без ответа, а на некоторые не хватило времени, поэтому в конце эфира участники договорились о новой встрече, которую ДИТ анонсирует на этой неделе в своем блоге на Хабре. Во втором раунде примут участие активисты российского IT-сообщества, в том числе Владислав Здольников, ведущий канал «IT и СОРМ».
После трансляции deniskin в своём телеграм-канале описал неприятный опыт общения с сотрудницей ДИТ и резюмировал:
Будем ли мы дальше проявлять активность и помогать госорганам налаживать общение с гиками? Нет, сегодняшнего опыта достаточно. Мы готовы предоставить площадку и инструменты, но общение пусть налаживают интернет-активисты. Для нас эта история не только не профильная, но ещё и с осадком.
Для qyix7z, catBasilio и других адептов текстовых версий — расшифровка полуторачасового эфира.
Всем привет, спасибо что в итоге удалось это организовать. С нами на связи Эдуард Лысенко и его коллеги. Эдуард, наверное, представьте для начала тех, кто с вами решил созвониться с нами по зуму и потом я расскажу, с чего вообще все началось и как сегодня все пройдет.
[ЭЛ]
Давайте. Лысенко — это я, как наверное уже многие знают, значит, на фоне кирпичей это у нас мой заместитель, который отвечает за инфраструктуру ЦОДа — зовут Алексей Михайлович Анисимов, на фоне соответственно замочка синего это Алексей тоже, но Бутов, это за информационную безопасность старший, между ними это Дмитрий (отчество не помню) Иванов, который отвечает у нас за госуслуги и за электронное правительство в Москве уже много-много лет. Если присоединится еще один человек, то я тоже представлю.
Отлично, давайте начинать. Напомню, что началось все с того, что однажды на Эхе Москвы прозвучало некоторое утверждение о том, что департамент информационных технологий Москвы готов провести что-то вроде открытого диалога с пользователями своих сервисов на базе площадки Хабр. В итоге ДИТ обратился к нам, мы согласились и вот сегодня все началось, спасибо, что смотрите нас. Смотрите, на той неделе в блоге ДИТа разместили пост, в котором призвали задавать вопросы. Комментариев оказалось очень много, более 300. Мы постарались все это как-то обобщить, потому что на 300 небольших вопросов очень сложно ответить. Напомню, у нас сегодня хронометраж примерно полтора часа, если я не ошибаюсь, давайте стараться ответить на максимальное количество вопросов. Так вот, мы объединили некоторые вопросы, получилось 53 штуки. Скажите сразу, что произойдет с теми вопросами, на которые мы ответить не успеем? Есть меня такое подозрение.
[ЭЛ]
Если вы не возражаете, я вообще бы сказал так, что как бы ни началось наше знакомство и наш диалог, будет неплохо его продолжить, хотя бы раз в какое-то периодическое время встречаться и если это дело в таком формате или любом другом, если вопросы в лайв-формате будут интересны сообществу, я всегда за, чтобы ни осталось. Я думаю что там есть, например, вопрос по [неразборчиво] на 14 страниц одного ответа, он требует отдельного совещания даже с вами… Тогда назначим еще время через неделю, поговорим. К нам присоединился еще человек в маске, это Михаил Мишаков, в галстуке единственный из нас.
У нас такая, неформальная встреча.
[ЭЛ]
Да, я вижу по фону вашего места проведения, это нормальная история, соответственно я еще раз говорю спасибо за то что диалог организуем, давайте начнем, успеем что успеем, дальше продолжим, назначим время и также будем двигаться. Можем позднее начинать, в 17:30 опасно со мной начинать, тут просто время перекрывается всякими совещаниями.
Смотрите, чтобы было от чего отталкиваться, давайте, наверное, обозначим, как вообще в департаменте все устроено с точки зрения команды разработки: это команды in-house или аутсорс в большей степени? Расскажите, как это устроено, и дальше пойдем по списку, который составляли читатели.
