Право изменять автомобильный софт и другие новые исключения из DMCA
Бюро регистрации авторских прав при Библиотеке Конгресса США (U.S. Copyright Office) провело очередной пересмотр временных исключений fair use из закона Digital Millennium Copyright Act (DMCA). Такая процедура осуществляется раз в три года.
По результатам пересмотра утверждён ряд новых временных исключений. Самое значительное из них — разрешение автовладельцам и специалистам по безопасности изучать и изменять код автомобильного программного обеспечения. Несмотря на мощное противодействие и протесты автомобильного лобби, петиция Фонда электронных рубежей по автомобильному софту была удовлетворена. Это очень важное решение, которое позволит беспрепятственно искать и публиковать уязвимости в автомобильном софте, не опасаясь уголовного преследования со стороны автопроизводителя, как это было раньше. Правда, законодатели отсрочили на один год вступление в силу этого исключения.
Кроме того, на три года продлён срок исключения на джейлбрейк смартфонов. Исключение теперь расширено на другие мобильные устройства, включая планшеты и «умные» часы. Владелец устройства имеет право запускать на нём любую ОС, а не только утверждённую производителем.
Добавлено трёхлетнее разрешение на джейлбрейк «умных» телевизоров. Временно законным остаётся создание ремиксов из чужих видеороликов, в том числе со снятием видеоматериала с дисков Blu-ray, в образовательных целях и для документальных фильмов.
Введено исключение из DMCA на изменение кода старых неподдерживаемых компьютерных игр и модификация 3D-принтеров для печати нестандартными материалами.
В то же время Бюро регистрации авторских прав согласилась с правообладателями и Американской ассоциацией кинокомпаний (MPAA) по поводу страшного будущего, если разрешить гражданам делать копии DVD и Blu-ray для личных нужд. Данное исключение из DMCA опять отклонили.
Однако граждане имеют право снимать копии CD, потому что на них нет криптографической защиты DRM, так что закон DMCA не нарушается. Авторы петиции из Public Knowledge указывают на это как на нелогичность законодательства.
Джейлбрейк игровых приставок тоже пока запретили из-за угрозы пиратства.
Юристы Фонда электронных рубежей прокомментировали исключение из DMCA на добросовестное изучение автомобильного софта. Они говорят, что закон изначально принимали для того, чтобы защитить автомобильное ПО от копирования. Но даже недавний скандал с Volkswagen показал, что автопроизводители используют закрытость программного кода, чтобы спрятать туда нелегальные закладки.
Как известно, концерн VW внедрил в программный код специальный модуль, который выдавал заниженные результаты тестов на выброс CO в атмосферу. Когда автомобиль проходил тест на соответствие требованиям Агентства по охране окружающей среды США, то система контроля за выбросами выхлопных газов включалась в полную меру. Во время обычной эксплуатации контроль за выбросами отключался, чтобы увеличить мощность двигателя. В результате такого программного «читерства» реальное количество выбрасываемых вредных веществ превышало нормы в 10-40 раз.
Кроме автомобильного софта, Фонд электронных рубежей добился разрешения изменять старые компьютерные игры, чтобы запускать их на современном железе. Или, к примеру, чтобы отключить обязательную аутентификацию на сервере, который давно не работает. Модификация старых игр теперь разрешена, если издатель прекратил поддержку. Например, если компания Blizzard отключит серверы онлайновой аутентификации новых копий StarCraft II, у людей всё-таки будет возможность установить игру законным способом.
Несмотря на победу по нескольким петициям, Фонд электронных рубежей не доволен общим состоянием дел с законодательством. Юристы EFF считают, что нужно фундаментальным образом менять всю систему: «Это абсурд, что мы должны тратить так много времени каждые три года на заполнение бумаг и защиту своих петиций в Бюро регистрации авторских прав. Инженеры, творческие люди, активисты и фанаты не должны просить разрешения у правительства — и полагаться на противоречивые и часто бессмысленные решения — прежде чем исследовать, врёт ли автомобиль, или чтобы делать со своими телефонами что им захочется, — сказала директор EFF по юридическим вопросам Коринн Макшерри (Corynne McSherry). — Но несмотря на существование этой нелепой системы, мы рады нашим победам и тому, что базовые права исследовать и изменять были защищены».
Полный текст документа, принятого U.S. Copyright Office (pdf)