Ради чего вы работаете?
Ты чистый светлый человек ИЛИ хапуга чёртов?
@MaryRabinovichв комментариях
Когда вышла наша статья про KPI, сама тема была мне не особо интересна — я повидала десятки разных показателей и мне с ними многое ясно. А вот комментарии зашли в интересное русло обсуждения того, ради чего собственно мы работаем и встаём в 7 утра, чтобы ехать в любую погоду в офис или потягиваемся в 09:55, чтобы через 5 минут прямо в пижаме сесть и начать рабочий день на удалёнке. Эта тема в том или ином формате преследует меня аж с 2007 года, когда я согласилась работать в вузе за 7000 рублей, лишь бы не идти «во внешнюю жизнь», закрепиться в аспирантуре, написать диссертацию, преподавать студентам, проводить научные конференции… И вот в 2022 я пишу на Хабр, не имею учёной степени, 14 лет работаю «во внешней жизни», тянусь в 09:55 (ну почти) и по-прежнему не могу сказать, что деньги решают. Для меня — решает многое. Давайте что ли поговорим?
Исходник:-)
Disclaimer
Статья написана в рамках рубрики «Свободный микрофон», мнение автора может совпадать, а может не совпадать с мнением компании. Ну, а если вам нужна функциональная и удобная десктопная CRM-система и другой софт для бизнеса, мы всегда ждём вас на сайте.
И да, пройдите опрос по теме статьи — потом вместе почитаем статью по результатам :-)
Я хочу разделить всю мотивацию на четыре группы: деньги, опыт, люди, ситуация. В каждый момент времени мотивы могут меняться, превалировать друг над другом или вовсе исчезать.
Деньги
Кажется, что любой здравомыслящий современный человек прежде всего мотивируется именно деньгами: он успешно продаёт свои знания и хочет, чтобы уровень развития, образования и опыта как-то коррелировал с уровнем жизни. Это выглядит справедливо и разумно.
Что мы относим к деньгам?
Сами деньги — заработную плату, премии и денежные бонусы, которые приходят нам на карточку. Эти суммы — уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, безопасность семьи, отчасти здоровье и удовольствия. Ни один даже самый возвышенный учёный, гений, программист, пиарщик не сможет питаться вдохновением от результатов или инсайтами для развития очередного проекта.
Материальные бонусы в виде социального пакета: покрытие расходов на питание и проезд, корпоративный транспорт, спортзал, техника и оборудование, ДМС и проч. Нередко меньшая заработная плата с расширенным пакетом ДМС оказывается выгоднее чистых денег, но опять же, всё зависит от здоровья, ситуации, потребностей и объёма услуг в социальном пакете (например, в 2011 году я вылечила за счёт ДМС все зубы, и это стоило более 100 тыс. руб. при зарплате в 21 тыс. руб., а в 2019 возникла потребность в протезировании и наличие ДМС уже было неактуальным).
Бонусы для детей, например, путёвки, специальные школы и колледжи, целевое направление для вуза и т.д. Возможно, это не самая дорогостоящая история, но зато гарантированно доступная и экономящая нервы.
Ипотечные и иные кредитные программы — конечно, если компания даёт ипотеку под 3% и автомобильный кредит под 1%, это может привязать сотрудника надолго.
Опционы, акции, дивиденды — распространённая практика в ИТ, когда сотрудник «совладелец» компании и участвует в распределении прибыли. Безусловно, это мотивирует работать и держаться в компании, поскольку именно ты в том числе решаешь, какой эта прибыль будет. Это ощущение свободы и сопричастности, правда, нередко ложное.
Однозначно и бесспорно, деньги и соцпакет — это мотивационные инструменты с наибольшим весом, особенно для семейных людей. И довольно трудно найти человека, работающего за идею. Я вам больше скажу: если человек работает за идею, у него есть надёжный источник дохода «на стороне» (другая работа, фриланс, родители, супруги, инвестиции и т.д.).
