Работа преподавателем в колледже IT — личный опыт

Подошли к концу 3 года моей работы преподавателем в одном из рейтинговых московских колледжей, готовящих будущих IT специалистов. Хочу раскрыть часть внутренней кухни системы среднего профессионального образования (СПО), имеющей общие черты как с системой высшего образования, так и школьного.

В статье:

  • Куда попадают те, кто ушёл после 9-го;

  • Кого берут в преподаватели;

  • С кем приходилось работать;

  • Соревнования, от которых зависит зарплата;

  • Роль государства, патриотическое воспитание;

  • Плюсы и минусы работы преподавателем;

  • Что делать, если вы студент.

С чем работает преподаватель

Прежде всего, с людьми. Этим людям может быть как 15 лет, так и 45, в некоторых случаях возможна подработка со школьниками и даже с пенсионерами.

Студенты

Контингент студентов СПО — это выпускники 9-х и 11-х классов. На технических специальностях имеет место сильный гендерный дисбаланс.

После 9-го класса обучение длится 4 года. Эти студенты поступают в колледж в возрасте 15–16 лет и первое время изучают общеобразовательные предметы, как в школе. Такой путь выбирают, например, те, кто решил не посвящать два года подготовке к ЕГЭ, а сразу пойти обучаться по специальности.

После 11-го класса в колледж попадают уже те, кто пытался поступить в ВУЗ, но, к примеру, не смог попасть на бюджетное место. Этим студентам на момент поступления 17–18 лет, и программа для них рассчитана на 3 года.

Для большинства родителей приоритетным всё-таки остаётся поступление ребёнка в ВУЗ, а среди студентов колледжей (особенно после 11-го) оказывается немало сирот, людей с инвалидностью, детей из малообеспеченных семей и представителей других социальных категорий.

Есть студенты с клиническими расстройствами психики. На удивление, их довольно много, бывало даже по 3–4 человека на группу, официально состоящих на учёте. У нас в колледже для них делали индивидуальный график (посещение по состоянию). Может показаться, что речь про симулянтов, но увы. Приходилось наблюдать как выпадают из жизни даже отличники, способные программисты, приносившие медали с чемпионата России. До своей работы в колледже я даже не думал что депрессия это настолько серьёзно и так сильно может сказываться на жизни и работоспособности человека. Хуже бывали только ситуации с наркотиками.

Изредка попадаются студенты поступившие в колледж не сразу после школы, а спустя N лет. У меня была одна такая студентка за 30, после «Синергии».

Коллеги

Другие преподаватели, администрация и техперсонал.

По профилю преподавателей можно условно разделить на две категории.

  • Преподаватели общеобразовательных дисциплин (математика, история, физика, иностранный язык и т.д.). Их работа во многом похожа на работу учителя в старших классах школы, а некоторые даже совмещают.

  • Преподаватели спецдисциплин (программирование, схемотехника, робототехника, сети и т.д.). Больше работают со старшими. Ведут дипломное руководство. Участвуют в World Skills (об этом ниже), для этого и не только проходят всякие сертификации, ездят в командировки. Ведут программы дополнительного образования, участвуют в конкурсах. Зачастую обилие и приоритет сайд-квестов от руководства отводит проведение обычных пар на второй план. Некоторые успевают это совмещать с работой в ВУЗе.

Преподаватель может быть куратором, это что-то вроде классного руководства. За каждую группу под крылом педагога ему идёт существенная доплата, но всё равно такая подработка чаще навязывается руководством, чем берётся по инициативе преподавателя. Почему — об этом ниже.

Административный персонал — это руководство, методисты, секретари, учебная часть, социальные педагоги и педагоги-психологи. Это те люди, которые составляют расписания, учебные планы, работают с документами и подкидывают преподавателям разного рода дополнительную работу. Некоторые в той или иной степени работают и со студентами, могут преподавать и даже иногда обременяются кураторством. Эти сотрудники плотно взаимодействуют с гос. органами, лавируя между вселенной государственной бюрократической машины и реальным миром. Кроме того, они разруливают нештатные ситуации, которые в колледже происходят регулярно.

