Практические задачи по Java — для курсов и прочих занятий


Несколько вводных слов


Последние несколько лет я читаю курс по программированию на Java. Со временем он менялся — то добавлялись, то выкидывались разные части, менялась последовательность тем, менялся подход к построению плана самих занятий, и так далее. То есть, курс совершенствовался. Одной из основных проблем, возникших при подготовке курса — это задачи. О них и пойдёт речь.

Дело в том, что каждое моё занятие состоит из двух частей. На первой я выступаю в роли лектора — рассказываю с примерами кода о какой-то новой теме (классы, наследование, дженерики и так далее). Вторая часть — практическая. Очевидно, что нет смысла просто рассуждать о программировании, надо программировать. Приоритет на занятиях — решение задач, то есть программирование чего-то как-то. Программирование на занятиях отличается от программирования дома, так как на занятиях можно задать вопрос, показать код, получить быструю оценку кода, комментарии по улучшению, исправлению написанного. Очень легко было найти задачи для самых первых занятий. Задачи на циклы, условные операторы, и ООП (к примеру, написать класс «Собака» или класс «Вектор»). Сервисы вроде leetcode позволяют даже проверить правильность решения таких задач сразу, онлайн. Но какие задачи дать студентам на занятии, которое было посвящено коллекциям? Потокам? А аннотациям? За несколько лет я придумал, или переработал несколько таких задач, и эта статья, по сути, является сборником этих задач (к некоторым задачам прилагается решение).
Конечно, все задачи уже где-то появлялись. Однако, эта статья ориентирована на преподавателей курсов по программированию (для языков, похожих на Java, большинство задач подойдёт), или тех, кто преподаёт программирование частным образом. Эти задачи можно использовать «из коробки» на своих занятиях. Изучающие Java тоже могут попробовать решать их. Но такие решения требуют сторонней проверки и оценки.

Некоторые самые простые задачи, которые уже десятилетия все используют, я тоже включил в эту статью. Пожалуй, для того, чтобы не начинать сразу с абстрактных классов.

Любые идеи и пожелания приветствуются!

Список задач


Основы


1.0. Максимальное, минимальное и среднее значение
1.1 Сортировка массива
1.2 Поиск простых чисел
1.3 Удаление из массива

Основы ООП


2.0 Проектирование и создание класса, описывающего вектор
2.1 Генерация случайного элемента с весом
2.2 Связный список

Рекурсия


3.0 Двоичный поиск
3.1 Найти корень уравнения
3.2 Бинарное дерево поиска

Наследование


4.0 Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры
4.1 Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры — 2
4.2 Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры — 3
4.3 Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры — 4

Строки


5.0 Частотный словарь букв

Абстрактные классы и интерфейсы


6.0. Конвертер температур
6.1. Stringbuilder с поддержкой операции undo
6.2. Stringbuilder с возможностью отслеживания состояния (паттерн наблюдатель)
6.4. Заполнение массива с помощью Function

Коллекции


7.0. Частотный словарь слов
7.1. Коллекция без дубликатов
7.2. AraryList и LinkedList
7.3. Написать итератор по массиву
7.4. Написать итератор по двумерному массиву
7.5. Ещё более сложный итератор
7.6. Итератор по двум итераторам
7.7. Подсчёт элементов
7.8. Поменять ключи и значения в Map

Многопоточность


8.0. Состояния
8.1. Синхронизация потоков
8.2. Производитель-потребительt

Аннотации


9.0. Своя аннотация — создание и использование с помощью reflection

Итоговые и прочие задания


10.0. Количество дорожных ограничений
10.1. Поиск по Википедии. В консольной программе
10.2. Итоговое задание — консольная утилита для скачивания файлов по HTTP
10.3. Итоговое задание — погодный Telegram-бот
10.4. Итоговое задание — распознавание рукописных цифр

Основы


1.0. Максимальное, минимальное и среднее значение


Задача:

Заполните массив случайным числами и выведете максимальное, минимальное и среднее значение.

Для генерации случайного числа используйте метод Math.random (), который возвращает значение в промежутке [0, 1].

