Прародитель Mac — Macintosh 128k. История создания и начинка

v2o5uiyr8qafg5cgdbsw3l4jhja.png

История компании Apple невероятна: от гаража до одной из самых крупных компаний в мире. Сейчас Apple задает тренды и определяет, что будет модно завтра. Красивая упаковка, «челочка» у смартфона, да и вообще сам смартфон. Может быть, Apple и не были первыми, кто это придумал, но именно они задали на это моду. А история серии компьютеров Mac начиналась с очень интересного гаджета — Macintosh 128k. Давайте посмотрим, как его создавали и что он из себя представлял.

История создания


Разработка Macintosh началась в 1979 году с инициативы Джефа Раскина. Он хотел создать недорогой и удобный персональный компьютер для широких масс. Но перед тем, как набрать команду, необходимо было решить вопрос о названии. Выбор пал на сорт яблок Мекинтош. Во-первых, это был любимый сорт яблок Раскина. А во-вторых, о, неожиданно, это же Apple. На этом этапе у Apple возникли некоторые проблемы с таким названием, поскольку оригинальное название сорта яблок — McIntosh — было частью названия компании McIntosh Laboratory. Решили выбрать всем известный вариант, на который пришлось приобрести права. 

В команду за несколько лет разработки к Раскину попали следующие люди:

  • Билл Аткинсон — инженер и программист, работал над графическим пользовательским интерфейсом и инструментами для работы с графикой на Macintosh;
  • Крис Эспиноса — программист, участвовал в разработке операционной системы и многих программ. Попал в Apple в возрасте 14 лет и остаётся её сотрудником по сей день;
  • Баррелл Смит — инженер и программист, разработчик материнской платы;
  • Джордж Кроу — инженер, работал над аналоговыми платами. Также Кроу повлиял на решение снабдить компьютер 3,5 дюймовым дисководом;
  • Сюзен Кэр — графический дизайнер, работала над интерфейсом;
  • Гай Кавасаки — маркетолог;
  • Даниэль Коттке — инженер, занимался работой над клавиатурой Macintosh и созданием прототипа компьютера;  
  • Джерри Мэнок — дизайнер, работал над дизайном Macintosh;
  • Андреа Каннингем — стратегический маркетолог, работала над запуском Macintosh;  
  • Джоанна Хоффман — работала над маркетингом, написала первое руководство по пользовательскому интерфейсу;
  • Брюс Хорн — программист, работал над многими программами для Macintosh;
  • Энди Херцфельд — проектировщик Macintosh. 

Всего в команде работало порядка 30 людей. Многие члены команды попали в неё из других проектов Apple: Lisa, Apple 2 и других. В 1981 году проект покинул Раскин из-за конфликта со Стивом Джобсом, который затем занял его место. 
bad878b1528f6c5d5fde16439ad2b0d2.png

Слева направо: Джордж Кроу, Джоанна Хоффман, Баррел Смит, Энди Херцфельд, Билл Аткинсон, Джерри Мэнок

Начинка


Системная плата


Системная плата Macintosh была одной из самых интересных частей всего проекта. Её дизайн прошел через некоторое количество итераций: в процессе разработки Баррелл Смит переделывал материнскую плату несколько раз, прежде чем получить финальную версию. 
7619aa61fb957fa9547271bd5037be03.png

Финальная версия материнской платы Macintosh 128K

Первая версия материнской платы была разработана в конце 1979 года на основе спецификации Джефа Раскина. Она имела микропроцессор Motorola 6809E, 64 КБ RAM и поддержку черно-белого дисплея разрешением 256×256. С самых первых конструкций Баррелл использовал микросхемы марки PAL от MMI, небольшие программируемые чипы, представляющие собой практически чистое воплощение идеи ДНФ (Дизъюнктивная Нормальная Форма). Из-за использования PAL в качестве своеобразного «системного клея» на плате было очень мало микросхем. 