Технический персонал — сисадмины, инженеры по зданию, сотрудники столовой, уборщицы. Не менее важные люди, чем все остальные, с большинством  из них тоже приходится взаимодействовать.

Родители студентов

С родителями взаимодействуют только кураторы и административный персонал. В отличие от школ, это взаимодействие сильно ограниченно. Родительские собрания у нас проводились примерно 1 раз в год для родителей первокурсников после 9-го класса.

В случае неадекватного поведения родителя, куратор быстро переводит общение с ним на уровень администрации и сам больше не взаимодействует.

По достижении студентом совершеннолетия, взаимодействие колледжа с родителями происходит только если, например, студент надолго пропал.

Школьники, пенсионеры, предпенсионеры

Попадаются преподавателю спецдисциплин, если он берёт соответствующие программы дополнительного образования.

Как попасть на должность преподавателя

Самый активный сезон для поиска вакансий — август. В начале сентября остаётся ещё много «горящих» вакансий на технические дисциплины. Лично я нашёл свою работу в соответствующем чате в Telegram: «Вакансии и резюме ДОНМ».

Первое требование к преподавателю — диплом о высшем образовании. Да, вот здесь наконец-то он действительно нужен. И это не простая формальность, обучение в колледже во многом похоже на обучение ВУЗе: курсовые и дипломные работы, в конце семестра — зачёты и экзамены. Не смотря на то, что академические стандарты в СПО ниже ВУЗовских, преподавателю необходимо иметь именно университетскую закалку. Хотя, со мной на половину ставки работали и недавние выпускники этого же колледжа, обучающиеся в институте. Такое исключение делается только для особенно хорошо зарекомендовавших себя выпускников, и связано с нехваткой преподавателей спецдисциплин. Студентов ВУЗов оформляют как совместителей, они ведут меньше часов, им не дают кураторство.

Какое-попало высшее образование при устройстве не прокатит. Если вы ведёте техническую дисциплину, образование должно быть, если уж не совсем по профилю, то хотя бы техническое. При этом, ваше образование может быть уже много лет как не актуально современным востребованным технологиям. Если вы идёте преподавать не физику, а, к примеру, веб-разработку, вам нужно будет подтвердить, что вы что-то в этом понимаете. В системе образования ценятся пройденные курсы, подкрепленные сертификатами. Подойдёт и релевантный опыт работы. Хотя, в некоторых случаях, могут взять и так.

Вообще, по моим ощущениям, требования к знанию предмета при трудоустройстве невысокие. Возможно, дело в том, что специалисты с высокими техническими скиллами не очень-то идут работать в образование. Если вы хороший технический специалист, вы скорее заработаете как специалист, а не как преподаватель государственного колледжа. При этом, не факт, что вы сможете своё высокое кунг-фу понятно изложить студентам. И не факт, что оно им вообще нужно на уровне СПО, студентам в первую очередь нужны основы, лишь бы эти основы были им максимально понятно донесены. Скорее, студентам нужно получить от вас мотивацию, зарядиться интересом, научиться самоорганизации, целеполаганию, декомпозиции задачи, научиться добывать информацию с помощью гугла и т.д. Тогда всё, что им действительно потребуется, они освоят и без вас. Но если вы явно не шарите в предмете, который преподаёте, то студенты вас быстро раскусят и слушать больше не будут.

Ещё нужна педагогическая корочка. Вот это уже больше похоже на формальность, если вы хороший кандидат, то вас возьмут и без неё, и вы пройдёте необходимое обучение уже по ходу работы и получите дополнительный диплом без лишних хлопот.

Ещё важные формальные требования — это отсутствие судимости и медкнижка (требует ежегодного прохождения медкомиссии).

Лично я до колледжа занимался популяризацией науки, работал экскурсоводом в Политехническом музее и в павильоне Космос ВДНХ, вёл кружки по робототехнике для детей, создал свой кружок конструирования из Lego Technic.