Решение:

public static void main(String[] args) {

        int n = 100;
        double[] array = new double[n];
        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            array[i] = Math.random();
        }

        double max = array[0]; // Массив не должен быть пустым
        double min = array[0];
        double avg = 0;
        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            if(max < array[i])
                max = array[i];
            if(min > array[i])
                min = array[i];
            avg += array[i]/array.length;
        }

        System.out.println("max = " + max);
        System.out.println("min = " + min);
        System.out.println("avg = " + avg);
    }


1.1. Реализуйте алгоритм сортировки пузырьком для сортировки массива


Решение:

        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            for (int j = 0; j < array.length - 1; j++) {
                if (array[j] > array[j + 1]) {
                    double temp = array[j];
                    array[j] = array[j + 1];
                    array[j + 1] = temp;
                }
            }
        }

        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            System.out.println(array[i]);
        }


1.2. Поиск простых чисел


Задача:

Напишите программу, которая выводит на консоль простые числа в промежутке от [2, 100].
Используйте для решения этой задачи оператор »%» (остаток от деления) и циклы.

Решение:

        for(int i = 2; i <= 100; i ++){
            boolean isPrime = true;

            for(int j = 2; j < i; j++){
                if(i % j == 0){
                    isPrime = false;
                    break;
                }
            }

            if(isPrime){
                System.out.println(i);
            }
        }


Или, используя циклы с метками:

        out_for:
        for (int i = 2; i <= 100; i++) {
            for (int j = 2; j < i; j++) {
                if (i % j == 0) {
                    continue out_for;
                }
            }
            System.out.println(i);
        }


1.3. Удаление из массива


Задача:

Дан массив целых чисел и ещё одно целое число. Удалите все вхождения этого числа из массива (пропусков быть не должно).

Решение:

    public static void main(String[] args) {
        int test_array[] = {0,1,2,2,3,0,4,2};
        /*
            Arrays.toString:
            см. https://docs.oracle.com/javase/7/docs/api/java/util/Arrays.html
         */
        System.out.println(Arrays.toString(removeElement(test_array, 3)));
    }

    public static int[] removeElement(int[] nums, int val) {
        int offset = 0;

        for(int i = 0; i< nums.length; i++){
            if(nums[i] == val){
                offset++;
            } else{
                nums[i - offset] = nums[i];
            }
        }

        // Arrays.copyOf копирует значение из массива nums в новый массив
        // с длинной nums.length - offset
        return Arrays.copyOf(nums, nums.length - offset);
    }


Можно написать метод для «отрезания хвоста» массива и самостоятельно, но стоит отметить, что стандартный метод будет работать быстрее:

public static int[] removeElement(int[] nums, int val) {
        int offset = 0;

        for(int i = 0; i< nums.length; i++){
            if(nums[i] == val){
                offset++;
            } else{
                nums[i - offset] = nums[i];
            }
        }

        int[] newArray = new int[nums.length - offset];
        for(int i = 0; i < newArray.length; i++){
            newArray[i] = nums[i];
        }
        return newArray;
    }


Впрочем, если идти таким путём, то можно сначала создать массив нужной длины, а потом уже заполнить его:

public static int[] removeElement(int[] nums, int val) {
        int count = 0;

        // Сначала вычислим длину нового массива
        for (int i = 0; i < nums.length; i++) {
            if (nums[i] != val) {
                count++;
            }
        }

        int[] newArray = new int[count];
        int offset = 0;

        // Далее всё как в прошлых решениях,
        // только запись идёт в новый массив
        for(int i = 0; i< nums.length; i++){
            if(nums[i] == val){
                offset++;
            } else{
                newArray[i - offset] = nums[i];
            }
        }

        return newArray;
    }

2.0. Проектирование и создание класса, описывающего вектор


Задача:

Создайте класс, который описывает вектор (в трёхмерном пространстве).