[ЭЛ]
Там есть разные [команды], у нас порядка 30 направлений таких, продуктовых так называемых направлений по аналогии с бизнесом соответственно, даже больше сейчас уже где то есть. Полностью своя разработка, вообще полный цикл производства. Где-то есть в основном архитектура, техподдержка, проджект-менеджмент, естественно, аналитика, ну то есть основное ядро компетенции, от которого все происходит. А дальше мы собственно аутсорсим разработчиков либо задачами либо аутстаффингом, там все зависит от конкретных задач. Поскольку одновременно все очень много происходит, то тут используются разные такие способы.
Окей, тогда отсюда и будем отталкиваться. У нас есть, наверное, самая большая категория вопросов, которые мы условно назвали «наболело», это касается в основном приложения «Социальный мониторинг», таких вопросов было большинство, начнем с них. Главный вопрос — в чем вообще смысл приложения, которое требует от тебя отправить селфи и в целом сделать какое-то активное действие для подтверждения местоположения, если местоположение и так отслеживается с помощью геолокации, если ты сел в автомобиль и куда-то поехал, тебя увидит камера и так далее. Может быть, можно было сделать как-то тоньше, технологичнее?
[ЭЛ]
Беспокоит только ceлфи?
Селфи… Это, насколько я понимаю, исправлено было только в мае, раньше селфи же просили прислать в том числе и ночью. Когда ты болеешь, тебе плохо присылать селфи ночью, а если ты не прислал, получить штраф — это не прикольно, согласитесь.
[ЭЛ]
Это не прикольно, поэтому мы поправились, но смотрите, во-первых, вообще по замыслу и по предназначению, если кто-то помнит как все развивалось в феврале и в марте, особенно под конец марта, уже потом в апреле эта кривая заражения шла, как она проникала активно в общество и когда принимались какие управленческие решения, самоизоляция с начала апреля и прочее. Вы должны представить, что главная задача у руководства города состояла в том, чтобы минимизировать количество социальных контактов именно тех людей, которые являются диагностированными носителями вируса, то есть они должны добросовестно находиться дома в идеале, если это легкая форма, либо если в проблемной ситуации уже температура или какая-то развивающаяся пневмония, то тогда передвигаться и госпититализироваться. Когда речь заходит о тех, кто находится дома именно в таком периоде времени и тогда, условно говоря, в день прибавлялось сначала несколько сотен таких людей. Потом это дошло, если я правильно помню, до 7 тысяч в день, даже с позиции города мы просто не имеем права сидеть на месте и не предпринимать что-то, это просто наша обязанность, нас потом за бездействие накажут больше чем за действия, если будет эта история развиваться неконтролируемо. Чтобы не допустить этого сценария (не знаю, знакомы ли наши зрители и слушатели, это итальянский сценарий, нью-йоркский сценарий, когда как раз город ничего не предпринимал, в Италии вообще ничего не делали и когда там грузовики с трупами были), нужно предпринимать какие-то усилия для того чтобы человек находился на месте. Мы изучили там порядка 16 приложений разных, вообще разные изучали средства, наверное одним из направлений могло быть введение каких-нибудь жестких мер: на улицу не выпускать, войска выпускать или ещё что-то такое, но у нас в результате были приняты решения о том чтобы максимально ограничить от контактов с такими больными (техническими средствами) по возможности людей здоровых, которые ходят на улицах и соответственно соцмониторинг родился из анализа этих приложений. Там были самые крайние варианты, например в Южной Корее там софт, который они сделали еще в предыдущую эпидемию и развивали все эти два года он у них вообще там собирает транзакции, треки, что только не собирает про человека и никакой возможности отказаться от этого у людей нет, более того, он даже показывает на карте этих людей! Представьте на секунду, если бы показывать реально человека, который заболел на какой-нибудь публичной карте, как у них там сеуле. Это для нашего менталитета совершенно неприемлемая история. Или например Катар, где за выход на улицу человека на три года в тюрьму сажают (ковидного