Неформальные требования

Грамотная речь (устная и письменная). Предполагается профессией. Говорить нужно уметь много, при этом достаточно громко и внятно. Слова-паразиты и тем более мат — недопустимы. Писать тоже придётся. Коммуникабельность и умение работать с аудиторией подразумеваются сами собой.

Презентабельная внешность — расплывчатое понятие на усмотрение руководства. Как правило, в государственных образовательных учреждениях не любят татуировки, пирсинг, дреды, цветные волосы, бритые головы, капюшоны, кепки, шорты, в целом неформальный внешний вид. Хотя, при лояльном руководстве, некоторые отдельные «вызывающие» элементы допускаются, хотя и крайне не приветствуются.

Социальный образ педагога — ещё более расплывчатое понятие на усмотрение руководства. Здесь особое внимание стоит обратить на соцсети. Если преподаватель есть в соцсетях, студенты его там обязательно найдут. А потом его страницу найдут родители студентов и тёти-чиновницы из департамента образования. Колледж это понимает, поэтому внимательный руководитель при найме обязательно изучит соцсети кандидата. Преподаватель в соцсетях — это локальный блоггер-инфлюенсер. Продвинутое руководство колледжа может поощрять/стимулировать преподавателей проявлять активность в соцсетях, чтобы вовлечь студентов и, заодно, чтобы все видели, какой у нас классный колледж.

Кстати, наше доблестное государство тоже давно смекнуло влияние соцсетей на молодые умы, на которые слабо действует традиционное телевидение. Поэтому государство пытается, в свойственной ему манере, взять эту сферу под контроль. Конкретных эффективных схем оно пока не выработало ввиду децентрализованной природы самих соцсетей. Но функции надзора и продвижения правильных ценностей пытается возложить на сотрудников образовательных организаций. В прошлом году колледж обязали создать Telegram канал и нагнать туда как можно больше студентов и родителей. С тех пор там регулярно публикуются фото/видео отчёты с разных патриотических мероприятий, а все комментарии тщательно модерируются.

Готовность участвовать в WorldSkills. Не всегда обязательное требование, но часто бывает решающим при найме. Опыт в WS крайне ценится. Подробнее о WS ниже в этой статье.

Общая лояльность. Сюда я бы отнёс готовность сотрудника брать на себя кураторство группы, кружки дополнительного образования, участвовать в образовательных программах города Москвы ''Профобучение без границ» (для школьников), «Активное Долголетие» (для пожилых), в днях открытых дверей и во всяких конкурсах, которые спускаются из департамента или придумываются на месте. Эти активности иногда оплачиваются хорошо, иногда никак, но образовательной организации бывает очень надо, чтобы вы соглашались в них участвовать. Даже если это в субботу. Иногда бывает далеко и даже в другом городе.

Теперь о святом.

WorldSkills

Логотип WorldSkills Russia (WSR)Логотип WorldSkills Russia (WSR)

Международное движение — соревнование рабочих профессий с целью их развития и популяризации, зародившееся в послевоенной Испании и распространившееся в Европе. С годами, соревнования WS стали представлять собой сложную и глубоко продуманную структуру, включающую систему подготовки и сертификации экспертов, систему организации и проведения чемпионатов, максимально объективную и независимую систему оценивания и многое другое.

В 2010-х движение подхватили российские чиновники и стали внедрять его в систему образования на государственном уровне, в частности, как метод независимой оценки результатов подготовки студентов и школьников.

Со временем, в соревнованиях WS, помимо традиционных рабочих профессий, таких как «Кирпичная кладка» и «Кузовной ремонт», стали появляться творческие и гуманитарные, например «Дизайн интерьера» и «Преподавание английского языка в дистанционном формате».

IT професии тоже не остались в стороне.

