Работа в нотном редакторе MuseScore. Часть 2
Продолжение Работа в нотном редакторе MuseScorе. Часть 1
Мелодия. Ритм. Секвенции
Как правило, сочинение музыкального произведения начинается с наброска основной мелодии или гармонии.
В этой статье, я сделаю, общие вводные по теории музыки, в самых доступных формулировках и описание простейшего приема музыкальной композиции.
Мелодия
Мелодия — упорядоченная последовательность звуков (музыкальных тонов), в рамках выбранного музыкального лада.
Для инструментальной музыки, самым часто используемым приемом музыкальной композиции, является создание повторяющихся главных музыкальных тем.
Повторы музыкальных фраз, в теории музыки, называют секвенциями. Они различаются по формам и типам, но их основное свойство, это многократный, повтор одной и той же музыкальной темы, которая становится основной во всем произведении.
При создании музыкальных обработок, из готовых музыкальных фраз, те кто их конструируют, часто называют то, из чего составляются секвенции -«loop» (петля) — единичная музыкальная фраза, которую многократно добавляют в конструируемый трек, создавая главную музыкальную тему.
Композитор, как правило, создает сначала мелодию: выбирает ее гармоническую окрашенность (лад, мажор, минор, хроматизмы, гармонии), тактовый размер, ритм, распределение сильных и слабых долей, внутри такта и музыкальной темы и, возможное ее развитие в дальнейшей мелодике.
Я провела эксперимент, в части музыкальной композиции, создавая инструментальную музыку начиная не с мелодии, а с ритмической музыкальной темы.
Первой композиционной составляющей моего итогового музыкального произведения, стала пьеса для нескольких ударных инструментов.
Так, как основная идея статьи показать, как можно создавать оригинальные композиции, не будучи профессиональным композитором, то есть смысл делать пояснения на каждом этапе создания итогового нотного текста.
Добавление набора ударных-
На нотный лист, без названия инструментов нужно добавить избранный инструмент. В данном случае — это набор ударных инструментов.
На нотном листе появится подпись названия инструмента, возле линий нотного стана.
Ритм
Название инструмента. Длительность ноты. Двухголосие
На иллюстрации, появившееся название инструмента отмечено прямоугольником. Стрелкой, на панели инструментов, указана длительность отмеченной зеленым цветом ноты — 1/8. Отмеченная нота, находится в партии второго голоса. Появление двухголосия — указывается на рабочей панели, куда ведет вторая стрелка на иллюстрации.
Так как исключительно ритмическое произведение, без привязки к музыкальной теме, хотя бы включающее последовательные тональные звуки, не достаточное условие создания музыкального произведения, то я перейду к инструментальному дуэту, включающему, кроме ударных инструментов — бас-гитару.
После добавления на нотный лист, второго инструмента, можно приступить к сочинению главной музыкальной темы. Я приведу, несколько основополагающих понятий из музыкальной теории, понимание которых, может быть необходимым при сочинении музыки.
Элементы теории музыки
Добавление бас-гитары
Гармония — выбранные упорядоченные в последовательность основные (тональные) аккорды и их обращения, в рамках выбранного музыкального лада. В любом музыкальном ладу, 7 ступеней.
Лад (тональность) - называется по названию 1 ступени. Ноты лада — это ступени. Приведу пример. Тональность «ля минор»: 1 ступень — нота «ля», 2 ступень — нота «си», 3 ступень — нота «до», 4 ступень — нота «ре», 5 ступень — нота «ми», 6 ступень — нота «фа», 7 ступень — нота «соль». Обозначения основных нот латиницей, можно в каком-нибудь справочнике.
Мажорное или минорное окрашивание звучания лада, определяется расположением 3 ступени, по отношению ко второй ступени лада. В мажоре — 3 ступень лада, отстоит от 2 ступени на целый тон (интервал большая секунда), в миноре — 3 ступень, отстоит от 2 ступени лада, на половину тона (малая секунда).
Тональные аккорды любого лада, составляются начиная от первой ступени, по терциям, в тризвучия. Размер интервала терция — будет определяться выбранными характеристиками лада (хроматизм, диатонизм). Изменение некоторых ступеней лада, начиная с 4 ступени, на половину тона в верх или низ. (Хроматизм, можно запомнить по ассоциации, с черными и белыми клавишами на клавиатуре пианино). До мажор — монохромен, на клавишном инструменте при его исполнении задействуются только белые клавиши. Хроматическая, по отношению к до мажору гамма — до бемоль мажор, на клавишном инструменте, задействуются все черные клавиши и используются белые.
Это основное, что нужно понимать в теории музыки, при сочении музыкальных мелодий или композиций.