соответственно), или еще есть вариант типа израиля, где они просто легитимно следят за людьми, то есть то, что у нас делают только правоохранительные органы, у них прямо прописано в софте. Мы выбирали вариант, который с одной стороны позволил бы человеку некоторую самодисциплину проявлять, с другой стороны быть уверенным, что человек находится по адресу карантина, куда его привез врач, чтобы этот адрес был задокументирован, то есть в постановлении которое он подписывает сам, чтобы он подписался по максимуму под теми положениями, которые он сознательно должен соблюдать. Я имею ввиду что да, я нахожусь на месте, да, я болею и 14 дней должен быть на месте, это указание роспотребнадзора и как бы в конце концов просто взять и не разносить болезнь. И при этом нужно убедиться, что человек на месте, если кто-то вот сейчас порядка краудсорсинга, я кстати на эхе говорил и сейчас как раз хотел бы объявить, можно даже предложить идею. Если придумаете как сделать так, чтобы можно было убедиться, что человек находится, не симка его находится на этом месте. Много ошибок с приложением и штрафов, в том числе аннулированных, было связано с тем, что кто-то отдает телефон, либо неправильно телефон вписывает. Именно человек на том месте где он есть, человек это кто, собственно единственное что мы можем взять это его фотографию. Поэтому этот очень простой функционал был придуман исходя ровно из этих соображений, исходя из анализа плюс исходя из этой истории. Если что-то придумает более тонкую историю — велкам на самом деле, готовы даже подсказать как через инновационный кластер получить какой-нибудь грант на стартап.
Да, Эдуард, но смотрите какая история: справедливо в комментах у нас под тем постом заметили, что ведь можно наделать таких селфи заранее и присылать их.
[ЭЛ]
Невозможно. Там есть события, которые генерируется рандомно сейчас в дневное время. Смотрите, я [пользуюсь соцмониторингом] с первого дня аппсторовского приложения, просто у меня другого нет… у меня приходит порядка пяти среднем в день пушей плюс несколько дней назад мы сделали еще смски, они понятней. Примерно неделю работали над функционалом смсок, всю эту неделю точно. Нет, чуть раньше, на прошлой неделе. Я сюда захожу, 15 секунд делаю фотку и заканчиваю эту историю, все, забыл про телефон.
Но главная-то претензия была конечно ко времени, в которое приходит…
[ЭЛ]
Время, да, у нас на андроид версии на первой там был нюанс, у нас генерилось, по нормативке можно было в любое время, но понимаете, когда 24/7 работаешь, вот все люди которые вы здесь видите вот в этом в ряду, они работают и их команды работают 24/7 с момента как у нас это все началось, это примерно середина января. Не знаю кто как заметил когда ковид пришел в Москву, в реальности это была середина-конец января. Когда там китай первое объявление сделал на самом деле уже был ковид здесь и да, не все мы сразу можем сделать супер круто, к сожалению.
Хорошо, но все-таки этот справедливый вопрос, праведный гнев, понимаете, почему потребовались месяцы, чтобы поправить эту раздражающую вещь, может быть если бы не это, не так бы бомбило?
[ЭЛ]
Да нет, поправили за двое суток, андроидная версия вышла в сторе примерно 27 или 28 апреля, 29-го были пуши и 30-го мы переписали, переопубликовали, там два дня всего было, точнее две ночи.
Хорошо, тогда другой вопрос: вы говорите, что команда работает 24/7 (я надеюсь все-таки люди спят). Расскажите про команду, какого размера команда работает над таким приложением?
[ЭЛ]
Сейчас над этим приложением вместе со всеми волонтерами, которые кодят, людям объясняют, с колл-центром суммарно в день работает несколько сотен человек. То есть вот сегодня, например, у нас была одна из нечастых ситуации когда 0 человек было вообще в очереди в колл-центр в течение почти всего дня, но с другой стороны у нас сидело порядка 350 операторов, которые ждали звонков, это только первая линия.
А если говорить только о разработчиках?
[ЭЛ]
Разработчиков порядка 30 человек.
Вот эти 30 человек работают 24/7, сложный продукт, который сделан в сжатые сроки. Когда поступила (и от кого, кстати, интересно) такая задача и в какой срок нужно было разработать такое приложение?
