Про будущее авиации — электрические аппараты вертикального взлёта и посадки
Прочитал на «Хабре» обзор «летающих автомобилей» и как человек, который неплохо понимает в авиации, вот что скажу: никаких летающих автомобилей не было, нет и не будет. Слишком противоречивы требования этих двух миров: автомобильного и авиационного. Как бы ни мечталось о каком-то универсальном аппарате.
Сделать аппарат, похожий на автомобиль, но способный взлетать и садиться — дело не такое хитрое, можно при желании в любом гараже. Но совсем другой вопрос — как сделать его безопасным, надёжным, как обеспечить ресурс, возможность полётов в сложных метеоусловиях и нестандартных ситуациях (типа попадания птицы в двигатель или удара молнии).
Классическое представление о «летающем автомобиле» не выдерживает критики с точки зрения законов авиации
Но есть хорошая новость: некоторые автомобильные технологии (аккумуляторы, электродвигатели, беспилотное управление) действительно приходят в авиационную сферу, обогащают её и постепенно создают новое направление — отрасль доступной, массовой электрической авиации с принципиально новыми лётно-техническими характеристиками.
После утверждения в Европе и США правил, регулирующих эти технологии, в последние пару лет в мире начали появляться близкие к серийному облику прототипы электрических вертикально взлетающих летательных аппаратов (англоязычное общепринятое сокращение — eVTOL). Распределенная силовая установка на базе множества электродвигателей сделала возможным то, что было очень дорого или нереализуемо на классических двигателях — эффективные вертикальный взлёт и посадку.
Рынок пока «дикий». Более 200 компаний по всему миру заявили о намерениях разработать массовое «аэротакси» и «пассажирские беспилотники». Многим инвесторам хорошо «заходили» рассказы о «городском авиатранспорте» и об «авиационных предрассудках», отбросив которые молодые ИТ-команды могут из деталей с AliExpress дёшево собрать летательный аппарат.
На этом хайпе несколько компаний смогли привлечь значимое финансирование (иногда в сотни миллионов долларов), которое позволили им построить «прототипы» и даже показать их в полёте. Но будущее — не за ними.
Профессионалы из «большой» авиации до последнего времени, как правило, начинать свои проекты не спешили, а спокойно — хотя иногда с удивлением — наблюдали.
Всё поменялось два года назад, когда наконец в США и Евросоюзе появились официальные правила сертификации eVTOL и регулирования отрасли. И выяснилось, что никаких «пассажирских беспилотников» существовать не может — могут быть только «обычные» воздушные суда, которые обязаны быть не менее безопасные, чем классическая авиация. Соответственно, все выработанные за 120 лет требования к eVTOL также применимы.
Сейчас периодически можно услышать о тех или иных инцидентах и катастрофах электрических летательных аппаратов «первого поколения». Сами разработчиками, как правило, оправдываются тем, что это неизбежный этап создания новой авиации. Однако это не так: в серьёзные авиационные инциденты попадают именно прототипы, созданные ещё в период до 2020 года — то есть до начала широкого распространения классических авиационных правил на новую подотрасль.
Перспективные аппараты вертикального взлёта и посадки гораздо больше похожи на классические самолёты, чем на автомобили
Сегодня разработчики воздушных судов, пусть до сих пор не имеющие лётные прототипы, но грамотно проектирующие, имеют намного больше шанс стать серийными производителями, чем «первооткрыватели» рынка.
Будущее — не за теми, кто отбросит «предрассудки», а за теми, кто сможет построить свои инновационные разработки на вековом фундаменте авиационной отрасли. Такие компании есть и в России.