Опыт
Опыт — очень дорогая штука, которую заработать едва ли проще, чем деньги. И это тот самый мотив, который в определённые моменты может легко задвинуть деньги на задний план.
Что мы относим к опыту?
Собственно сам опыт — практику, которая из часа в час, изо дня в день приходит в нашу жизнь вместе с решением рабочих задач. Именно практика формирует уровень профессионализма, позволяет нарастить знания и получить бесценные скилы в вашей деятельности.
Смежный опыт — выступления на публике, обучение, консультирование в компании, обучение с наставником, участие в конференциях и митапах, командировки и т.д. Это набор активностей, в ходе которых знания и умения расширяются.
Участие в сложных проектах — возможность изнутри посмотреть на по-настоящему сложные бизнес-процессы, набить шишки, отработать коммуникации. Иногда случается, что иной проект можно смело приравнивать к 1–2 курсам вуза по ценности, количеству информации и глубине погружения.
Сюда же можно отнести полезные бонусы такие как корпоративные библиотеки, полную или частичную компенсацию курсов, изучение иностранных языков, тренинги командообразования и многое другое. Конечно, практику не заменит ничего, но книги и курсы способствуют стабилизации и систематизации знаний.
На каких карьерных интервалах опыт как мотивация выходит вперёд?
В начале карьеры однозначно нужно стремиться выбрать компанию, в которой можно наработать практику и набраться опыта. Это могут быть крупные компании с наставниками и быстрым включением в проекты, небольшие компании с интенсивной нагрузкой или же малый бизнес, где вы научитесь всему благодаря заинтересованности руководства. На этом этапе приемлемы любые форматы: стажировки, работа за небольшую плату, работа на полставки и проч.
В случае смены профессии или направления деятельности — получить знания в новой сфере дорогого стоит и дорого стоит, особенно, если вам уже за 30 и нет интереса дауншифтить по зарплате надолго. Обучаться на практике в компании быстрее, приятнее и доходнее, чем ковырять дома курсы и книги до посинения: так вы и материал освоите, и практику наберёте и себя покажете. Тем более что нередко работодатель готов взять такого мотивированного сотрудника сразу на приемлемые деньги, ведь о вас уже что-то говорит предыдущий опыт.
В случае необходимости карьерного роста можно поступиться деньгами, чтобы попасть в компанию с именем и уже оттуда начать нужный вам путь. Главное, в ходе такой стратегии не превратиться в коллекционера статусных печатей в трудовой: полгода в Яндексе, полгода в Озоне, полгода в Сбере, полгода в МТС, а на выходе — просто человек с коллекцией в трудовой :-) Встречала такие примеры, они всегда потешны, а главное, чреваты неожиданным и весьма грубо мотивированным прерыванием цепочки.
При переходе на новые технологии или методы работы стоит отказаться на короткое время от финансовых амбиций и постараться найти не просто компанию или карьерный путь внутри компании, а конкретных людей, которые поделятся своим опытом и мастерством. Это значительно дороже и быстро окупается.
Люди
После первых двух мест работы в компаниях у меня появился фирменный вопрос, который я задаю потенциальному работодателю: «А кто будет моим непосредственным начальником?» Потому что ты начинаешь ценить и оценивать людей после того, как три года сидишь с потными и холодными от страха ладошками, боишься отойти пообедать, вздрагиваешь при каждом мелькании чата и оправдываешься за некорпоративное поведение (отказалась пить пиво по пятницам). Ты вглядываешься на собеседовании в каждого и вспоминаешь, как стояла в аптеке и умоляла дать что-то от тошноты, потому что шла третья неделя стресса и глубокого конфликта с сумасбродным начальником. Ты учишься хлопать дверью, когда на совещании тебе на стол кладут половую тряпку и предлагают помыть пол, а ты начальник отдела (ни разу не клининга). Вот после всего этого ты понимаешь — на работе решают люди. А уже вместе с ними приходят и опыт, и деньги. Без людей, без нормальных и адекватных человеческих отношений работа превращается в кромешный ад непонимания и подковёрных интриг.