[ЭЛ]
Ну, разрабатывали первую версию примерно 3 недели с начала апреля, а задача не то что… Был сделан прогноз развития заражения, почти в него попали на самом деле, что в конце апреля будет резкий всплеск, и к концу апреля нужно было придумать что-то, что будет по крайней мере тем, которые должны сидеть дома, легким больным, помогать соблюдать дисциплину. Кстати, знаете, на самом деле есть люди, конечно, которые недовольны, кричат и так далее, но по факту у нас практически все добросовестно используют, очень много людей, которые совершенно спокойно, так же как я, 5 раз в день (от 3 до 5 уведомлений присылает система) кликают. Все эти разработчики, все маркетологи и все люди, которые с этим связаны, у них там тоже андроидные версии и так далее, все тестерами фактически работают, поэтому нужно спокойно к этому относиться, поскольку есть вещи, которые нужно в таком периоде делать, это непростая ситуация, для нас это вообще как военная ситуация, потому что действительно происходит много событий, которые никогда нигде не происходили.
Расскажите, вы сказали раньше что в основном это все-таки аутсорсные команды, над социальным мониторингом работали не in-house?
[ЭЛ]
И те, и те есть. В основном это in-house, но мы используем, если надо, кодинг.
Соотношение, может быть? Это просто такие бытовые вопросы, неизвестно как это устроено и почему так.
[ЭЛ]
Если нужно расширить программистский ресурс, мы его расширяем за счет аутсорсинга. Ну, как обычно покупаешь программистов, все. Так часто делают.
Окей, тогда есть еще такой вопрос: люди интересуются, какой бэкграунд у этих специалистов, откуда они приходят, что это за аутсорсеры, куда они уходят потом, вот об этом расскажите.
[ЭЛ]
Меня это, знаете… уже две недели пытаются взломать все мои аккаунты во всех сервисах, в которых меня нет. Много присылают смсок на повторную двухфакторную авторизацию, если те кто сейчас находится в аудитории этим занимаются, вы остановитесь, пожалуйста. Меня нет этих сервисах, бывает по 100 смсочек удаляю. Ну да ладно, в общем бэкграунд соответствующий. Если это application аппсторовский, соответственно, это мобильные разработчики, бэк там крутится на разных технологиях, у нас в основном open-source, за 3 года мы практически убрали… Здесь вообще open-source. По андроиду, ну, андроидные разработчики, нормальные разработчики.
Так конкретной команды не назовете?
[ЭЛ]
Нет, сейчас не буду называть, потом их начнут троллить, еще что-то… Люди работают, они понимают, что они делают, они делают это с максимальным качеством, которое возможно в такие сжатые сроки, это надо уважать, это нормально. Я сам программист, я так программировал, я понимаю, что бывают ситуации различные, не надо заниматься такими вещами.
Кстати, раз уж зашла речь, был еще такой вопрос лично вам: когда вы сами последний свой код писали своими руками и какой?
[ЭЛ]
Нормальный код я писал давно уже, где-то 2004–2005 году, это был C++, я специализировался на сетевом программировании, плюс истории, связанные с банкоматами, поскольку в банке работал когда-то и сисадмином был. И соответственно с тех пор уже ничего, не считая того что, когда попал случайно в больницу, на питоне немножко программировал, было время свободное.
Тогда дальше идем, расскажите, может быть, про среднюю и медианную зарплату разработчиков.