Вот их неполный список на 2022 год:

  • 3D Моделирование для компьютерных игр

  • Веб-дизайн и разработка

  • Графический дизайн

  • Инженерия космических систем

  • Инженерный дизайн CAD

  • Интернет вещей

  • Информационные кабельные сети

  • ИТ-решения для бизнеса на платформе »1С: Предприятие 8»

  • Летающая робототехника

  • Машинное обучение и большие данные

  • Мехатроника

  • Мобильная робототехника

  • Программные решения для бизнеса

  • Проектирование нейроинтерфейсов

  • Промышленная автоматика

  • Промышленная робототехника

  • Промышленный дизайн

  • Разработка виртуальной и дополненной реальности

  • Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений

  • Разработка мобильных приложений

  • Разработка решений с использованием блокчейн технологий

  • Сетевое и системное администрирование

  • Технологии информационного моделирования BIM

  • Эксплуатация беспилотных авиационных систем

  • Электроника

Если студенты или школьники занимают призовое место в этих соревнованиях, их образовательная организация получает бонусы или баллы рейтинга, конвертируемые в бюджетные деньги. И деньги весьма существенные: колледжи, где участие в чемпионатах поставлено на поток, напичканы многомиллионным оборудованием, а сотрудники получают весьма хорошие доплаты. Получается бизнес-модель: школа/колледж обучает или нанимает уже обученного преподавателя-тренера для какой-нибудь компетенции (профессии, по которой проходит соревнование). Тренер отбирает наиболее толковых ребят из класса/группы, в течение нескольких месяцев готовит к соревнованиям. Ребята занимают призовые места, сами получают денежные призы (до 500 000р на 2022 год), организация получает дополнительное финансирование, из которого выплачивает премию тренеру и при необходимости закупает новое дорогостоящее оборудование (например, промышленных роботов), чтобы оснастить площадку и претендовать на то, чтобы следующий чемпионат проводить уже у себя. Если у колледжа/школы имеется своя оборудованная площадка, на ней легче подготовить следующую команду и её конкурентоспособность значительно возрастает.

Кроме чемпионатов, в которых участвуют только избранные студенты, все выпускники колледжей в конце обучения сдают Демонстрационный Экзамен по стандартам WS, результаты которого считаются показателем уровня подготовки в образовательной организации и тоже влияют на её рейтинг/финансирование.

Возраст для участия в WS в качестве конкурсанта в основной категории 16–22 года. Но есть ещё юниоры 14–16 лет, у них это называется Junior Skills. А для самых маленьких придумали Kid Skills — возрастные категории 8–10 и 5–7 лет. При этом, компетенции в Kid Skills те же, что и у взрослых, меняется только конкурсное задание. Одно из таких конкурсных заданий в компетенции «Интернет Вещей» для категории 5–7 лет поручили разрабатывать моему коллеге. А по заданию там нужно автоматизировать производственную ячейку с роботами-манипуляторами в платформе PTC ThingWorx. Мне кажется, не хватает ещё организовать Baby Skills для дошкольников, чтобы детсады соревновались, где лучше готовят по машинному обучению и большим данным.

Как и во многих других соревнованиях, на чемпионатах WorldSkills талант и подготовка участника составляет лишь некоторый процент его результата на соревнованиях. Кто-то даже вычислил значение в 40%. Остальное — это прочие факторы. На чемпионат участник идёт со своим компатриотом (дословно «соотечественник», представитель его организации). Компатриот не может подсказывать участникам, но он находится на площадке и тщательно бдит, чтобы интересы его команды не нарушались в условиях жёсткой конкуренции. А ещё он, как эксперт, может участвовать в оценке других участников и во всевозможных дебатах насчёт того, как правильно толковать непонятные критерии оценки, сколько дополнительного времени назначить той или иной команде при технических неполадках и т.д. В общем, его работа — почти половина результата участника. На результат также влияют ещё некоторые не зависящие от участника моменты.

