Радио как предвестник Интернет-пиратства
Скрытная наука эта история. В школе всех заставляли зубрить даты начала второй мировой или год крещения Руси. Но как-то скромно замалчивали то, что все прочитанное в затертых учебниках с плохими картинками — это обязательная проекция всего, что нам самим предстоит пережить. В конце концов, не так важно, когда началась вторая мировая, важнее было бы уметь увидеть те же предвоенные нотки в отношениях, например, Украины и России. Но не хочется сейчас о политике. Мой блог, все же, о копирайте. Который, к слову, не является исключением из исторических процессов.Основной проблемой копирайта сегодня является Интернет-пиратство. Самые уважаемые эксперты и зубры шоу-бизнеса хмурят брови и осуждающе качают головой. Никто не знает, что делать с Интернет-пиратством. Интернет по паспорту — как вариант с Востока. Уголовная ответственность за пару скачанных треков — с Запада. Лоббисты драконовских анти-Интернет законов разводят руками с высоких трибун, говоря, что с такой проблемой авторское право еще не сталкивалось. Цифры потерь от пиратства выстраиваются в длинные строки, переваливая за триллионы, уходят в космические величины. Я даже встречал сравнение пиратства с чумой для рынка. Но гнусявый и тихий голос истории едва слышно, если только уделить ей внимание, шепчет: «Фиг вам! Все это уже проходили!»
30-е годы ХХ века. Временя Великой депрессии в США. Глобальный экономический кризис. Покупательная способность населения стремится к нулю. Огромное количество людей столкнулось с реальной угрозой голода. Не обошел кризис и индустрию музыки. Пластинки никто не покупает. Фактически их продажи остановились. Новые пластинки не выпускаются. Их даже демонстративно жгут на площади. Но коммерческий эффект от этого не проявляется. Денег нет.Однако даже перед лицом голода люди находят время думать о музыке. Музыка отвлекает от черных мыслей и позволяет пережить депрессию. И тогда в дома людей приходит радио. Бесплатная музыка теперь звучит в каждом доме. Это был короткий и невероятный прорыв музыкальной индустрии. И что он означал для звукозаписывающих компаний? Правильно — убытки, пиратство, катастрофа, чума.
Вот несколько ссылок по этой теме: webs.ashlandctc.org/jnapora/hum-faculty/syllabi/Parra1.htmwww.radiostratosphere.com/zsite/behind-the-dial/radio-in-1930.htmlwww.recording-history.org/HTML/musicbiz3.phpen.wikipedia.org/wiki/Entertainment_during_the_Great_Depression
Выход был найден достаточно быстро. Лицензионные условия для радио стали предусматривать выплату авторских вознаграждений. Изменился способ монетизации — вместо того, чтобы пытаться собрать деньги с конечного клиента, была найдена точка удобного сбора оплаты авторских вознаграждений. Внедрение этого способа тоже было непростым, ведь он ломал стройную логику старого бизнеса. Те же вопросы: «Почему я должен платить столько же, сколько тот парень, который слушает радио целыми днями?» — были ровно настолько же уместны тогда, как и сейчас в отношении модели подписки на контент.
Посмотрим, к чему привела эта история.Борется ли сейчас хоть один правообладатель против радио? — Из тех, кто сохраняет рассудок, мне такие не известны.Погубило ли радио музыкальную индустрию? — Глядя на успех Джастина Бибера и Стаса Михайлова, я затрудняюсь с ответом. Но, по крайней мере, не радио в этом виновато.
Во времена Великой депрессии угроза голода способствовала повышенной чуткости правообладателей к рынку. Тогда лоббисты в Сенате не могли изменить того непреложного факта, что люди физически не в состоянии оплатить старый формат музыкального товара. Сейчас пока запас прочности общества явно не исчерпан. Однако, старуха-история только посмеивается, тщательно все записывая в учебники с плохими картинками. Посмотрим.