[ЭЛ]
Все шлют мне смски. Значит смотрите, абсолютные цифры называть не буду, я вам скажу так, что у нас цена людей внутри, поскольку у нас все люди, которые устроены… Департамент это орган власти, там у нас ограничение для госслужащих и все госслужащие видны по декларации. Есть государственное казенное учреждение, где у нас в основном люди расположены. У нас просто, чтобы было понятно, в государственных учреждениях зарплата всегда ниже, чем рынок. Мы держим с учетом всех возможностей примерно там минус 20–25% от рынка, и в основном люди, которые работают они… Ну то есть тот, кто за зарплату, тот может в бизнесе работать, вопросов нет. Те кто остаются здесь — люди, которые связаны с какой-то серьезной компетенцией. Я не говорю сейчас про только кодинг, потому что это, конечно, серьезная компетенция, но с точки зрения создания системы в целом, особенно когда у тебя задачи из года в год идут, это вопрос удержания такого центра компетенции как команды в длинной перспективе. Эти люди замотивированы не только деньгами, они замотивированы тем, чтобы действительно реализовать замысел, который доказан, нужен, опробован, вот это касается всех длинных историй с госуслугами, сервисами и так далее, и вот эта вот мотивация гораздо важнее для людей, которые работают с этой стороны. Тут у каждого свой выбор, можно пойти в бизнес, получать на 30% больше, может даже больше, если это руководящее звено, но тогда ты занимаешься зарабатыванием денег, ты работаешь на прибыль и еще что-то, но по крайней мере в госпроектах ты увидишь только кусочек этого. Либо ты работаешь отсюда и ты пытаешься сделать все.
Все-таки почему вы не хотите назвать среднюю зарплату? Это все-таки государственные деньги, мои в том числе, потому что я налоги плачу, было бы интересно.
[ЭЛ]
У нас приблизительно средняя зарплата сейчас в районе 155 тысяч рублей по учреждениям.
Это разработчики?
[ЭЛ]
Это в среднем по звену, связанному с разработкой, внедрением и так далее. Так что приходите.
Посмотрим на комментарии. А есть ли среди специалистов, которые в ДИТе работают, психологи, социологи, в общем те ребята, которые отвечают за восприятие продукта и пользуетесь ли вы их консультациями?
[ЭЛ]
Это в основном аутсорсинг, конечно, это такой специфический маркетинг… Я вам скажу так, это как дизайн, понимаете, вот есть дизайнер, который держится одного стиля, и какое-то время это людям нравится, даже внутри, даже в презентациях нравится этот стиль. Но иногда надо это дело передергивать, поэтому такие вещи однозначно должны привлекаться с рынка, это гораздо более эффективный ресурс, равно как, например, ресурс, связанный с каким-то глубоким технологическим знанием, специфическим знанием, которые мы не ежедневно используем, скажем так. Вот социологи там, психологи это же история, которая связана с пониманием определенной аудитории или еще что-то, это всегда снаружи мы привлекаем. Кстати здесь тоже есть привлеченные люди, которые смотрят этот [стрим], их там немного, 3 человека работает.
Давайте еще сильнее сузим вопрос, это то что меня лично волнует, то что я каждый раз вижу, когда пользуюсь московскими онлайновыми сервисами. У меня был в прошлом году разговор со Минкомсвязи, и в том разговоре звучал такой пассаж, что к составлению гайда по написанию текстов для этих самых московских сервисов приглашали Максима Ильяхова, действительно ли это так, существует ли такой гайд, и расскажите про то, каких и где редакторов вы нанимаете.
[ЭЛ]
Я вот этого человека не знаю, мы его не идентифицировали, честно. Не знаю, с кем вы разговаривали в Минкомсвязи, Минкомсвязь и Москва это два разных мира совсем. Мы не смогли найти такого человека. Если он идентифицируется как-то или контакты оставит… Не нашли концов.
Окей, давайте тогда вернемся к рабочим процессам, а кто в итоге несет ответственность за результат?
[ЭЛ]
Где? В городе у нас — я, по остальному команда у нас делится по направлениям. В ДИТе у нас ответственность несет сначала Лысенко, потом у нас есть эта структура, есть замы и есть лидеры продуктовых направлений. Все несут ответственность в рамках своих компетенций и полномочий соответственно с точки зрения законодательных [органов], то есть за персональные данные и так далее.
Кстати, тогда о персональных данных: прокомментируйте ситуацию с использованием, насколько я понимаю, эстонского сервиса для распознавания лиц. Почему так получилось, как вышло что данные отправлялись за пределы России?