WS с точки зрения преподавателя

В образовательных организациях, где чемпионатная активность хорошо поставлена на поток, опытных тренеров-компатриотов стараются по возможности освободить от прочей педагогической нагрузки. Знаю коллег, которых организация ставит чисто на WS, при этом обычные занятия они практически не ведут. Такие сотрудники занимаются сразу несколькими компетенциями WS, причём, это может быть одновременно «визаж», «интернет вещей» и ещё что угодно. Как правило, они готовят сразу несколько команд, хорошо знают регламент проведения чемпионатов, своих основных конкурентов, имеют много связей среди экспертов. При выставлении оценок умелые компатриоты могут грамотно отстоять интересы своего участника и хитро завалить соперников.

В течение года чемпионаты проводятся в несколько этапов. К примеру, осенью — отборочные по региону, потом сам региональный чемпионат. Весной регион проводит контрольные срезы для окончательного отбора участников, которые поедут на Россию, и где-то летом проходит сам чемпионат России. Соответственно, участие в WS зачастую связано с небольшими командировками в другие регионы.

Таким образом, у тренера-компатриота (иногда тренер и компатриот — разные люди) работы в течение года хватает, и в особенно активные периоды эта работа сопряжена с лютыми переработками, особенно в дни соревнований. Каждое соревнование обычно длится несколько дней. После того, как участники выполнили конкурсное задание, эксперты, наблюдавшие за соревновательным процессом и участвующие в его организации с раннего утра, приступают к оцениванию работ. В зависимости от количества участников и остроты конкуренции этот процесс может закончиться как поздно вечером, так и под утро. Лично у меня самая долгая оценка заканчивалась около 4-х утра, и когда я уходил, коллеги на другой компетенции ещё сидели. Так поздно получается из-за того, что оценивающие эксперты сначала долго не могут сойтись во мнении, как правильно трактовать критерии оценки, далее, при проверке работ участников в сложных IT компетенциях зачастую возникают технические проблемы, и уже на самом выставлении оценок возникают разногласия, многочасовые дискуссии, иногда даже ругань и скандалы. Не редки случаи, когда после нескольких часов проверки работ участников, эксперты приходят к заключению, что всё это время оценивали неправильно, распечатывают новые бланки протоколов и начинают проверять все работы заново. После проверки эксперты вынуждены ещё ждать, пока главный эксперт забьёт все результаты на сервер WS, чтобы потом их сверить и расписаться. Лично мне всё это напоминало работу избирательной комиссии на выборах, с фиксацией нарушений, скандалами, вбросами и пересчётами бюллетеней.

Иногда этот труд оплачивается WorldSkills Russia, но в первую очередь мотивация исходит от самой образовательной организации.

Денежная и прочая мотивация от директора может влиять на разных сотрудников одной и той же организации в разной степени. Например, есть такая категория более зрелых преподавателей с ипотекой и детьми, которые не очень мобильны на рынке труда и весьма зависимы от работодателя. Я был свидетелем ситуаций, когда ради нужной медали для родного колледжа/школы такие отчаянные сотрудники не просто работали на износ, но и шли на хитрости и подлости, плели многоходовые интриги и заговоры с другими экспертами, жёстко нарушали правила WS. При этом они раздражались на молодых и беспечных коллег за их неготовность нести подобные жертвы на алтарь общего блага в виде поощрения руководства.

Участники тоже бывают мотивированы по-разному. Случалось так, что команду ребят присылала какая-нибудь школа-партнёр. По договорённости между администрациями, колледж предоставлял своего тренера-компатриота и площадку для подготовки к соревнованиям юниоров. При этом, присланные ребята, соглашаясь на участие (возможно под давлением), едва ли представляли, что их ожидает многомесячное монотонное погружение в узкопрофильную профессиональную платформу, требующее умственного труда и усидчивости на протяжении многих часов каждый день. При этом, от школы и репетиторов по ЕГЭ их никто не освобождал. Вскоре будущие чемпионы понимали, что недоигрывают в компьютер и мечтали слиться из этого дела поскорее. Денежные призы их тоже не сильно интересовали, у них-то ипотеки нет. Гарантий, что они заработают тоже нет, а то что нужно им родители могут и так подарить. Самое забавное, что как раз такая демотивированная команда из школы-партнёра, открыто саботировашая весь процесс подготовки, всё равно выиграла у нас на соревнованиях первое место по Москве. Всё благодаря слаженной коллективной работе и высокой самоотдаче сотрудников нашего колледжа. При этом, на тех же соревнованиях была полностью противоположная команда. Их пожилой тренер даже примерно не был в курсе ни конкурсного задания ни критериев оценки (которые по-идее никто не должен знать до соревнований). Вдобавок, один из двух участников той команды заболел. Оставшийся участник в одиночку прямо на месте разобрался и с платформой, и с заданием, которое другие команды, нечестно заполучив заранее, разбирали и муштровали месяцами. Парень сам с нуля изобрёл оригинальное и работающее решение, лучше чем у подготовленных команд. Конечно же, ему не дали ничего выиграть без сильного компатриота в оценке, но, оказывается, бывают таланты.