22b439faa05830ed1c7ae6beccf642c7.png

Микропроцессор 6809 имел всего-навсего 16-разрядное адресное пространство, что сильно ограничивало систему. Билл Аткинсон проделал невероятную работу над графическим пакетом в проекте Lisa, имевшим процессор Motorola 68000 с емкими 32-разрядными регистрами и 24-разрядным адресным пространством. Бад Триббл, в то время программист софта под Mac, начал задаваться вопросом, можно ли в Macintosh использовать процессор 68000 для запуска графических программ Билла. Так в конце 1980 года появилась новая версия платы с 8-мегагерцовым 68000, 64 КБ RAM и поддержкой разрешения 384×256.

Следующей важным изменением являлось появление на плате коммуникационного чипа под названием SCC. SCC поддерживал встроенную локальную сеть, что делало возможным использование AppleTalk без дополнительного оборудования, а также предоставлял хорошие буферизованные последовательные порты с прерываниями и другими аппаратными функциями. Примерно в то же время стало понятно, что 64 КБ оперативной памяти не хватит для поддержки всего набора программного обеспечения, поэтому было принято решение увеличить количество чипов RAM с 8 до 16. Это также позволило улучшить разрешение дисплея до 512×342.

7bfb8138aead98705e535f0fde82b522.png

Чип Zilog Z8530PS, стоявший в плате Macintosh 128K

Уже тогда на плате был специальный чип под названием IWM (Integated Woz Machine), который вмещал все компоненты оригинального контроллера флоппи-дисков Стива Возняка для Apple-II на одной микросхеме. Барреллу хотелось сделать дизайн системы более экономичным и устойчивым к обратному проектированию, поэтому летом 1982 года появилась плата со специальным 64-контактным чипом VLSI, объединяющим большую часть основных компонентов. Компонент назывался IBM (Integrated Burrell Machine). Однако из-за проблем с конструкцией проект признали слишком дорогостоящим и рискованным, и чип IBM заменили набором PAL микросхем.

Финальный вариант материнской платы с основными компонентами:

  1. Motorola MC68000G8 Microprocessor
  2. Fairchild Semiconductor 74LS393 Video Counter
  3. Micron 4264 64 kb RAM (64 kb x 16 chips = 1024 kb, or 128 KB)
  4. Simtek C19728 and C19729 32 KB ROM (32 KB x 2 ICs = 64 KB)
  5. Simtek 344–0041-A «Integrated Woz Machine» Disk Controller
  6. Zilog Z8530PS Serial Communications Controller

7cdc2d5c0c41dd7987e09acdd7fe7675.jpg

Сердцем компьютером был микропроцессор MC68000G8, работающий на частоте 8 МГц, подключенный к 128 КБ RAM. Процессор и видеоадаптер совместно использовали оперативную память. Процедура загрузки и некоторое системное ПО содержалось в дополнительных микросхемах ROM на 64 КБ. В Apple не предполагали возможности обновления объема оперативной памяти. Также не предлагались системные исходники ROM, в отличии от Apple II. 

Периферийные устройства


Встроенный дисплей представлял собой однобитный черно-белый 9-дюймовый (23 см) ЭЛТ с фиксированным разрешением 512×342 пикселей.
31b05b1b06ef479ac11ad83fbcd8d773.png

Расширение и организация сети достигались с использованием двух нестандартных последовательных портов RS-422 DE-9 c названиями «принтер» и «модем», которые не поддерживали аппаратное квитирование. Внешний дисковод для гибких дисков можно было добавить с помощью проприетарного разъема (19-контактный D-sub). Оригинальная клавиатура не имела numpad, клавиш со стрелками и функциональных клавиш: в Apple считали, что наличие этих элементов побудит разработчиков просто переносить свои приложения на Mac, а не разрабатывать новые на основе парадигмы графического интерфейса. В мыши была всего одна кнопка. В компьютере также имелся разъем для наушников. 
b2791c1480a621c16bce08948234e022.png

Задняя крышка оригинального Macintosh 128K с разъемами

Изначально единственный доступным принтером был Apple ImageWriter, но потом спектр возможных устройств расширился: LaserWriter и другие принтеры можно было подключать с помощью AppleTalk.