Пока, на этом, я остановлюсь в части теории музыки и перейду, к небольшому анализу фрагмента моего сочинения Бит вариации, в партии бас-гитары и ударных инструментов, чтобы сделать анализ приемов композиции, который я сочинила, как учебный.
Секвенции
Я сделала поясняющую иллюстрацию, из нотной записи «Бит вариации», для дуэта — бас-гитара и ударные инструменты.
В партии ударных инструментов, выбран основной ритмический рисунок, начинающийся из-за такта, со слабой доли. Финал музыкально-ритмической фразы, завершается двойной секвенцией и выходит на новую музыкальную фразу.
Иллюстрация секвенции в партиях ударных и баса. Уточнение композиционных приемов
В партии бас-гитары, главная музыкальная тема устроена более сложным образом. Основная мелодия, включается в последовательность секвенций, в виде транспонирования в нижний регистр (транспонировать на октаву в низ), затем, движение мелодии меняется и происходит сложная транспозиция, не только на интервал в верх, но и в другую тональность.
Базовая исходная тональность — ля минор (знаки аллитерации в ключе отсутствуют), тональность для транспозиции — си минор. По окрашенности звучания — кажется, что тональность мажорная, но обе использованные тональности — минорные.
Выбор операции транспонирования
Транспонирование нот, на музыкальный интервал — это перенос ноты или нескольких нот, на одинаковый интервал, на нотных линейках или в звучании. Транспозиция — это перенос всей музыкальной фразы в другую тональность (лад).
Для проведения транспонирования или транспозиции, копируется фрагмент выделенного нотного текста и вставляется в новый такт.
ТранспонированиеВыбор интервала Транспонирование
Затем, вставленный фрагмент музыкальной темы, отмечается на нотном стане выделением нотного диапазона, после чего, осуществляется выбор операции Транспонирование. В окне Транспонирование, указывается диапазон интервала, на который необходимо провести транспонирование или лад, в который необходимо сделать транспозицию. Всего, в партии бас-гитары, в рассматриваемом фрагменте — три секвенции одной и той же музыкальной темы (на рисунке — синий прямоугольник). Ритмически, секвенции размещены так, что они изменяют позиции слабых и сильных долей в партии ударных инструментов, из-за добавления смысловых пауз. Таким способом, можно изменять смысловую окрашенность ритмической темы ударных инструментов, начавшуюся из-за такта.
Секвенции, паузы, сильные доли
Это позволяет оживить развитие музыки, при ансамблевом исполнении. Придать дополнительную динамику мелодике. Для обозначения размера такта используют запись количества долей в такте, в виде простой дроби. В числителе дроби указывают количество долей в такте, а в знаменателе длительность каждой доли.
Например: тактовый размер 2/8 — нота длительностью 1/8, повторяется в такте дважды; тактовый размер 3/2 — нота длительностью ½, повторяется в такте трижды и т.п…
Сильные и слабые доли такта, ритмические последовательности, периодически повторяющиеся, как доминантная ритмическая структура, в которую вписывают ритмы мелодий.
В качестве технической аналогии, можно привести термин — тактовая частота. Ритм сильных и слабых долей, который задается по умолчанию, размером такта в музыке, аналогичен термину из схемотехники — тактовая частота. Где, тактовая частота, выполняет роль механизма синхронизации, поступающих на электронное устройство, сигналов.
В музыкальном тактовом размере 4/4 (во всех четных размерах тактов), сильная доля ритма, приходится, на не четную долю такта (на 1 долю, для размера такта 2/4; на 1 и 3 долю, для размера такта 4/4 и т.п.). Для нечетных тактовых размеров, сильная доля в такте, ритмически, приходится всегда на первую долю, в нечетной части такта (для размера такта ¾ — 1 доля сильная, 2 и 3 доли такта, слабые длительности нот; для размера такта 5/4, сильными долями, являются 1 и 3 длительности нот, остальные длительности нот в такте — слабые доли).
Скольжение по сильным и слабым долям, при использовании секвенций создает, ощущение движения.
На иллюстрации «Секвенции, паузы, сильные доли» — видны паузы, которые различаются от такта к такту. Первая секвенция, начинается после паузы длительностью 1/8, а вторая секвенция, после паузы ¼. Это и придает мелодии, дополнительное музыкальное движение, оттеняемое ритмическим рисунком ударных инструментов, из-за смещения сильной доли в первой секвенции, и возврате на сильную долю, во второй секвенции.
Музыка, буд-то оживает из-за смещения сильных и слабых долей в основной музыкальной теме, а в завершении ее развития, переход на новую музыкальную фразу дает возможность для создания вариаций, на заданную тему.