Кого мы имеем в виду?
Руководителя компании. Это всегда и везде центральная фигура, которая определяет стратегию развития компании, модель деловых и неформальных отношений, корпоративные политики и многое другое. Можно работать с руководителем нос к носу каждый день, а можно видеть его только на годовых собраниях. Но всегда нужно помнить, что он есть и вся иерархия сверяет часы именно по нему.
Непосредственного руководителя (или нескольких) — это те люди, которые определяют ваш карьерный трек в компании, выступают главным защитником и главным обвинителем, поддерживают и обучают, или же бросают плыть по течению. С руководителем нужно знакомиться на собеседовании (обязательно!) и смело расспрашивать о жизни отдела, рабочих задачах, инструментах. Такой разговор поможет вам оценить будущего руководителя и принять окончательное решение о трудоустройстве. (Увы, можно здорово ошибиться как в приятную, так и в неприятную сторону, но обычно этот метод неплохо работает, особенно если вы в корпоративном направлении уже стреляный воробей).
Сотрудников, коллег — тех ребят, которые будут зависеть от вас и от которых будете зависеть вы. Тех самых чуваков, с которыми вы будете проводить более 40 часов в неделю. Это совершенно разные люди, но хороший коллектив может решить многие проблемы, и, как ни странно, мой опыт показывает, что поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» отлично работает в компаниях.
Клиентов и заказчиков — на эту группу обычно почти невозможно влиять, но если вам приходится взаимодействовать с людьми, важно разобраться, кто и какие у вас будут клиенты. Бывает, что ради необщения с некоторыми группами людей ты готов отказаться от высокой зарплаты и крутых командировок — лишь бы больше их не видеть и не слышать.
Сюда же отнесу корпоративную культуру и отношение к ней в компании как индикатор сплочённости коллектива, его готовности принять новичка и нежелания навязывать внутрикорпоративные принципы с первых 20 минут на новом месте.
Люди, которые работают с тобой в одном кабинете или в одном чате зачастую становятся друзьями, близкими, иногда — врагами и острыми конкурентами. Но хорошие люди внутри компании не меньше, чем опыт, готовы сбросить деньги с вершины карьерных мечтаний.
Ситуации
Самый болезненный и спорный раздел. Жизнь очень разная, нас окружают ординарные и неординарные события, все мы — живые люди, довольно хрупкие и слабые. И может так случиться, что уже не вы диктуете свои условия, а сложившаяся в жизни ситуация диктует вам, что же находится на первом месте и как себя вести. Переезд, болезнь близких, обучение ребёнка, релокация одного из супругов с компанией, потребность в свободном времени и т.д. могут заставить вас не то что разобраться с работой, но даже начать искать новую (никогда не делайте это во время личностного или жизненного кризиса — с вероятностью 98% пожалеете). В такие моменты важным может оказаться всё: гибкий график, близость к дому, возможность полностью удалённой работы и многое другое. Обстоятельства могут вынудить вас принять практически любое решение, поэтому важно понять, за сколько в деньгах (!) вы готовы «купить» облегчение ситуации — например, отказаться от индексации зарплаты в пользу сокращения рабочего дня.
Я даже не буду перечислять возможные ситуации — их столько же, сколько людей, и один может справиться без проблем, а другому нужна большая помощь. И здесь опять на первое место выходят люди, потому что необходимо договариваться, аргументировать и приходить к балансу интересов обеих сторон.
И я не буду делать выводы, потому что для каждого из нас они свои. Лучше расскажите, а вы — «чистый светлый человек или хапуга чёртов»?
Пожалуйста, пройдите короткий опрос по теме — изучим мотивацию подробнее.