95ab5b0664d38b5d85e68b39489d0a89.png

Apple ImageWriter

Хранилище


Macintosh имел 3.5-дюймовый дисковод флоппи дисков для 400-килобайтных дискет. Иных компонентов для внутреннего механического хранения не было. Mac OS с самого начала своего существования использовала загрузочные диски, так как объем оперативной памяти был ограничен. К слову, этот диск можно было извлечь (Извлечение корневой файловой системы оставалось необычной функцией классической Mac OS вплоть до System 7). Одной дискеты хватало для хранения системного ПО, приложений и файлов данных, созданных с помощью приложений. Однако более сложные рабочие среды того времени требовали отдельных дисков для документов и установки системы. Из-за ограничений памяти (128 КБ) оригинального Macintosh и емкости в 400 КБ пользователям часто приходилось проводить многочисленные операции с дискетами. Поэтому популярностью пользовались внешние дисководы, механически идентичные внутреннему. «Приятное дополнение» можно было приобрести за 495 долларов США. Жесткие диски сторонних производителей были значительно дороже и обычно подключались к более медленному последовательному порту. Macintosh 128K для хранения мог использовать только оригинальную файловую систему Macintosh (MFS), выпущенную в 1984 году.
d913d8371f8249f9d143de15fc2bf6df.png

Внешний дисковод

Охлаждение 


В первых моделях Macintosh не было вентилятора, вместо этого использовалось конвекционное охлаждение. Благодаря этому машина работала бесшумно. Решение было личной инициативой Стива Джобса, который считал, что шум от вентилятора отвлекает пользователей от работы. Однако такой подход приводил к частой поломке внутренних компонентов, и в 1987 в модели Macintosh SE вентиляторы все-таки появились.

Внешность


Как упоминалось ранее, Macintosh 128k разрабатывался параллельно с Apple Lisa, и это повлияло на его дизайн. С точки зрения внешности, «первый мак» можно назвать младшим братом Lisa. Он обладал меньшим экраном, клавиатурой, корпусом. Ниже подборка основных решений в дизайне Macintosh 128k:
40fce4c125feb16b3d4e337819823899.png

Сходство между двумя компьютерами очевидно: слева Lisa, справа 128k
c9144557971599f2a6340648fef3e9c6.png

Прадедушка с внуком: в первых «мышах» от Apple была только одна кнопка

9a56efe6de7a5dfa6794415845286560.png

Клавиатура без NumPad-а

e65592ab60200feb0aa8cb7b9db0f938.png

А вот и сам моноблок с 3.5-дюймовым дисководом и разъемом для клавиатуры (который на первый взгляд может показаться LAN-разъемом)

e15c0ca021a68abdd89c8ad9c8be0a68.png

И задняя его часть с разъемами и кнопкой питания

953e8b2f9889e6acf3310847012f3675.png

Подписи разработчиков Macintosh 128k

System 1


Операционная система System 1, выпущенная вместе с Macintosh 128k, является родоначальником семейства классических Mac OS, которое просуществовало вплоть до выхода Mac OS X (впоследствии OS X, затем macOS). В System 1 появилось множество новых функций, некоторые из которых и поныне существуют в текущей macOS и других графических операционных системах, таких как Microsoft Windows.

Основные функции операционной системы включались в файловый менеджер и графическую оболочку Finder и строку меню. Именно эти элементы в немалой степени способствовали популяризации графического пользовательского интерфейса и рабочего стола (который в Macintosh 128k использовался по лицензии Xerox PARC).

Из-за ограниченного объема оперативной памяти и отсутствия внутреннего жесткого диска System 1 не поддерживала многозадачность. Хотя существовало несколько небольших приложений, называемых Desk accessories (Будильник, калькулятор, панель управления и другие), которые могли работать, пока другое приложение было загружено. Кроме того, элементы в корзине удалялись безвозвратно при выключении компьютера или при загрузке приложения (при выходе из Finder).