У него должны быть:

  • конструктор с параметрами в виде списка координат x, y, z
  • метод, вычисляющий длину вектора. Корень можно посчитать с помощью Math.sqrt ():

    $\sqrt{x^2 + y^2 + z^2}$

  • метод, вычисляющий скалярное произведение:

    $x_1x_2 + y_1y_2 + z_1z_2$

  • метод, вычисляющий векторное произведение с другим вектором:

    $(y_1z_2 - z_1y_2, z_1x_2 - x_1z_2, x_1y_2 - y_1x_2)$

  • метод, вычисляющий угол между векторами (или косинус угла): косинус угла между векторами равен скалярному произведению векторов, деленному на произведение модулей (длин) векторов:

    $\frac{(a,b)}{|a| \cdot |b|}$

  • методы для суммы и разности:

    $(x_1 + x_2, y_1 + y_2, z_1 + z_2)$

    $(x_1 - x_2, y_1 - y_2, z_1 - z_2)$


  • статический метод, который принимает целое число N, и возвращает массив случайных векторов размером N.


Если метод возвращает вектор, то он должен возвращать новый объект, а не менять базовый. То есть, нужно реализовать шаблон «Неизменяемый объект»

Решение:

public class Vector {
    // Три приватных поля
    private double x;
    private double y;
    private double z;

    // С тремя параметрами
    public Vector(double x, double y, double z) {
        this.x = x;
        this.y = y;
        this.z = z;
    }

    // Длина вектора. Корень из суммы квадратов
    public double length() {
        return Math.sqrt(x * x + y * y + z * z);
    }

    // метод, вычисляющий скалярное произведение
    public double scalarProduct(Vector vector) {
        return x * vector.x + y * vector.y + z * vector.z;
    }

    // метод, вычисляющий векторное произведение
    public double crossProduct(Vector vector) {
        return x * vector.x + y * vector.y + z * vector.z;
    }

    // Косинус между двумя векторами
    public double cos(Vector vector) {
        // Для вычисления длины и произведения используются
        //методы multiply и length
        return scalarProduct(vector) / (length() * vector.length());
    }

    public Vector summation(Vector vector) {
        return new Vector(
                x + vector.x,
                y + vector.y,
                z + vector.z
        );
    }

    public Vector subtraction(Vector vector) {
        return new Vector(
                x - vector.x,
                y - vector.y,
                z - vector.z
        );
    }

    public static Vector[] generate(int n){
        Vector[] vectors = new Vector[n];
        for(int i =0; i < n; i++){
            vectors[i] = new Vector(Math.random(), Math.random(), Math.random());
        }
        return vectors;
    }

    @Override
    public String toString() {
        return "Vector{" +
                "x=" + x +
                ", y=" + y +
                ", z=" + z +
                '}';
    }
}


Использовать этот класс можно так:

public static void main(String[] args) {
        Vector[] vectors = Vector.generate(10);
        System.out.println(vectors[0]);
        System.out.println(vectors[1]);
        System.out.println(vectors[0].length());
        System.out.println(vectors[0].scalarProduct(vectors[1]));
        System.out.println(vectors[0].crossProduct(vectors[1]));
        System.out.println(vectors[0].cos(vectors[1]));
        System.out.println(vectors[0].summation(vectors[1]));
        System.out.println(vectors[0].subtraction(vectors[1]));
    }


Это решение можно обобщить и написать класс Vector для произвольной размерности:

public class Vector {

    // теперь не три координаты, а массив координат
    private double values[];

    public Vector(double[] values) {
        this.values = values;
    }

    // Длина вектора. Корень из суммы квадратов
    public double length() {
        double sum = 0;
        for (int i = 0; i < values.length; i++) {
            sum += values[i] * values[i];
        }
        return Math.sqrt(sum);
    }

    // метод, вычисляющий скалярное произведение
    public double scalarProduct(Vector vector) {
        double res = 0;

        for (int i = 0; i < values.length; i++) {
            res += values[i] * vector.values[i];
        }
        return res;
    }

    // для многомерных не определено
    //    public double crossProduct(Vector vector) {
    //        
    //    }

    // Косинус между двумя векторами
    public double cos(Vector vector) {
        return scalarProduct(vector) / (length() * vector.length());
    }

    public Vector summation(Vector vector) {
        double[] another = new double[values.length];

        for (int i = 0; i < values.length; i++) {
            another[i] = values[i] + vector.values[i];
        }
        return new Vector(another);
    }

    public Vector subtraction(Vector vector) {
        double[] another = new double[values.length];

        for (int i = 0; i < values.length; i++) {
            another[i] = values[i] - vector.values[i];
        }
        return new Vector(another);
    }