Возвращаясь к работе преподавателя, расскажу о плюсах и минусах. Это деление иногда условное, иногда очень субъективное, прошу на этом не акцентироваться.

Плюсы работы преподавателем в колледже

  • Отпуск 56 дней. Правда, только летом, обычно где-то с 5 июля по 25 августа. Но в СПО нагрузка может существенно снижаться уже в апреле, когда многие группы студентов уходят на практику.

  • Работа с молодёжью. Многие преподаватели только из-за этого не хотят менять профессию. Потому что это весело, живая энергетика и всё такое. Студенты заставляют оставаться в психологическом тонусе.

  • Обучение и повышение квалификации. Прохождение курсов дополнительного образования — это неотъемлемая часть профессии. Уже за первые три месяца работы в колледже я наполучал за счёт организации больше сертификатов, чем у меня было за всю жизнь до этого.

  • Интеллигентная среда. В учебных заведениях принято обращаться на «Вы» и нельзя ругаться матом. Преподаватели, в большинстве, относительно интеллигентные люди, по крайней мере, образованные. Студенты в основном местные, и если колледж в хорошем районе, то и контингент будет в среднем неплохой.

  • Возможность быть в центре внимания. У некоторых людей бывает такая потребность, и данная сфера как раз подходит для того, чтобы её удовлетворить. Однако, и избежать повышенного внимания здесь вряд ли удастся.

  • Особый статус преподавателя. Как минимум, формальность предполагает особое уважение к преподавателю со стороны студентов. Далее, возможны варианты. В среднем, если студентами реально заниматься, то уже по крайней мере на фоне более равнодушных коллег, можно заслужить респект. Как правило, студенты видят и ценят, когда в них вкладываются (кроме 5-й пары, конечно).
    А если у вас есть что-то вроде харизмы, и вы не душнила и не токсик, то есть шансы стать для многих любимым преподом, которого будут вспоминать добрым словом ещё долгие годы после окончания.

  • Важная социальная роль. Думаю, почти каждый может вспомнить преподавателя, который повлиял на него особым образом. Даже преподаватель какой-нибудь цифровой схемотехники в колледже может стать для кого-то в некоторой степени жизненным наставником. К этому не нужно стремиться, между преподавателем и студентами должна сохраняться дистанция. Однако, если у студента есть соответствующий запрос, и преподаватель кажется ему близким по духу, студент может что-то от него наследовать, даже неосознанно и в своей интерпретации. Иногда студент проявляет инициативу и сам обращается к преподавателю за личным советом или за поддержкой, чаще всего в завуалированной форме. Мне кажется, что для позитивной реализации преподавателя в этом направлении требуется не столько педагогический профессионализм, сколько личный бэкграунд. Нужно быть счастливым человеком, целостной и здоровой личностью с благоприятным тылом из семьи и друзей.

