Распознавание лиц в городах: безопасность vs приватность
Камеры видеонаблюдения в российских городах будут использовать для поиска должников. Сейчас такая практика действует в Москве, но в будущем распространится на всю страну, сообщил руководитель федеральной службы судебных приставов России Дмитрий Аристов.
Источник: Ведомости
Неплательщиков приставы будут искать с помощью «автоматизированных информационных систем».
В Москве к системе распознавания лиц в 2017 году подключили более 3 тыс. камер. На тот момент сообщалось, что система способна в режиме реального времени установить личность, пол и возраст человека, попавшего в объектив камеры. Тогда столичная система видеонаблюдения состояла из 160 тыс. камер и охватывала 95% подъездов жилых домов.
На начало 2019 года в Москве было установлено примерно 170 тыс. камер видеонаблюдения. Они установлены во дворах, подъездах, парках, школах, поликлиниках, торговых и строительных объектах, в зданиях органов исполнительной власти. В мае власти столицы заявили, что в городе развернут систему из 200 тыс. камер видеонаблюдения.
Несколько лет назад сообщалось, что 70% преступлений в городе раскрыты с помощью системы видеонаблюдения. В 2018 году говорили, что число разбоев в городе снизилось на 38,4%, грабежей — на 36%.
Лидером по количеству установленных камер наблюдения считается Китай. В столице страны, Пекине, действуют 470 тыс. камер. Западные страны, вслед за Китаем, активно начинают использовать технологию распознавания лиц.
Власти намерены использовать ее ради обеспечения безопасности и борьбы с преступностью. Лондонская полиция тестирует эту разработку уже три года — в британской столице установлено около 420 тыс. камер видеонаблюдения (данные Brookings Institution).
Камеры, благодаря развитию технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, могут распознавать определенные объекты, людей и замечать странности в их поведении, отмечают «Ведомости».
Полиция Лондона проверяет, насколько точно работает технология распознавания лиц, устанавливая камеры и проверяя на прохожих, найдет ли среди них технология людей, похожих на преступников из базы данных.
Однако британцы считают, что власти должны брать у них предварительное согласие на распознавание лиц. В одном из экспериментов мужчина специально скрыл свое лицо перед камерой, натянув свитер, за что был задержан. В результате его оштрафовали на 90 фунтов ($110) за то, что он затем оскорбил полицейского. Жители страны начали уже защищать свои права в суде.
В то же время, в Великобритании действует законодательство, согласно которому каждый человек может обратиться в правоохранительные органы, чтобы узнать, какая именно информация о нем собрана.
Подобные разбирательства происходят и в других странах. В Сан-Франциско власти временно запретили полиции и другим ведомствам использовать эту технологию, пока не появятся регулирующие ее использование правила, пишет Financial Times.
«Очень настораживает, что Великобритания идет по этому пути и создает прецедент не только для других демократических обществ, но и менее либеральных стран. Китай использует эту технологию для слежки за этническими меньшинствами, ее возможности пугают», — говорит Силки Карло, исполнительный директор правозащитной организации Big Brother Watch.
Оператор общественного транспорта страны Transport for London использует эту технологию для наблюдения за пассажирами, британские госпитали — за пациентами, пишет издание. В ее применении заинтересован и частный сектор. Британский стартап Yoti в ближайшие месяцы оснастит 25 тыс. магазинов программным обеспечением, определяющим возраст покупателей. Американский стартап Trueface.ai поставляет технологию для распознавания лиц в казино страны.
Жители всех стран мира постепенно оказываются открытыми для новой технологии — подобные сканеры устанавливаются в международных аэропортах. Технологию использует Facebook, другие технологические компании.
The Wall Street Journal сообщает, что в США распознавание лиц начали применять в школах и летних лагерях. Власти хотят повысить уровень безопасности, ведь в американских школах часто происходят инциденты со стрельбой. Для этого образовательные учреждения создают базы данных с фотографиями людей, которым запрещено находиться на их территории.
В том случае, если интегрированное в камеры программное обеспечение компании SN Technologies идентифицирует таких людей, администрация школы получает уведомление. Также программа способна идентифицировать оружие в руках человека.
В США более 150 летних лагерей предлагают родителям заплатить за услуги сервиса Waldo Photos (собирает фото по определенным запросам) и других компаний, которые способны присылать им фотографии их детей. При этом родители должны сами предоставить фотографию ребенка для обнаружения ее искусственным интеллектом.