2efa3267794c1b25f813c193d03df7b2.png

Общий размер System 1 составлял около 216 КБ. Система содержала шесть файлов:
  • Finder
  • System (включает Desk accessories)
  • Clipboard
  • Драйвер принтера Imagewriter
  • Scrapbook
  • Note Pad

Выпуск


22 января 1984 года на канале CBS вышел рекламный ролик Macintosh 128k, который обыгрывал антиутопию »1984». В нем люди сидят перед большим синим экраном и слушают пропагандистскую речь о праздновании годовщины «Information Purification Directives» (Инструкция по информационной очистке). Во время этой речи в зал вбегает женщина и, во время фразы с экрана «Мы победим», бросает молот в экран. Ролик заканчивается следующими титрами:

On January 24th, Apple Computer will introduce Macintosh. And you«ll see why 1984 won«t be like »1984»

Или

24 января Apple Computer представит вам Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет таким, как »1984»

www.youtube.com/watch? v=2zfqw8nhUwA&ab_channel=RobertCole

Как и обещано в ролике, продажи стартовали через два дня, 24 января. Стоимость на момент релиза составляла 2495 доллара или примерно 6415,43 доллара на курс декабря 2020 (по данным statbureau.org). К 3 мая 1984 года было продано 70000 единиц Macintosh 128k. Что примечательно, сейчас на avito.ru «первый мак» можно урвать за 250 тысяч рублей. 

fdf47d8ecc0b6f6b0ae3c91e8b65f5d8.png

Но, возможно, где-то можно купить дешевле!  

Общество по-разному отреагировало на новинку. Кто-то считал его революционным творением, а кто-то переоцененным. Так или иначе, Macintosh стал первым крупным коммерческим успехом Apple. И ещё один факт на злобу дня: в комплекте к ПК шла клавиатура и мышь=)

Эмулятор


Самый простой способ взглянуть на Macintosh — воспользоваться эмулятором. Конечно, можно потратиться на ПК выше, но проще воспользоваться бесплатными онлайн-эмуляторами. На archive.org размещена библиотека из 184 эмуляторов программ, которые можно запустить прямо в браузере.
433d81bf0566ff5549973a2973e5a73f.png

Стоит сказать, что большинство программ в архиве предназначены для более поздних версий Macintosh, поэтому мы протестируем программы 1984 года. 
0f9949039b6e4ee77a35537d4e380dd8.png

Текстовый редактор для Macintosh — MacWriter. Отдаленно он напоминает современный Word. В нем есть возможность поиска по файлу, редактирования формата страницы (в эмуляторе не работает, т.к. нет принтера). MacWriter поддерживает 5 размеров шрифта (9, 12, 14, 18 и 24), 6 стилей написания, 3 вида шрифта (Chicago, Geneva, Monaco), 4 типа выравнивания и 3 межстрочного интервала. 

На первые Macintosh поставлялся MS Basic 1.00.00. Программа выглядела как-то так:

3bce4c407f54025922525de149fd6fea.png

Следующая программа называется MacDraft — это своеобразный предок AutoCAD. Она предназначалась для создания двумерных чертежей. К сожалению, при попытке создать новый супермодный и супер минималистичный логотип для хабра, программа, а точнее эмулятор, завис. 
483d8c90f8b34d6d3923258e001cd6e4.png

В архиве также присутствует несколько игр:

 

f3545893aa870e4c16fad13989b7ab4c.png

Airborne! — аркадная игра, суть которой — сбивать вертолеты. Интересно, была ли идея игры навеяна определенными военными событиями…
e66d3452aeaefee00b8fd4d7bcdd9a7d.png

Enchanted Scepters — квест

9f3ada55328c0b3bc69d4303bc1146b0.png

Hitchhiker’s Guide To The Galaxy — интерактивная игра-читалка

4b1a13e4f49030ae533c26d6f80c9917.png

Lode Runner — необходимо собрать все мешочки и при этом не попасться


Купить VDS-хостинг с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой у хостинга Маклауд.

gjzshmojh-bmnbzvfsre9se1eta.png

© Habrahabr.ru