  • Бывают короткие дни. Если не брать доп. занятия, то максимальная разрешённая нагрузка преподавателя никак не может превышать установленный лимит, который составляет где-то 18 пар в неделю, то есть, в среднем менее 4х пар в день. 4 пары это с 09:00 утра до 16:10. Иногда пар может быть 5, и вы ведёте их до 18:00, а иногда их может быть и 1, а то и вообще 0, и если повезёт, получается дополнительный выходной. Но может не повезти с расписанием, и окна будут в середине дня. А если очень повезёт с карантином, то могут отправить на удалёнку. Хотя, в последнее время у нас на дистант отправляли только студентов, а преподаватели приезжали в колледж и вели занятия в Discord из пустых кабинетов.

  • Неплохая заработная плата со старта. Обычно здесь нет испытательных сроков и договоров ГПХ, новых сотрудников сразу оформляют в штат и загружают по полной. Лично я в 2019 году устраивался на 80К, но уже со второго месяца работы мне стало приходить 120–140К. Правда, я и работал по 6 дней в неделю, набрав кучу дополнительных кружков и WS. В следующем году я отказался от кружков по субботам. В последний год, совсем без кружков, но при максимальной загрузке обычными парами, кураторством одной группы и умеренным участием в WS, у меня стало выходить чуть менее 110К. Хотя, могло бы быть и побольше, учитывая получение мной высшей преподавательской категории, ежегодную индексацию и высокий рейтинг колледжа. Но возможно, это локальная проблема конкретного заведения, там в руководстве был какой-то скандал на эту тему, не знаю подробностей. Вообще, схема расчёта заработной платы в системе образования довольно хитрая и непрозрачная, у меня не получалось заранее оценить, сколько я получу, взяв на себя тот или иной курс.
    Более того, эта система ещё и меняется год от года, так что не получается оценить даже в какую сторону изменится зарплата в следующем учебном году.

  • Подарки от города. Настоящих профессиональных союзов у работников образования в России конечно нет. Но есть государственные организации, такие как «Клуб классных руководителей», которые раздают подарки и устраивают мероприятия, мастер классы. Подарки хорошие — к новому году мне подарили книжки интересные популярные, периодически дают билеты в театры и на концерты (правда, я ни разу не ходил), регулярно устраивают мастер классы, тренинги, поездки в другие города с экскурсиями. Мероприятий много, и довольно хороших, судя по отзывам. Было бы время и желание.

  • Питание в столовой (лайфхак от автора). В нашем колледже этой схемой пользовался только я. Питание в столовой выделяется на учащихся, но поскольку посещаемость никогда не бывает полной, остаётся много порций. И чтобы получить их на законном основании, нужно вначале года найти ответственного по питанию и записаться в бракеражную комиссию. Кушая столовскую еду и расписываясь в бракеражном журнале, получится сэкономить на питании до 50 000р в год (из расчёта 250р экономии в день). Бонус: обеды за одним столом с учениками. Кстати, я бы рекомендовал руководству образовательных организаций кормить кого-нибудь из сотрудников в столовой на перемене со студентами, чтобы они там заодно приглядывали, это полезно.
    Что касается качества питания — то оно скромное. В некоторые дни — вкусно и сытно, в другие — поковыряешь и уйдёшь голодным. Выбора поставщика питания у колледжа вроде как нет. Хотя, для студентов зачем-то периодически проводят опросы о питании в столовой.

  • Штатный психолог. Не могу сказать, как в других организациях, но наша психолог своё дело знала. В основном, к ней регулярно ходил один и тот же пул студентов. Она никому не отказывала, и при этом, ей удавалось держать руку на пульсе всего отделения колледжа, улавливая подозрительные нотки, что позволяло вовремя пресекать потенциально серьёзные инциденты. Разумеется, преподаватели тоже пользовались услугами штатного психолога. После 24 февраля у неё случился наплыв клиентов, в марте-апреле она тащила по 12 консультаций со студентами в день + неизвестное количество панических звонков в нерабочее время (она всегда оставалась на связи).

Варьируется

  • Руководство. Чрезвычайно важный фактор, на который стоит обратить особое внимание при трудоустройстве в учебное заведение. От личности директора и его профессиональных качеств зависит почти всё в организации. По-мимо непосредственного общения с руководителем на собеседовании, стоит обратить внимание на интерьеры вверенного ему заведения. Унылые коридоры совкового ПТУ с плакатами по гражданской обороне или современный молодёжный образовательный центр с интересно покрашенными стенами, кресло-мешками, настольными играми, всякими роботами и киногероями.