    // Вспомогательный метод
    private static double[] generateRandomArray(int length) {
        double[] array = new double[length];
        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            array[i] = Math.random();
        }
        return array;
    }

    public static Vector[] generate(int n, int dimension) {
        Vector[] vectors = new Vector[n];
        for (int i = 0; i < n; i++) {
            vectors[i] = new Vector(generateRandomArray(dimension));
        }
        return vectors;
    }
}

2.1. Генерация случайного элемента с весом


Задача:

Напишите класс, конструктор которого принимает два массива: массив значений и массив весов значений.
Класс должен содержать метод, который будет возвращать элемент из первого массива случайным образом, с учётом его веса.
Пример:
Дан массив [1, 2, 3], и массив весов [1, 2, 10].
В среднем, значение »1» должно возвращаться в 2 раза реже, чем значение »2» и в десять раз реже, чем значение »3».

Решение:

/*
    Решение основывается на геометрической идее:
    Будем считать, что веса — это длины некоторых отрезков.
    Тогда надо "уложить" все отрезки в один общий,
    генерировать случайное значение из этого общего отрезка,
    определять в какой из наших отрезков попало значение:
    |-|--|----------|
    0-1--3----------13
              ^ 
              
 */
class RandomFromArray {
    private int[] values; // значения
    private int[] weights; // веса
    private int[] ranges; // левые границы отрезков
    private int sum; // общая длина всех отрезков

    public RandomFromArray(int[] values, int[] weights) {
        this.values = values;
        this.weights = weights;
        ranges = new int[values.length];

        // Сумма длин всех отрезков
        sum = 0;
        for (int weight : weights) {
            sum += weight;
        }

        // Заполняем ranges, левыми границами
        int lastSum = 0;
        for (int i = 0; i < ranges.length; i++) {
            ranges[i] = lastSum;
            lastSum += weights[i];
        }
    }

    /*
        Массив ranges уже заполнен, так что остаётся
        сгенерировать значение в промежутке [0;sum],
        и найти отрезок, содержащий это значение:
     */
    public int getRandom() {
        int random = (int) (Math.random() * (sum - 1));

        int ourRangeIndex = 0;
        for (int i = 0; i < ranges.length; i++) {
            if (ranges[i] > random) {
                break;
            }
            ourRangeIndex = i;
        }

        return values[ourRangeIndex];
    }
}


Но, так как массив ranges отсортирован, то можно (и нужно) использовать бинарный поиск:

public int getRandom() {
        int random = (int) (Math.random() * (sum - 1));

        int index = Arrays.binarySearch(ranges, random);
        return values[index >= 0 ? index : -index - 2];
    }


Есть ещё один вариант решения этой задачи. Можно создать массив, размер которого равен сумме всех весов. Тогда выбор случайного элемента сводится к генерации случайного индекса. То есть, если дан массив значений [1, 2, 3], и массив весов [1, 2, 10], то можно сразу создать массив [1, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3] и извлекать из него случайный элемент:

class RandomFromArray {
    private int[] extended_values; // значения

    public RandomFromArray(int[] values, int[] weights) {
        // Сумма длин всех отрезков
        int sum = 0;
        for (int weight : weights) {
            sum += weight;
        }

        extended_values = new int[sum];
        int cursor = 0;

        for(int i = 0; i < weights.length; i++){
            for(int j = 0; j < weights[i]; j++){
                extended_values[cursor++] = values[i];
            }
        }
    }

    /*
        Массив extended_values уже заполнен,
        так что остаётся сгенерировать значение в промежутке
        [0; extended_values.length)
     */
    public int getRandom() {
        int random = (int) (Math.random() * ( extended_values.length - 1));
        return extended_values[random];
    }
}


У этого решения есть преимущество — время извлечения случайного элемента O (1), в отличии от log (n) в предыдущем решении. Однако требует много памяти:

