Профессия лидер: как работают тимлиды и техлиды, и в чем разница

Чем более сложными становятся ИТ-проекты, тем больше им требуется функциональных лидеров — тимлидов и техлидов. Эти роли в команде объединяют административные и технические обязанности и открывают новые карьерные перспективы для сотрудников.

Как специалисты становятся тимлидами и техлидами? В чем разница между ними? Какие навыки для них нужны? Поговорили с экспертами ПСБ, чтобы найти ответы.

21cfff00c9677c16749459bc3b7c17e9.png

Для начала важно пояснить, что тимлид и техлид — это именно роли в команде, а не должности. Выполнять их могут любые участники команды, которые проявляют инициативу и обладают хорошими коммуникативными и управленческими навыками. Лиды изначально стали популярны в стартапах, но в дальнейшем их функционал масштабировали на команды в крупных компаниях.

Суть роли лида в том, чтобы совмещать технические знания и лидерские качества, и в этом ее уникальность. От обычного менеджера лид отличается тем, что сам хорошо разбирается в задачах своей команды. Он не управляет издалека, а работает вместе с коллегами и при этом принимает решения.

Тимлид — сердце команды. Он следит за соблюдением ценностей компании и принципов работы, за тем, как строятся отношения между сотрудниками. А также ведет Agile-ритуалы: митинги, планирования, ретроспективы, ревью.

«Для меня тимлид — это начальник отдела и управленец, человек с хорошо развитыми менеджерскими навыками, — объясняет Артем Домашев, руководитель отдела по развитию технологий автоматизации тестирования ПСБ. — Он понимает боли команды и находит их решение — в целом обеспечивает все, что нужно для успешной работы».

Роль тимлидов в компаниях, как правило, явно регламентирована. А вот роль техлида зачастую не оформляется формально — сотрудник технического отдела просто берет на себя дополнительные интересные ему задачи.

«Моя практика показывает, что тимлиды и техлиды в ПСБ — скорее неформальные лидеры, которые могут быть назначены на кураторство определенных факультативных задач, — отмечает Татьяна Суходолова, главный тест-аналитик ПСБ. — Это не административные должности в нашей компании, но у тех и других могут быть сотрудники в лице ребят, помогающих выполнять задачи».

«Обязанности тимлида не должны быть административными, — соглашается Сергей Крамачев, начальник отдела технического анализа и внедрения ПСБ. — Он функционально руководит, но не занимается воспитательной работой — его в команде должны любить».

Техлид выполняет схожую функцию, но его вклад в управление больше фокусируется на конкретных технологиях, чем на общем благополучии команды или проекта. У него максимальный объем знаний и экспертизы в своей сфере.

Техлид отвечает за технологии и диалог с разработчиками, — поясняет Сергей. — Он следит за соблюдением правил работы: code style, вектором развития технологий, code review».

«Я вижу его как помощника тимлида, — считает Артем. — Тимлиду не обязательно глубоко погружаться в технические стороны, потому что техлид предоставит ему необходимую «выжимку» и поможет принять решение».

c6372c4735e808173bb0d3722a1cbcce.png

Исходя из функций тимлидов и техлидов в команде, сотрудникам на этих должностях нужны разные навыки.

Артем поясняет: «В тимлиды идут люди с хорошо развитыми коммуникативными навыками. Это навыки, которые развиваются еще с детства. Если человек классно общается, если другие к нему прислушиваются, то рано или поздно он, скорее всего, станет тимлидом. Такие сотрудники могут найти общий язык со всеми коллегами, не только с ИТ. А вот для техлида коммуникационные навыки менее важны, но они все равно должны быть хотя бы на среднем уровне — для него главное разговаривать на одном языке с сотрудниками и тимлидом».

Коммуникативные навыки важны для обеих ролей — среди талантливых в равной степени сотрудников именно это отличает лидеров.

«В силу специфики своей работы такие сотрудники много коммуницируют, решают конфликты, поэтому они более заметны», — отмечает Татьяна.

«Тимлиды и техлиды выстраивают коммуникацию внутри команды, — добавляет Сергей. — Зачастую это не самая сильная сторона разработчиков — они могут не отчитываться о выполненной задаче, не проявлять активное участие в митингах. Лиды подают пример и следят за тем, чтобы вся команда участвовала в обратной связи».

Несмотря на то, что тимлиды в ПСБ официально не считаются управленцами, к работе своей команды грамотный тимлид подходит и с позиции хорошего менеджера.

Татьяна комментирует: «Для тимлидов, особенно если они хотят в дальнейшем развиваться в сторону бизнеса и управления, очень важно стратегическое мышление. Они должны видеть вектор развития проекта и компании и уметь оценивать риски. Важно оперативно находить подходящие для команды решения проблем. И особенно ценно выбирать такие задачи для сотрудников, которые будут им интересны, по силам, а заодно обеспечат их профессиональный рост».

Артем считает, что техлид более погружен в технические нюансы проекта, поэтому для него особенно важно уметь работать с бэклогом и распределять задачи. Еще одна интересная функция техлидов — мониторинг инноваций. Они держат руку на пульсе и следят за обновлениями программ, новыми библиотеками, языками и фреймворками.

В целом для тимлидов намного важнее мягкие навыки: способность учиться и адаптироваться к изменениям, умение вести переговоры и договариваться с коллегами, организовывать командную работу.