  • Коллектив. Здесь больше как повезёт. Когда я только пришёл на новую работу в этот колледж, одна из преподавательниц встретила меня с лютой ненавистью и открытой враждебностью. Она увидела во мне соперника, которого взяли на её место, и делала мне всякие гадости. Её действительно скоро уволили, но те пара месяцев, что мы проработали вместе, были не из приятных. После её ухода всё стало хорошо.
    По крайней мере до февраля 2022, когда политическая повестка раскрыла часть коллектива с новой стороны. Пошли кровожадные «патриотические» разговорчики, а один коллега, бывший военный, даже стал вести занятия в чёрной футболке с белой символикой, открыто демонстрирующей его политические убеждения.

  • Кабинет. Даже в нашем маленьком колледже были как унылые кабинеты с убитыми компами и разваливающейся мебелью, так и свеженькие аудитории с новенькими Маками или мощнейшими ПК для 3D графики. Сначала я вёл пары где придётся, но со временем, за мной закрепили один из самых крутых кабинетов с роботом-манипулятором Fanuc CR7, дорогущими паяльными станциями, осциллографами и новенькими ПК. Всё было лучшее, самое современное и прямо из коробки. При том что, как оказалось, через систему закупок колледжу всё это выходит раза в два дороже, чем если просто заказывать в интернет магазине.

  • Подарки от студентов. В отличие от школ, в нашем колледже не было никаких поборов с учащихся и родителей, вроде сборов на новые шторы. С подарками от студентов тоже было как-то особо не принято. Мне за все годы подарили только кусок мыла, банку кофе, шоколадку и STM-ку. Зато, узнав, что я не успеваю сходить перекусить, студенты постоянно приносили мне из столовой охапки яблок, печеньки и гематогенки. Шаурму как-то раз купили.

Минусы работы преподавателем

  • Жёсткое начало дня. В 9:00 должен быть уже в кабинете, бодрый и опрятный, готовый проводить занятие. Даже в понедельник. Где-то пары начинаются в 8:30. Но если тебе ко 2-й, и политика руководства не запрещает, то можно ещё немного поспать.
    Кстати, сами студенты предпочитают ложиться довольно поздно, и на первую пару периодически приползают никакущие. Талант педагога, профессиональные методики и интересные темы — всё это бесполезно, если студента срубает от банального недосыпа.

  • Многозадачность. Пока преподаватель ведёт пару, он обычно параллельно нагружен чем-то ещё. Многозадачность значительно возрастает с кураторством. Типичная ситуация: начинаешь пару, что-то рассказал, дал задание, сел выполнять побочный квест от руководства. Тут тебе прилетает сообщение срочно заполнить таблицу с отчётом по студентам твоей группы, для которого требуется ещё собрать с некоторых дополнительную информацию. Переключаешься на эту задачу, и в это время студент в аудитории говорит, что уже выполнил задание и просит подойти. Если его игнорировать, он начнёт подрывать дисциплину. Прерываешь заполнение отчёта и идёшь работать со студентом. Только начал ему объяснять, что он делает вообще не то, в аудиторию заходит твой коллега с чем-то важным по WS и уводит в разговор на 20 минут, который прерывает звонок директора, что надо прямо сейчас к нему зайти. Возвращаешься в аудиторию за 10 минут до конца пары, а все студенты уже свалили, не выключив компы и оставив мусор и разбросанные стулья.
    Конечно, так бывает не всегда, например, на 5-й паре обычно лежат 3 сонных студента, которым неохота домой, и нет срочных доп. задач. С опытом преподаватель начинает более эффективно маневрировать в этом потоке, иногда даже удаётся делегировать часть задач на старост и ответственных студентов. Но это лишь освобождает вр

    © Habrahabr.ru