Правообладатели и российские IT-компании подписали новую версию антипиратского меморандума
По информации издания «Ведомости», в начале февраля 2022 года правообладатели и российские IT-компании подписали новую версию антипиратского меморандума.
Со стороны правообладателей новую версию антипиратского меморандума подписали крупнейшие медиахолдинги и каналы — «Газпром–медиа», «Национальная медиа группа», «СТС Медиа», ВГТРК, «Первый канал», профессиональные ассоциации — продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и интернет-видео (АИВ, объединяет крупнейшие видеосервисы ivi, Okko, Megogo и другие), Rutube.
Со стороны IT-компаний меморандум согласовали и приняли «Яндекс», VK (Mail.ru Group), «Рамблер интернет холдинг», а также новый участник меморандума — «Сберинтертейнмент» (дочка «Сбера»), которая объединяет такие активы, как Okko, «Союзмультфильм», SberGames, «СберЗвук».
Источник издания пояснил, что в новый текст меморандума вошло положение по удалению из поисковой выдачи доменов с пиратским контентом или с ссылками на них при условии, что количество пиратских страниц или ссылок в домене более 100 штук. Под новый вид блокировки не попадут легальные площадки, включая сайты СМИ, соцсети и порталы органов власти.
Ранее IT-компании не могли блокировать в поисковой выдаче домены даже после грубых нарушений. Они делали это только по указанию российской отраслевой организации Медиа-коммуникационный союз (МКС), который ведет реестр пиратских сайтов. Больше всего жалоб на нелегальный контент поступает от «Кинопоиска», «Амедиа» и StarMedia. За все время действия антипиратского меморандума с 2018 года из поисковой выдачи различных интернет-сервисов было удалено более 40 млн ссылок на ресурсы с пиратским контентом.
Эксперты рынка полагают, что от новой инициативы в основном пострадают такие пиратские кинотеатры, как Kinogo, Lostfilm, Filmix. Этим площадкам будет сложнее регистрировать новый домен, так как он тоже будет удаляться из выдачи. В рамках нового антипиратского меморандума также предлагается бороться с доменными склейками в поисковой выдаче, чтобы пиратские кинотеатры не могли вместо удаленной страницы показывать на тех же позициях в выдаче новую ссылку на пиратский контент. Вдобавок новую версию меморандума вскоре планируется распространить на все объекты интеллектуальной собственности в сети интернет, кроме фотографий.
Вступление в силу нового меморандума будет завершено после согласования документа с регулятором — Роскомнадзором.
Примечательно, что в конце октября в рамках действия прошлой версии антипиратского меморандума МКС по ошибке заблокировал в поисковой выдаче домен Yahoo! В итоге это решение выполнила только Mail.ru. Это произошло из-за того, что на домен подала жалобу компания «Стар Медиа», правообладатель сериала «Тайная любовь. Возвращение». Через некоторое время этот запрос был отозван после того, как правообладатель и сотрудники МКС обнаружили, что сделали что-то не то.
1 ноября 2018 года правообладатели совместно с Роскомнадзором в роли гаранта подписали с «Яндексом», Mail.ru и Rambler «Антипиратский меморандум». Компании договорились создать реестр ссылок на страницы сайтов, на которых, по мнению правообладателей, может быть размещено пиратское видео. Администраторы интернет-сервисов, подписавшие его, каждые пять минут просматривают обновление списка в реестре пиратских сайтов, потом сервисы в течение шести часов исключают эти ссылки из поисковой выдачи в РФ.
Меморандум от имени правообладателей подписали Национальная медиа группа, «СТС Медиа», ВГТРК, «Первый канал», объединяющая онлайн-кинотеатры ассоциация «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения, а также «Газпром-Медиа» и «Яндекс», которые выступили одновременно в роли и правообладателей, и площадок: первый — совладелец видеосервиса RuTube, а второму принадлежит «Кинопоиск».
21 июля 2021 года Роскомнадор сообщил о продлении Антипиратского меморандума до февраля 2022 года.