Про гормоны
И вот, ты стоишь посреди митинга, сердце и дыхание пытаются вырваться из грудной клетки, в горле пересохло, а в ушах появляется какой-то необычный звон. И ты не понимаешь, почему все эти люди не понимают таких простых рациональных доводов, которые так гладко укладываются в твою картину мира. Внутренний голос кричит: — «И почему вообще такие очевидные вещи тут кому-то приходится объяснять?!?! С кем я вообще работаю!»
<Занавес>
В этой статье хотелось бы немного разобраться, почему эмоции — неотделимая часть айтишника, и что с этим всем делать.
Для этого нужно спуститься на уровень пониже.
Когда наш мозг встречается с негативными эмоциями, типа критики, отрицания и т.д. он воспринимает это как угрозу в свой адрес. С угрозой нужно что-то делать и поэтому отдается команда на выработку гормона стресса кортизола. Вообще, стресс придуман эволюцией скорее для выживания, нежели для того, чтобы вести интеллектуальные беседы с оппонентом. Поэтому основные две стратегии, на которые мы ориентируемся в стрессовой ситуации это:
1) бей (если атака появившегося противника имеет смысл по нашим внутренним ощущениям)
2) беги (если общая масса тела тигра в кустах выглядит убедительнее мышечной массы программиста).
Соответственно, под кортизолом рациональное мышление затормаживается, контроль передается в руки эмоциональной System-1, где активируется режим защиты и подготовки к конфликту, что реализуется в виде соответствующего эмоционального фона. Ситуация видится в значительно более мрачном свете, чем она является на самом деле.
Человек из описаной выше сцены на митинге находится где-то в этой точке. Есть вероятность, что он сейчас чувствует эмоциональный коктейль типа злости, одиночества, беспомощности, и т.д. Есть так же вероятность, что о себе он привык думать как о человеке разумном и типично безэмоциональном существе, поэтому ему просто не видно что на самом деле происходит, и что делать дальше, т.к. проблема лежит совсем не в плоскости рационального. Часто, чтобы приблизиться к реальности и взглянуть на ситуацию незатуманеным взглядом, нужен перерыв. Дать возможность всем переждать стресс и попробовать донести друг до друга основные поинты презентации позже, когда это все уляжется.
Кортизол довольно долгоиграющий гормон, и должно пройти какое-то время, прежде его действие ослабеет. Совсем другое дело позитивные итерации. Дофамин, серотонин, эндорфин, окситоцин — a feel good гормоны, которые вырабатываются когда мы общаемся на позитивном фоне, увеличивают способности к коммуникации, взаимодействии и помощи другим людям. Эти гормоны так же способствует обработке событий на уровне System-2, рациональной части мозга. В общем, это то, что нужно для продуктивной работы и нормального человеческого общения. К сожалению, гормоны счастья, в отличие от кортизола, растворяется значительно быстрее, так что их действие не так продолжительно и имеет не настолько существенный эффект. В результате плохие моменты довольно легко перевешивают хорошие по своей значимости. Поэтому, чтобы компенсировать 1 негативный заход, требуется существенно больше позитивных итераций, раза так в 4.
Примерно так оно работает на гормональном уровне. На эмоциональном же мы просто либо подавлены, и не хотим ни с кем разговаривать, или агрессивны, и готовы «пасть порвать», если же это что-то позитивное, то это может быть реакция радости, или даже простой программистской нежности и т.д.
Слыхали ли вы про robo-rats? Это такие лабораторные крысы, в мозг которых вживили электроды, чтобы научить их выполнять работы, которые не все люди способны эффективно выполнять, типа поиска жертв под завалами или обезвреживания взрывчатых веществ. Так вот подавая через электроды в мозг электрические сигналы в определенные области, по сути ученые управляют крысами. Они могут заставить их пойти налево, или пойти направо. Или даже делать такие вещи, которые в обычной жизни крысам совсем не нравятся, например, прыгать с большой высоты. При стимуляции определенных центров, мозг генерирует соответствующий гормональный и эмоциональный фон, и если вы спросите эту крыску, зачем она пошла направо или налево, если бы могла, она бы вполне рационально объяснила, почему ей захотелось идти туда или сюда. Заставляют ли ее делать то, что ей не нравится? Или ей нравится то, что ее программируют делать? Насколько отличается наш мозг, и сработают ли те же самые методы на человеке? Пока что, по этическим причинам, ученые таких экспериментов вроде бы не проводят. Но эволюция на планете земля на всех одна. И свобода выбора, признаться, то еще неуловимое понятие. Есть ли у вас понимание того, что и почему вы выберете себе на обед сегодня? Да, вы можете сделать выбор того, что конкретно вы съедите, будет это пицца или картошка фри, наверное вы сделаете выбор в пользу того, что вы хотите именно сегодня. А есть ли у вас выбор того, что вы хотите хотеть?
К сожалению, советское прошлое наложило не самый благоприятный отпечаток на жителей пост-советского пространства в плане понимания внутренних процессов, проходящих в голове у обывателя. Это того, который сегодня является чьим-то бабушкой — дедушкой, папой — мамой, и т.д. А кривые настройки и паттерны вполне естественным образом передаются из поколения в поколение от родителей к детям. Поэтому не удивительно, что среди рожденных в СССР (по настоящее время) преобладает закрытый тип мышления, где эмоциям отводится одно из самых последних мест в списке потребностей человека, и кажется, что проще их отрицать, чем признать, и жить в гармонии с эволюционными принципами. Когда-то мне пришлось расшевелиться и начать замечать окружение немного с другой стороны. И когда начинаешь осознавать человеческий мир более полно, открываются новые возможности и пути, которые раньше были просто невидимы. Если раньше можно было упереться в стену и недоумевать по поводу вопросов типа: почему товарищей на работе повышают по службе, а я постоянно остаюсь в стороне? Почему у меня не получается довести начатое до конца? Почему не складываются отношения с начальниками? Почему мой голос не имеет существенного веса? и т.д. и т.п. Ответы очень часто находятся за гранью рациональной System-2 и без понимания и осознания всей картины и наличия эмоциональной System-1 их просто невозможно увидеть.
Язык «Эмоция» это тот древнейший язык программирования прошлого, настоящего и будущего на котором мы все, да и большинство живых организмов на нашей планете написаны. Понимание принципов его работы очень облегчает восприятие жизни и существования в социальном окружении человеческих особей.
Спасибо, пока все.
Подробнее о System-1, System-2 в моем прошлом посте.