[ЭЛ]
Я не знаю, кто это написал, дело в том, что ничего не отправлялось, ничего не использовалось. Так же как не использовался, тут еще любят такой термин, какой-то софт на какой-то там трекинг мусоровозов, это все реально вымысел. То есть скачали, я так понимаю, апкшку, которая была опубликована вообще не нами и не для этого мониторинга. Потому что софт писался в апреле уже после этого, а эта апкшка была опубликована компанией, которая не должна была этого делать, и зачем она это сделала — непонятно. К нам она не имеет отношения. Так что ни одного байта человеческого лица не ушло в эстонию.
Ну, допустим. Если говорить как раз про это приложение, для которого, говорите, не использовался в качестве основы мониторинг мусоровозов: вы утверждаете что это приложение написано с нуля полностью?
[ЭЛ]
Соцмониторинг? Да.
Окей. Расскажите тогда, почему ответственность за определение своего местоположения лежит все-таки на пользователях, вы, очевидно, понимаете, что у gps недостаточная точность, особенно если находишься в помещении, туда просто не пробивает сигнал…
[ЭЛ]
Прокомментирую сразу. Смотрите, мы это знаем, конечно же, тем более в Москве и в зависимости от адреса, например, плюс-минус представляем какая точность с учетом того что мы эксплуатируем много программного обеспечения, которое занимается геомониторингом, и у нас мониторится вся техника МЧС и ЖКХ и так далее, и понятно, где идет соответствующий сбой. На самом деле штрафов из-за этого не было, то есть вот об этом писали, ну реально от этого не было ни одного штрафа, мы это зачищали по максимуму, а уж если даже где-то что-то проскакивало, то мы решали этот вопрос вообще в рабочем порядке с главконтролем. Дело в том, что здесь вопрос не в том, кто несет ответственность за то, что не работает gps — человек должен находиться на месте в любом случае, ковидник уж точно должен находиться там, где он написал, и желательно чтобы не обманул еще, когда подписывал документы, такое тоже к сожалению бывало… зачем так люди поступают, что хотят ввести в заблуждение и типа лайфхаками такими пытаются обмануть — ну, наверное должна быть какая-то внутренняя иная жизненная позиция, нежели вот например как я к этому отношусь. У нас, знаете, каждый живет в том государстве и в той стране, где мы живем, и я думаю, что вы понимаете, что мы несем ответственность за любые свои поступки. В данном случае это, в частности, установленная ответственность — нормативный документ на именно этот период. Период недлинный, два месяца, если ты заболел, то нужно просто соответствовать, да такие средства, даже если будет ошибка, даже если бы был штраф, в любом случае мы все вот рассматриваем с главконтролем, они все, если это по малозначительности или еще как-то, отзывают. Поэтому здесь идеальных вариантов быть не могло, и не может и в будущем быть. Это жизнь, которая появилась в том виде, в каком появилась, в виде такой угрозы перед всеми, вот и все.
Ну хорошо, допустим права на ошибку есть у всех, в том числе у приложения, но для оспаривания штрафов, далее цитата, «нужно иметь стопроцентные доказательства», а как человек может доказать, что это была ошибка геопозиционирования?
[ЭЛ]
Стопроцентные доказательства это, наверное, не моя цитата, я так не говорил. В реальности разные ситуации рассматриваются, это, конечно, может быть, если не беспокоиться, можно будет договориться и представители главконтроля поучаствуют, даже Евгений Александрович [Данчиков, начальник главного контрольного управления Москвы] не откажется. Нет стопроцентных понятных доказательств, но всегда есть какие-то подтверждения. Может быть, если человек действительно в сложной ситуации не мог сфотографироваться, значит рядом был кто-то, кто помогал, значит, соответственно, человек может подтвердить тем или иным способом, здесь никаких жестоких людей нет, они просто отрабатывают эти ситуации и нормально принимают решения. Я имею ввиду тех, кто действительно использует средства, в смысле штрафование.
Прежде чем выписывать штраф… многих интересует, почему нет дополнительной проверки? Скажем, если у кого-то есть стационарный телефон, можно было позвонить и это было бы стопроцентным вообще попаданием
[ЭЛ]
Этот телефон, откуда я вообще узнаю, его он или нет? Вот дай бог, Иван, у вас…
Так можно предусмотреть такое поле на самом деле, вот вам, кстати, и идея.