$O(\sum_{}{n})$

2.2. Связный список


Еще одна задача, которую я часто даю — реализация связного списка. Её можно давать в самом простом виде (реализовать только add () и get ()), а можно попросить реализовать java.util.List.
Я не буду подробно на этом останавливаться, много статей о реализации связного списка на Java есть на Хабре, к примеру эта:
Структуры данных в картинках. LinkedList

3.0. Двоичный поиск


Задача:

Напишите метод, который проверяет, входит ли в массив заданный элемент или нет.
Используйте перебор и двоичный поиск для решения этой задачи.
Сравните время выполнения обоих решений для больших массивов (например, 100000000 элементов).
Решение:

    /*
        Просто перебираем, пока не найдет.
        Если ничего не найдём, вернём -1
     */
    public static int bruteForce(double[] array, double key) {
        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            if (array[i] == key)
                return i;
        }
        return -1;
    }

    /*
        Двоичный поиск
     */
    public static int binarySearchRecursively(double[] sortedArray, double key) {
        return binarySearchRecursively(sortedArray, key, 0, sortedArray.length);
    }

    /**
     * Вспомогательный метод для {@link #binarySearchRecursively(double[], double)}
     *
     * Будем делить отрезок пополам, но не копировать, а просто "сдвигать границы", 
     * и вызывать этот же метод рекурсивно. Для этого используем low и high
     *
     * @param sortedArray сортированный массив
     * @param key искомое значение
     * @param low от какого значения ищем
     * @param high до какого значения ищем
     * @return индекс элемента
     */
    private static int binarySearchRecursively
                    (double[] sortedArray, double key, int low, int high) {
        int middle = (low + high) / 2; // середина

        if (high < low) { // больше делить нечего
            return -1;
        }

        if (key == sortedArray[middle]) { // если нашёлся
            return middle;
        } else if (key < sortedArray[middle]) { // ищем в левой половине
            return binarySearchRecursively(
                    sortedArray, key, low, middle - 1);
        } else {
            return binarySearchRecursively( // ищем в правой половине
                    sortedArray, key, middle + 1, high);
        }
    }

    // Вспомогательный метод для тестов
    private static double[] generateRandomArray(int length) {
        double[] array = new double[length];
        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            array[i] = Math.random();
        }
        return array;
    }

    public static void main(String[] args) {
        double[] array = generateRandomArray(100000000);
        Arrays.sort(array); // нужно сначала отсортировать

        /*
            Строго говоря,
            измерять время выполнения так не совсем корректно,
            лучше использовать benchmarks
            см. https://habr.com/ru/post/349914/
            Но масштаб будет понятен
         */
        long time = System.currentTimeMillis(); // текущее время, unix-time
        bruteForce(array, 0.5);
        System.out.println(System.currentTimeMillis() - time);

        time = System.currentTimeMillis();
        binarySearchRecursively(array, 0.5);
        System.out.println(System.currentTimeMillis() - time);
    }


3.1. Найти корень уравнения


Задача:

Найдите корень уравнения

$cos(x^5) + x^4 - 345.3 * x - 23 = 0$

на отрезке [0; 10] с точностью по x не хуже, чем 0.001. Известно, что на этом промежутке корень единственный.
Используйте для этого метод деления отрезка пополам (и рекурсию).

Решение:

    // вспомогательный метод
    public static double func(double x){
        return Math.cos(Math.pow(x, 5)) + Math.pow(x, 4) - 345.3 * x - 23;
    }

    // решить уравнение
    public static double  solve(double start, double end){
        if(end - start <= 0.001){
            return start;
        }

        double x = start + (end - start) / 2;

        if(func(start) * func(x) > 0){
            return solve(x, end);
        } else {
            return solve(start, x);
        }
    }

    public static void main(String[] args) {
        System.out.println(solve(0, 10)); 
    }


Замечание: если мы хотим добиться нужной точности не по x, по y, то условие в методе следует переписать:

        if(Math.abs(func(start)- func(end)) <= 0.001){
            return start;
        }


Маленькая хитрость: учитывая, что множество значений double конечно (есть два соседних значения, между которыми нет ни одного значения double), условие выхода из рекурсии переписать так:

        double x = start + (end - start) / 2;
        if(x == end || x == start){
            return x;
        }


Таким образом получим максимальную точность, которую вообще можно получить, используя этот подход.

