Правильный нейминг или как выделиться среди толпы стартапов

После нашей первой публикации о истории создания стартапа «Метнись Кабанчиком» мы получили множество комментариев о названии нашего проекта. Как обычно, мнения аудитории разделились. Поэтому мы решили вне очереди опубликовать отдельный пост по неймингу и поделиться полученным опытом и наблюдениями.
5db130dbdd6e48ab86a519e6e343b486.jpg
Почему мы выбрали именно это название? На тот момент оно казалось нам забавным и привлекающим внимание. Даже американский аналог, с которого мы брали пример, имел название «TaskRabbit» (дословно «задание+кролик», т.е. «кролики, выполняющие задания»). В 2012 году в Украине продолжался бум стартапов, которые изо всех сил пытались завоевать внимание нишевых СМИ. Нужно было выделится среди всей этой массы молодых проектов и немного скандальное название должно было помочь нам в этом.

44080a20af604d76b2d5c8059ddc2ff2.png


Но за несколько недель до запуска проекта мы узнали, что не только нам пришло в голову использовать крылатую фразу «метнись кабанчиком». Такое же название и похожий домен (kabanchi.com) ранее использовал стартап по доставке еды из супермаркетов. Но по какой-то причине основатели этого проекта приняли решение сделать ребрендинг на Zakaz.ua.

Этот факт немного пошатнул нашу уверенность в правильном выборе бренда. Но мы уже настолько привыкли к этому рабочему названию, что по другому назвать его просто не смогли. И нам было очень сложно поверить, что такое название помешает развитию нашего проекта. Поэтому в сентябре 2012 проект был запущен на домене Kabanchik.com.ua под брендом «Метнись Кабанчиком».

Вызвать эмоции


Первая же публикация в Facebook о запуске проекта принесла множество комментариев и перепостов. Естественно, не все восторгались нашим названием. Но мало кто воздержался от комментирования, а это очень обнадёживало. Многие читатели восприняли эту новость как изменение бизнес-модели kabanchi.com, т.е. нам поневоле досталась доля пиара и репутации, от которой отказались создатели проекта Zakaz.ua.

Месяц спустя после запуска мы отправили заявку в редакцию AIN.ua на краш-тест стартапов. Эта публикация получила намного больше просмотров и комментариев, нежели большинство предыдущих краш-тестов. То же самое мы ощутили в июне 2015 после публикации на трибуне «Цукерберг позвонит». Как думаете, в чем причина? :)

После краш-теста одним за другим посыпались запросы от журналистов. Сначала нами заинтересовались СМИ среднего уровня, а далее — топовые Интернет и печатные издания. Синергия креативного названия и социальной значимости стартапа произвела взрывной эффект пиар волны.

Врезаться в память


После присоединения нашей команды к обучающей программе бизнес-инкубатора EastLabs волна пиара начала превращаться в цунами. В течении недели к нам приезжали по три съемочной группы от разных ТВ каналов. Как маленькому стартапу удалось привлечь столько внимания ведущих СМИ?

5b48960a28054adcaff92ba558654f3a.jpg


Мы считаем, что главным ключом к успеху на поле битвы за пиар послужило именно выделяющееся и хорошо запоминающееся название. С точки зрения физиологии, наилучшим образом запоминаются яркие, наиболее эмоциональные моменты. Какие эмоции у вас бы вызвало название, например, «БыстроПомощь»? Правильно — никаких. А что подумает человек, впервые услышав название проекта «Метнись Кабанчиком»? — «Это что, шутка такая?», «Как-как проект называется? :)», «Более нелепого названия не слышал!», «Интересно, а чем они занимаются? Зайду-ка посмотрю…». Вот и главный секрет правильного нейминга — сильная эмоциональная вспышка и вопросы, которые возникают в голове у пользователя.

Многие эксперты говорили, что специалисты не захотят работать на Кабанчике, т.к. название проекта является обидным для них. Но количество регистраций исполнителей удваивается каждый квартал, а общее число заинтересованных специалистов достигло отметки в 62 000 человек. Это достаточный аргумент, чтобы развеять все сомнения?

Мы даже начали вести свою собственную статистику по отношению пользователей к нашему названию бренда. Согласно собранным данным, 9 из 10 человек относится к бренду «положительно», 1 — «отрицательно». Но никто не остается равнодушным, а это и есть задача правильного брендинга.

Возможно, этот факт, совместно с качественным продуктом, повлиял на другую статистику: по нашим данным, более 40% новых заказчиков приходят на сайт по рекомендации друзей или знакомых. А каждый новый исполнитель приводит на сервис 2–3 своих друзей.

Учесть особенности менталитета


К сожалению, мы не смогли использовать один бренд во всех странах. Домены Kabanchik.ru и Kabanchik.by нормально воспринимаются в России и Беларуси (с таким же соотношением позитива/негатива, как и в Украине). Но использовать бренд «Кабанчик» в Казахстане, где 70% население — мусульмане, было бы неразумно. Поэтому после совещаний с несколькими знакомыми жителями Казахстана мы остановились на бренде MegaMaster.kz
6415f8f486064b3bb4b7c33c712b6eee.jpg
При запуске проекта в ЕС или других рынках, скорее всего, также придется использовать другой бренд. Мы даже не исключаем полного ребрендинга всех проектов. Но на вопрос: «Если бы вы могли вернуться в прошлое, изменили бы вы название своего проекта» мы бы ответили: «Нет. Это было правильное решение. На старте проекта именно такое название и нужно».

Вспомнить завтра


Напоследок предлагаю вам небольшой тест. Есть два сервиса по аналитике: VisualWebsiteOptimization (дословно «Визуальная оптимизация вебсайтов») и CrazyEgg (дословно «Сумашедшее яйцо»). Какое из этих двух названий вы сможете вспомнить завтра? :)

2af26a38d69f4040bcb274197abfbdce.jpg

© Megamozg