[ЭЛ]
Хорошо, посмотрим. Только люди вбивают, как показывает практика, даже не свои мобильные телефоны, к сожалению. Перезвонить, наверное, можно, но по телефону вы еще выяснить ничего не сможете. Вот давайте, представьте что я больной, вот я нахожусь я на самом деле… Сзади меня вот этот видите шкаф? Вот я с этим шкафом уже видеозвонков сделал за последние два месяца бесконечное количество, потому что я практически не дома, нахожусь здесь, где я есть. Вот у меня сработка случилась на мне, например. Как убедитесь, что я нахожусь там, где есть? Это же сработка могла быть не сейчас, не в моменте, она приходит через какое-то время. Дальше человека, может быть, вообще госпитализировали, тогда это нереализуемая история.
Так в этом, собственно, вопрос основной и состоит — что нет такого универсального средства…
[ЭЛ]
Конечно, нет. Есть какие-то всегда ситуации, когда нужно их прорабатывать дальше по цепочке, вот и все.
Откуда тогда такие жесткие штрафы?
[ЭЛ]
А это, извините, не ко мне. Есть у нас кодекс административных правонарушений, и мосгордума, и федеральная дума принимали во время апрельских вот этих вот подъемов и заражений. Я думаю что понятно, откуда это возникало, из общего понимания, что если так пойдет дальше, то, вообще говоря, у нас будет нехорошо на улицах страны, не то что город; кстати страна продолжает набирать обороты, если что, это все тут как бы устали и хотят гулять, и понятно. Но однако…
Да люди не гулять хотят, люди деньги хотят зарабатывать в основном
[ЭЛ]
Я согласен, я не спорю, я имею в виду, что я в этом смысле не оспариваю ситуацию, я согласен, что это для всех ужасная история, но заражение-то растет пока до сих пор и смертность не падает до сих пор. И дай бог, чтобы все было хорошо. Теперь, если вернуться на секунду к штрафам, у нас есть целое исследование, по телику показывали. Не знаю, люди, которые в интернете сидят, смотрят телик или нет, наверно вряд ли, но по крайней мере могут видеть трансляции и погуглить, например, штрафы в других странах за такие вещи, которые у нас кажутся что здесь фантастические. Они там на порядки больше.
Если у вас в руках есть статистика, озвучьте пожалуйста процент пользователей которые штрафы получили от общей массы которая пользовалась приложением
[ЭЛ]
Нет, у меня нет такого. Это главконтроль у нас ведет эти истории, но я думаю что надо опираться те цифры, которые они дали, там 57000 было на прошлой неделе штрафов, но я думаю что сейчас побольше уже конечно. Но в целом я могу сказать… Главная проблема есть в этой истории, людям не хватает информации, мы это конечно понимаем, но невозможно все там надо сразу так быстро распространить и лендинг выпустили недавно совсем и там люди которые волонтеры вот сейчас ходят специально рассказывают помогают там устанавливать так далее, это все непросто потому что волонтеры тоже боятся особенно боятся ковидных больных никто не хочет заразиться это как бы когда ты сидишь там где-то дома далеко тебе кажется что это так, когда ты ходишь реально к людям которые болеют или знаешь людей у которых кто-то умер, это совсем по другому смотрится. И не так просто на самом деле организовать все эти процессы. Поэтому сложная история, она постепенно, том числе из-за негативного вот этого всплеска может быть там многие узнали и это существенно добавило пользователей которые нормально спокойно живут и существенно снизило количество нарушений, как ни странно может быть так и должно быть, но и поэтому в общем-то процент штрафов он как-то растет там, но я не слышал от главконтроля что там какие-то запредельные вещи.
Что касается штрафов для тех у кого есть возможность установить приложение вот такой вопрос задавали: как получить свой пропуск если у меня нет телефона то есть я не могу позвонить голосом, не могу отправить смс, не могу указать телефон в профиле на mos.ru. Что делать таким ребятам?