3.2. Бинарное дерево поиска


Реализация бинарного дерева поиска — отличная задача. Я обычно даю её, когда заходит разговор про рекурсию.
Об этом я тоже много писать не буду, есть много статей/реализаций самого разного вида:
Структуры данных: бинарные деревья.
Бинарное дерево, быстрая реализация
Реализация на Java хешированного бинарного дерева

Наследование


4.0. Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры


Задача:

Реализуйте иерархию классов:

nvz4_bfb6ynl1ly2bbwzy58qwca.png
Класс Box является контейнером, он можем содержать в себе другие фигуры. Метод add () принимает на вход Spahe. Нужно добавлять новые фигуры до тех пор, пока для них хватаем места в Box (будем считать только объём, игнорируя форму. Допустим, мы переливаем жидкость). Если места для добавления новой фигуры не хватает, то метод должен вернуть false.

Решение:

class Shape {
    private double volume;

    public Shape(double volume) {
        this.volume = volume;
    }

    public double getVolume() {
        return volume;
    }
}

class SolidOfRevolution extends Shape {
    private double radius;

    public SolidOfRevolution(double volume, double radius) {
        super(volume);
        this.radius = radius;
    }

    public double getRadius() {
        return radius;
    }
}

class Ball extends SolidOfRevolution { // конкретный класс
    public Ball(double radius) {
        super(Math.PI * Math.pow(radius, 3) * 4 / 3, radius);
    }
}

class Cylinder extends SolidOfRevolution { // конкретный класс
    private double height;

    public Cylinder(double radius, double height) {
        super(Math.PI * radius * radius * height, radius);
        this.height = height;
    }
}

class Pyramid extends Shape{
    private double height;
    private double s; // площадь основания

    public Pyramid(double height, double s) {
        super(height * s * 4 / 3);
        this.height = height;
        this.s = s;
    }
}


class Box extends Shape {
    private ArrayList shapes = new ArrayList<>();
    private double available;

    public Box(double available) {
        super(available);
        this.available = available;
    }

    public boolean add(Shape shape) {
        if (available >= shape.getVolume()) {
            shapes.add(shape);
            available -= shape.getVolume();
            return true;
        } else {
            return false;
        }
    }
}

public class Main {

    public static void main(String[] args) {
        Ball ball = new Ball(4.5);
        Cylinder cylyinder = new Cylinder(2, 2);
        Pyramid pyramid = new Pyramid(100, 100);

        Box box = new Box(1000);

        System.out.println(box.add(ball)); // ok
        System.out.println(box.add(cylyinder)); // ok
        System.out.println(box.add(pyramid)); // failed
    }
}


Чтобы к этой задаче не возвращаться, далее описывается еще несколько вариаций этой задачи.

4.1. Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры — 2


Задача:

Реализуйте ту же иерархию классов, но сделав некоторые классы абстрактными.

Решение:

abstract class Shape {
    public abstract double getVolume();
}

abstract class SolidOfRevolution extends Shape {
    protected double radius;

    public SolidOfRevolution(double radius) {
        this.radius = radius;
    }

    public double getRadius() {
        return radius;
    }
}

class Ball extends SolidOfRevolution { // конкретный класс

    @Override
    public double getVolume() {
        return Math.PI * Math.pow(radius, 3) * 4 / 3;
    }

    public Ball(double radius) {
        super(radius);
    }
}

class Cylinder extends SolidOfRevolution { // конкретный класс
    private double height;

    public Cylinder(double radius, double height) {
        super(radius);
        this.height = height;
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        return Math.PI * radius * radius * height;
    }
}

class Pyramid extends Shape {
    private double height;
    private double s; // площадь основания

    public Pyramid(double height, double s) {
        this.height = height;
        this.s = s;
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        return height * s * 4 / 3;
    }
}


class Box extends Shape {
    private ArrayList shapes = new ArrayList<>();
    private double available;
    private double volume;

    public Box(double available) {
        this.available = available;
        this.volume = available;
    }

    public boolean add(Shape shape) {
        if (available >= shape.getVolume()) {
            shapes.add(shape);
            available -= shape.getVolume();
            return true;
        } else {
            return false;
        }
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        return volume;
    }
}

public class Main {

    public static void main(String[] args) {
        Ball ball = new Ball(4.5);
        Cylinder cylyinder = new Cylinder(2, 2);
        Pyramid pyramid = new Pyramid(100, 100);

