Практический опыт использования региональной технологической платформы/создание системы МФЦ
Идея использования технологического платформенного решения не нова. В течение последних лет в Татарстане проводится работа по созданию региональной платформы, преследующей следующие основные цели: сокращение расходов государственного бюджета, сокращение сроков реализации информационных систем без потери качества, стандартизация стек используемых технологических решений.
В статье Центр цифровой трансформации Татарстана рассказывает о рассмотрении опыта и проблемах развертывания реализованной информационной системы на региональной технологической платформе субъекта Российской Федерации.
Региональная технологическая платформа Республики Татарстан (далее — Платформа) представляет собой интегрированную программно-аппаратную среду, имеющую компонентную структуру, и предоставляет пользователям возможность использования инструментов разработки, внедрения и сопровождения прикладных информационных систем через управление проектом в едином информационном пространстве.
В Платформе на основе преимущественно открытого программного обеспечения реализованы сервисы, которые примерно в 80% случаях имеются во всех государственных информационных системах (например, аутентификация, управления пользователями, логирование, журналирование, отчетность, отправка уведомлений, средства информационной безопасности и т.д.). В связи с этим разработчикам информационных систем предлагается использовать подобные разработанные на Платформе модули в виде сервисов, а в самом приложении реализовывать бизнес-логику.
Наряду с созданием сервиса с нуля с использованием возможностей Платформы имеется возможность развертывания готовых программных продуктов. Первым таким проектом, разработанным внешним вендором, стала новая информационная система для многофункциональных центров Республики Татарстан (далее — Система МФЦ).
Поскольку внедрение и сопровождение прикладных информационных систем в Платформе осуществляется через управление проектом, на начальной стадии администратором Платформы был создан проект, доступ к которому был предоставлен команде разработки Системы МФЦ в соответствии с ролевой моделью Платформы.
После изучения предоставленных на ознакомление руководств разработчик «Системы МФЦ» добавил необходимые для проекта модули, реализованные на платформе, и самостоятельно создал стенды с необходимыми ресурсами. Уже на этом этапе из-за автоматизации процесса появилась экономия временных ресурсов на реализацию проекта.
Далее разработчик Системы МФЦ загрузил готовый код на стенд разработки, и после тестирования, а также проведения приемо-сдаточных испытаний, началась опытная эксплуатация уже на продуктивном стенде в защищенном контуре центра обработки данных. Более 1 тыс. пользователей системы после соответствующего обучения начали работу в новой системе.
Поскольку Система МФЦ реализована на микросервисной архитектуре (Kubernetes), вендору было не сложно развернуть программное обеспечение и использовать реализованные на платформе сервисы, а также дополнительно использовать развернутые на виртуальных машинах сервисы (Asterisk и Биктрикс).
Помимо работы в проекте вендор также косвенно взаимодействует и с технологическими модулями Платформы, обеспечивающими, например, балансировку и маршрутизацию запросов, управление инфраструктурой, оркестрацию контейнеров и др., хотя их администрированием занимаются разработчики Платформы.
Конечно, описанный процесс не был безоблачным и сопровождался сложностями:
Из-за сжатых сроков реализации проекта у разработчиков Системы МФЦ на первом этапе возникало много вопросов по работе с платформой;
Выявлялись технические проблемы и ограничения (например, на размер загружаемого файла), для решения которых к процессу подключалась команда разработки Платформы;
Возникали спорные ситуации из-за недопонимания сторон относительно того, где заканчивается сфера работы разработчика Системы МФЦ и начинается зона ответственности команды прикладной платформы;
Из-за увеличения количества задействованных сторон увеличилось количество времени на проведение настроек сетевой связанности, серверов балансировки, межсетевого экрана, что объяснимо, поскольку это был первый случай реализации такого проекта.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Блокирующие работу технические проблемы не возникали;
Несмотря на ограничения, работа с региональной Платформой не вызвала негативного отношения у разработчика Системы МФЦ;
Разработчик Системы МФЦ получил доступ к использованию сервисов Платформы и обучился работе с ней;
Система МФЦ работает стабильно;
Экономия временных ресурсов в данном проекте была потрачена на взаимодействие команд по уточнению действий на Платформе и решение возникающих проблем службой технической поддержки Платформы;
Заказчик системы удостоверился в совместимости Платформы с готовой информационной системой внешнего разработчика для принятия решения о возможности переноса иных проектов на работу с Платформой;
Разработчик Платформы выявил и устранил проблемы, которые могут отразиться на сроках размещения новых информационных систем и сервисов;
Для организации работы Системы МФЦ на принципах региональной платформы и, соответственно, широкого использования сервисов Платформы потребуется настройка взаимодействия с некоторыми модулями Платформы (например, с модулем авторизации и аутентификации пользователей).
Для реализации последующих проектов может быть важно следующее:
Заблаговременное предоставление разработчику информационной системы документации для работы с прикладной платформой, в том числе, проведение установочных встреч и первичных консультаций;
Создание подробного регламента взаимодействия разработчика информационной системы и сотрудников, разрабатывающих и поддерживающих Платформу, определив уровень и границы ответственности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование Платформы в перспективе может быть полезным в решении озвученных выше задач.
Применение указанного подхода предоставит большие возможности для современного государственного управления, помогая повысить его эффективность за счет установления единых подходов к разработке и поддержке информационных систем, ведения документации, переиспользования данных, применения актуальных и современных технологий.
Но главным преимуществом, на наш взгляд, является гарантия прохождения архитектурного надзора создающихся решений, а также контроль наличия исходных кодов/артефактов системы и технологии сборки и развертывая. Во многом именно это гарантирует теологическую независимость как от конкретных программных продуктов, так и разработчиков отдельных решений.