[ЭЛ]
Мы этот вопрос смотрели, спасибо что прислали его заранее, мы представить эту ситуацию можем с трудом, потому этот человек должен передвигаться с какой-то целью сам, значит соответственно если человек сам умеет по городу передвигаться то вероятность что у него нет никакого средства связи практически никакая, но даже если так и он не может позвонить, условно говоря, от соседа то наверное кто-то есть кто ему помогает, но честно это очень критическая ситуация. Мы вот с этими пропусками живем там с 13 апреля, по всякому было и да, какой-то был момент привыкания и для всех это тоже нестандартная история, но нет таких вопросов вообще в жизни реальной просто их нет, то есть если человек не может делать [пропуск] сам значит кто-то ему помогает обязательно, либо соцработник, они кстати не менее самоотверженно чем врачи продолжали все это время ходить помогать своим подопечным и до сих пор продолжают, и дрова какие-то они разносят и лекарства разносят, они всем помогают, мы с ними постоянно на связи, наши волонтеры ходят помогают. Это теоретическая история, я понимаю что можно придумать массу теоретических вещей, но есть жизнь и эта жизнь была и мы в ней были прямо здесь сейчас в последние два с половиной месяца.
если уж вы говорите о жизни давайте подумаем например о незрячих людях, насколько я понимаю этот комментарий оставил как раз такой человек. Он спрашивает: почему в социальном мониторинге не учитываются незрячие пользователя и как вообще учитывается такая вещь как accessibility ваших сервисов как быть им?
[ЭЛ]
Смотрите, accessibility это нормальная плановая разработка вот мы сейчас все приложения которые связаны так так или иначе с экстренными вещами, мы 12 приложений разрабатывали, проходили через всероссийское общество слепых и всероссийское общество глухих и так далее, мы обязательно это делаем, но это такая история которая требует примерно года здесь конечно не об этом речь и соответственно если человеку незрячему нужно выехать в такую сложную обстановку то я вижу только нормальный вариант один, кого-то позвать на помощь, но по-другому вряд ли это возможно, это не вопрос быстро воспользоваться неизвестным приложением, представьте незрячий человек со смартфоном, я понимаю, ты даже эту иконку не распознаешь по-человечески, любую.
Очень даже как, есть такая вещь как voiceover и вы бы видели как с его помощью незрячие люди работают с телефонами. Просто как раз этот voiceover у вас не учитывается, об этом речь.
[ЭЛ]
ну давайте feature request запишем я думаю что в короткой ситуации как вот сейчас развивалась надо конечно больше рассчитывать на человеческую помощь чем на voiceover, но feature request допишем, идея хорошая крайне.
Вопрос который волнует всех, может быть, не такой острый и животрепещущий, но тем не менее: зачем ДИТ Москвы при проверке пропуска получает разрешение на отправку рекламы на ближайшие 10 лет? Рассказывайте.
[ЭЛ]
Почему именно ДИТ Москвы?
Ну, а кто? Кто получает такое разрешение? Ставя галочку кому я даю разрешение на использование моих персональных данных?
[ЭЛ]
Вы откройте этот документ, пожалуйста, откройте его. Этот портал, i.moscow, это портал инновационного московского кластера. ДИТ является техническим оператором портала, а собственного оператором данных портала является департамент предпринимательства и инновационного развития. Эта галочка, она на самом деле стандартная на этом портале, связана с тем что в том числе во время пандемии предлагается много разных сервисов которые трактуются по закону как реклама например меры поддержки предпринимателям это реклама по закону и человек когда регистрируется на портале, а там это было дополнительным сервисом и для работодателей, и для работников, он естественно принимает условия по работе на этом портале. При этом я уверен что ни одного рекламного сообщения не поступило ни в одного из тех кто нажал эту галочку потому что я точно знаю что используется только вот для этих целей и для социальной рекламы если это потребуется например в отношении конкретных работников.
Да, но 10 лет! Зачем 10 лет?
[ЭЛ]
Просто на портале такая цифра стоит, 10 лет, потому что это длинная история для инновационного кластера. Но вас не должно это сильно беспокоить, потому что в любой форме человек всегда может отказаться от такого рода галочки после того как он прошел через это.
Хоро