По словам Татьяны, преимуществом для тимлида является знание психологии и конфликтологии: «Тем, кто хочет облегчить себе тимлидскую работу, я бы предложила прочесть книги по конфликтологии от Татьяны Мужицкой и Андрея Кёнига. В них показаны популярные ситуации, из-за которых возникают разногласия, и раскрываются способы их предотвращения или получения ресурсов».

Одно из самых важных качеств лидов — знание своей команды. Так, техлид всегда поможет найти подходящего работника.

«Он разбирается в сотрудниках, знает сильные и слабые стороны, специальные навыки, — делится Артем. — Технически декомпозирует задачу и объясняет, кто какую часть может сделать, дает оптимальные сроки».

Тимлиды также могут сфокусироваться на благополучии своей команды — предотвращать выгорание, контролировать токсичное поведение, следить за уровнем мотивации.

f2c76bdc378acb10b01a6c1ab199848b.png

Все эксперты отметили, что предпочитают набирать лидов внутри отдела, но не всегда есть подходящая кандидатура. Иногда сотрудникам недостает коммуникативных навыков, или они не готовы к повышенной ответственности — некоторые выгорают после нескольких месяцев в роли тимлида.

Лидами становятся те участники команды, которые проявляют инициативу и амбициозность в работе.

Сергей утверждает: «Сотрудники не могут стать лидами, если не начинают влиять на коллег — обучать новичков, распространять интересные идеи или подходы в команде. Именно поэтому я люблю нанимать к себе в отдел людей, у которых есть опыт работы на руководящих позициях. В дальнейшем они становятся отличными тимлидами».

Если вы отбираете кандидатов в компанию, и вам важны лидерские качества, обратите внимание на настроенные процессы, онбординг и менторство, проведение собеседований и выступления на конференциях. Уровень софт скиллов хорошо виден из повседневных рабочих ситуаций, а вот желание человека стать тимлидом или техлидом лучше уточнить непосредственно во время общения один на один. 

«Бывает так, что у сотрудника отличные навыки и опыт для того, чтобы стать тимлидом, но сам он этого не хочет. И это мнение тоже надо уважать и быть к нему готовым», — отмечает Татьяна.

Чтобы стать техлидом, в первую очередь необходимо развивать экспертные технические навыки. Обычно они выбирают узко специфические задачи со сложной логикой. То, что отпугивает многих сотрудников, для техлидов, наоборот, является самым интересным. Однако, при равном уровне навыков, если предполагается общение с командой, предпочтение отдается тем сотрудникам, которые лучше коммуницируют.

Путь развития сотрудника определяется скорее личными склонностями, чем карьерными амбициями.

Артем объясняет: «Тимлидами становятся те, кому надоело программировать и работать руками. Техлид достигает высокого уровня в своей области экспертизы, но не хочет из нее выходить. Топовые технические специалисты зарабатывают не меньше управленцев, так что дело тут не в зарплате. Главный вопрос — чем человеку интересно заниматься».

 Обе роли дают возможность для развития карьеры. По мнению Татьяны, высокий уровень экспертизы позволяет отдельным техлидам в будущем занять должность технического директора. Также они могут расти горизонтально и становиться консультантами, менторами или частными репетиторами для сотрудников.

Тимлиды обладают навыками, которые можно применять в большом спектре руководящих и менеджерских позиций. Они могут становиться CЕO, СPO, DevRel, руководителями различных отделов. Для некоторых опыт в роли тимлида может стать первым шагом на пути к открытию собственного бизнеса.

«Со временем у тимлидов повышается уровень ответственности и глобальности принимаемых решений, и они полностью уходят от своей технической роли и становятся полноценными управленцами, — говорит Артем. — Тимлид в любом случае должен завоевать уважение коллег — либо действиями, либо экспертизой. Поскольку экспертиза для тимлидов становится вторичной, то все нужно доказывать своими поступками и мягкими навыками».

С другой стороны, для многих роль тимлида — комфортная ступень карьеры, с которой они не хотят уходить в управленцы высокого ранга.

Татьяна заметила: «По моему опыту, около 60% тимлидов либо остаются в своих командах и расширяют компетенции за счет необычных кейсов,  либо переходят на аналогичную должность в другую команду/компанию, либо меняют профиль, но не стремятся стать напрямую у руля компании, и это нормально».

«Тимлиды редко хотят переходить на полностью административные должности. Они хотят продолжать развиваться в своей технической области и не всегда справляются с повышенной ответственностью, нагрузкой и стрессом на руководящих постах, — соглашается Сергей. — Уйти полностью в административку — это как полностью сменить профессию. Кто-то этого хочет и специально стремится к этому, но такие случаи встречаются редко».

Итак, тимлиды — чрезвычайно ценный ресурс для проекта, поэтому руководители не расстраиваются, когда они не хотят переходить на управленческие должности. Тимлид — важное связующее звено между руководством и командами. Он разбирается в особенностях работы своего отдела и при этом имеет перспективу на проект в целом. Руководители могут делегировать ему часть административных обязанностей и получать ценную обратную связь о ходе выполнения задач.

Независимо от дальнейшего карьерного развития быть лидом — интересный вызов, который тестирует традиционно отстающие навыки среди технических специалистов. Эти роли отлично подойдут тем, кто настроен делать что-то большее, чем выполнять рутинные задачи. Они позволяют понять, как работает проект и бизнес в целом, научиться лучше общаться с коллегами и организовывать как собственное время, так и работу больших команд.

© Habrahabr.ru