Технический потенциал камер с технологией распознавания лиц сейчас огромен, говорит сооснователь и коммерческий директор компании, создающей умные домофоны «Спутник» с функцией распознавания лиц, Василь Закиев.
«Есть камера с оптикой, позволяющей с крыши небоскреба читать газету. Технический потенциал распознавания так же огромен. Можно распознавать лица, выстраивать маршруты людей, сводить это с данными других источников, даже строить 3D модель наблюдаемой территории. Системы совершенствуются каждый день. Но это потенциал технологии, на реальных проектах реализация обычно более простая.Распознавание лиц редко работает на уровне камеры. У камеры довольно слабый процессор и ограниченная память. Без сервера она сможет распознавать лица на уровне одного завода или бизнес-центра, не более. Сохранить в памяти лица даже небольшого города она не сможет. Другое дело, что любая камера может отправлять видеопоток на сервер, а там можно находить лица из больших баз», — отмечает Василь Закиев.
По его словам, расходы на эксплуатацию таких камер не позволяют обеспечить их непрерывную работу, даже в странах-лидерах по внедрению — США или Китае.
«Если мы говорим про охват уровня города, то главным препятствием здесь становится экономика этого процесса. Город — это десятки и сотни тысяч камер, картинку с которых нужно раскладывать на лица и распознавать. Распознавание требовательно к процессорам дата-центра и сжигает много электроэнергии, а распознавание лиц из базы в миллион человек будет на порядок дороже.Только по затратам электроэнергии это может стоить несколько тысяч рублей в месяц с камеры, то есть, сравнимо со стоимостью самой камеры. А есть еще стоимость передачи видеопотока, хранения и лицензия за ПО на распознавание лиц. Поэтому, обеспечить непрерывную работу подобных систем на уровне большого пока не может никто в мире, даже США или Китай.
В некоторых городах, как, например, в Москве, ее могут включить на время для обеспечения контроля во время какого-то массового мероприятия или при поиске опасного преступника. Но как только задача решена — выключают, потому что заставлять такую систему работать вхолостую или «на всякий случай» это очень дорого», — объяснил Василь Закиев.
По мнению юриста АйТи-Лекс Вадима Позднякова, ситуация с использованием камер видеонаблюдения, в том числе для поиска определенных категорий граждан, двоякая. И неоднозначности ей добавляет не просто видеосъемка происходящего в городе, а технология распознавания лиц, которая в этом задействована.
«Затрагивает ли вообще наблюдение за неопределенным кругом граждан в общественных местах частную жизнь конкретных граждан, попавших в объектив? Вопрос спорный. Ранее, до появления систем распознавания, ответ был отрицательным. И эта позиция отражалась в законодательстве.По п. 2 ч. 1 ст. 152.1. Гражданского кодекса РФ не требуется согласие гражданина на использование его изображения, полученного в публичном месте, при условии, что такое изображение не является основным объектом использования.
Иными словами, раньше информация из заведомо публичных мест не считалась информацией о частной жизни отдельного гражданина.
Кроме того, сам факт нахождения гражданина в публичном месте ранее однозначно расценивался как действия за рамками частной жизни. По принципу «частная жизнь» — на частной территории, а в публичных местах частной жизни не может быть по определению.
С использованием систем распознавания, информация, полученная в результате наблюдения за неопределенным кругом лиц, может быть трансформирована в информацию о каждом заснятом гражданине. При этом распространенность наблюдения приводит к большому объему данных, которые могут быть автоматизированно обработаны и привязаны к конкретному лицу.
Следовательно, имеется аргумент в пользу того, что применение систем распознавания в общественном наблюдении должно признаваться сбором информации о частной жизни гражданина, несмотря на то, что место является публичным и наблюдение ведется за неопределенным кругом лиц», — отметил Вадим Поздняков.
Применение системы распознавания и соответствующая обработка персональных данных, не является однозначно противоправной, признает юрист.
«Эти действия разрешены законом при условии соблюдения определенных требований: кто, какие данные, в каких целях, в каком порядке и т.д», — рассказал Хабру Вадим Поздняков.
По мнению эксперта, общая мировая тенденция состоит в том, что общество и государство увеличивают долю своего контроля над жизнью гражданина, и в этих целях используются новые технологии сбора и обработки данных.