Правила доработки коробочной версии Битрикс24
Приветствую всех на Хабре. Я Сергей Михнов, CEO компании Пуск, интегратора Битрикс24. В свое время мы выбрали особый путь — специализацию на коробочной версии Битрикс24. В коммуникациях на сайте или паблишинг площадках мы всегда пишем, что дорабатываем коробку бережно. Решил поделиться, что это значит для нас.
За 9 лет работы мы насмотрелись на доработанные порталы. Не оптимально написан код, модернизировано ядро там, где не должно быть и т.д. В этой статье решил поделиться конкретным списком правил, которые мы вывели для себя и придерживаемся их, чтобы обеспечить качественную разработку без ошибок.
Для начала поделюсь требованием к доработкам:
Ядро не модифицируется.
Шаблон портала / компоненты / шаблоны компонентов не копируется.
Все доработки находятся в папке local, с соблюдением правил описанных в разделе «Организация кода в папке local».
В доработке не используются конкретные id, все что может измениться при переносе на другую копию портала вынесено в настройки модуля, с возможностью изменять через интерфейс.
Доработка не должна нарушать работу портала, в случае ее некорректной настройки.
К каждой доработке есть инструкция по переносу без участия исполнителя.
Запуск нужных скриптов.
Подробная инструкция какие изменения нужно произвести на портале. Например: создать пользовательские поля с указанием всех нужных параметров (название, тип, символьный код, и т.д.).
Файлы логов располагаются в папке logs или за пределами директории портала. Также предусмотрены механизмы отключения и ротация файлов.
События агентов логируются в «Журнале событий».
Ошибки в блоках БП логируются в «Журнал бизнес-процесса»
Правила оформления кода
Контроль качества кода производится при помощи платформы анализа Sonar. Проверка осуществляется посредством интеграции кода в ветку develop, а также при создании / изменении запросов на слияние.
Соблюдается стандарт PSR-12.
Для массивов используется сокращенная запись.
Одинарные кавычки используются по умолчанию, кроме случаем кода синтаксис требует использование двойных кавычек.
Для качественной и комфортной работы требуется:
Установить плагин SonarLint, который нужно будет подключить к порталу
В IDE настроить code style
В этом случае замечания будут отображаться в среде разработки, а большая часть будет автоматически устраняться IDE.
Также в проекте устанавливается «php-cs-fixer», который правит код в соответствии с конфигурацией local/.php-cs-fixer.php.
Для запуска в директории local выполняется команда «php ./vendor/bin/php-cs-fixer fix», и только после этого следует commit. В этом случае замечания будут отображаться в среде разработки, а большая часть будет автоматически устраняться IDE.
Это правило является основополагающим.
Теперь рассмотрим детально все нюансы осуществления качественных доработок для технических специалистов.
#NOSONAR
Отключение проверок допускается в следующих случаях:
Подключение файлов.
Название классов которые соответствуют требованиям Bitrix Framework.
Легаси код.
Реализация задач (Git)
Для реализации проектов наша компания использует «git-flow».
Перед выполнением задачи мы создаем ветку от develop с id задачи на портале.
Коммиты в процессе именуются по следующему шаблону:
»[P-{id}] {summary} {note }», где
{id} — id задачи на портале;
{summary} — название задачи на портале;
{note} — дополнительная информация, при необходимости.
После завершения работы создается запрос на слияние в ветку develop, с включенными опциями «Удалить исходную ветку» и «Объединить историю коммитов». А вслед за созданием запроса на слияние автоматически запустится проверка «sonarqube-check». Если проверка завершится успешно — проводится ревью кода.
Если проверка имеет негативный исход — задача не рассматривается, пока замечания не будут устранены. После их исправления в ходе ревью, код переносится на тестовый стенд по предоставленной инструкции к задаче (по умолчанию это переустановка модуля pusk.ext), и проводится проверка функционала. В случае возникновения замечаний задача возвращается на доработку.
Перенос доработок
Перенос изменений в файлах происходит только через git. В случае, если нужны настройки или выполнение скриптов, доработка дополняется инструкцией.
Исполнитель реализует доработку и делает запрос на слияние в ветку develop.
После прохождения автоматической проверки кода и ревью доработка переносится на Test.
Происходит тестирование доработки. Если появляются замечания по описанному в задаче функционалу или ломается уже реализованный функционал, то она возвращается на доработку (возвращаемся к шагу 1).
Задача завершается.
Дальнейший перенос происходит по той же схеме, но уже с учетом переноса доработки на следующий сервер только после исправления всех замечаний к функционалу, который может затрагивать несколько доработок.
Организация кода в папке local
Структура каталога выглядит следующим образом:
Допускается
Создание дополнительных модулей
Подключение через автозагрузку каталога классов с соблюдением PSR-4.
Ниже подробнее разберем функционал каждой папки
Activities
Пользовательские блоки для бизнес-процессов
Components
Папка с компонентами. На первом уровне пространство имен должно соответствовать id нашего модуля с которым связан компонент. Они реализуются только на классах (через component.php категорически запрещено).
Js
Содержит расширения (extensions). Используется во всех случаях когда нужен js код, который будет использоваться в нескольких компонентах или для подключения на событиях.
Modules / pusk.ext
Модуль по умолчанию для всех доработок на портале. В случае разработки функционала, который планируется использовать на нескольких порталах мы создаем отдельный модуль.
Agent
Содержит агенты, реализованные в модуле.
Cli
Содержит все консольные скрипты, реализованные на базе пакета symfony/console.
Handler
Содержит обработчики событий. На первом уровне мы создаём папку с id модуля к которому относится событие.
Infrastructure
Содержит все классы, которые используются при установке/удалении модуля или относятся к базовым функциям модуля.
Orm
Содержит классы, которые описывают структуру таблиц в базе данных.
ResultModifier
Содержит классы, которые используются при кастомизации компонентов через шаблон. (См. раздел «templates»).
ServiceLocator
Содержит классы для подмены через сервис локатор.
Php_interface
Данный каталог должен содержать исключительно подключение файлов или конфигурирование объектов. Реализация логики в нем категорически запрещена.
В файле init.php подключаются нужные файлы или модули.
При потребности подмены классов через сервис локатор необходимо использовать файл local/php_interface/include/crm_services.php. В нем реализуется только регистрация классов, вся логика реализуется в пространстве имен Pusk\Ext\ServiceLocator модуля.
Templates
В файле components.php описана логика встройки в компонент перед выводом шаблона. Для мы создаем в папке templates/.default/components/bitrix аналогичную структуру целевого компонента. Для комплексных компонентов вместо файла template.php указывается соответствующий файл.
template.php — содержит только проверку на подключение из ядра (B_PROLOG_INCLUDED). Он нужен для идентификации шаблона и не будет подключаться при его обработке.
result_modifier.php —в этом файле реализуется необходимая логика. Если число строк кода более 5 — она выносится в Pusk\Ext\ResultModifier
Tests
Содержит тесты. Структура соответствует пространству имен тестируемых классов.
Как итог могу сказать, если хотите, чтобы сделанная доработка служила клиенту годами и ее не приходилось править от раза к разу — следуйте правилам разработки. А мы в компании для себя зафиксировали качественную доработку кода как одну из ключевых ценностей.