        Box box = new Box(1000);

        System.out.println(box.add(ball)); // ok
        System.out.println(box.add(cylyinder)); // ok
        System.out.println(box.add(pyramid)); // failed

    }
}


4.2. Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры — 3


Задача:

Реализуйте ту же иерархию классов, но использовав интерфейсы.
Дополнительно, студентам предлагается реализовать интерфейс Comparable.

Решение:

interface Shape extends Comparable{
    double getVolume();

    @Override
    default int compareTo(Shape other) {
        return Double.compare(getVolume(), other.getVolume());
    }
}

abstract class SolidOfRevolution implements Shape {
    protected double radius;

    public SolidOfRevolution(double radius) {
        this.radius = radius;
    }

    public double getRadius() {
        return radius;
    }
}

class Ball extends SolidOfRevolution { // конкретный класс

    @Override
    public double getVolume() {
        return Math.PI * Math.pow(radius, 3) * 4 / 3;
    }

    public Ball(double radius) {
        super(radius);
    }
}

class Cylinder extends SolidOfRevolution { // конкретный класс

    private double height;

    public Cylinder(double radius, double height) {
        super(radius);
        this.height = height;
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        return Math.PI * radius * radius * height;
    }
}

class Pyramid implements Shape {
    private double height;
    private double s; // площадь основания

    public Pyramid(double height, double s) {
        this.height = height;
        this.s = s;
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        return height * s * 4 / 3;
    }
}


class Box implements Shape {
    private ArrayList shapes = new ArrayList<>();
    private double available;
    private double volume;

    public Box(double available) {
        this.available = available;
        this.volume = available;
    }

    public boolean add(Shape shape) {
        if (available >= shape.getVolume()) {
            shapes.add(shape);
            available -= shape.getVolume();
            return true;
        } else {
            return false;
        }
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        return volume;
    }

    public ArrayList getShapes() {
        return shapes;
    }
}

public class Main {

    public static void main(String[] args) {
        Ball ball = new Ball(4.5);
        Cylinder cylyinder = new Cylinder(2, 2);
        Pyramid pyramid = new Pyramid(100, 100);

        Box box = new Box(1000);

        System.out.println(box.add(ball)); // ok
        System.out.println(box.add(cylyinder)); // ok
        System.out.println(box.add(pyramid)); // failed

        // Sorting:
        ArrayList shapes = box.getShapes();
        Collections.sort(shapes); // sorted by Volume!
    }
}


4.3. Реализовать иерархию классов, описывающую трёхмерные фигуры — 4


Задача:

Добавьте в иерархию классов фигуру вращения для произвольной функции. Вычислять объём можно приближенное с помощью определённого интеграла. Так как объём фигуры вращения вокруг оси x это

$V_x = \pi\int_{a}^{b} f^2(x)dx$


А интеграл это

image

То можно написать реализацию метода прямоугольников:

class SolidRevolutionForFunction extends SolidOfRevolution {
    private Function function;
    private double a;
    private double b;

    public SolidRevolutionForFunction(
                           Function function, double a, double b) {
        super(b - a);
        this.function = function;
        this.a = a;
        this.b = b;
    }

    @Override
    public double getVolume() {
        double sum = 0;
        int iterations = 10000;
        double delta = (b - a)/iterations;
        for(int i = 0; i < iterations; i++){
            double x = a + ((b - a) * i/iterations);
            sum += Math.pow(function.apply(x), 2) * delta;
        }
        return Math.PI * sum;
    }
}
public static void main(String[] args) {
        Shape shape = new SolidRevolutionForFunction(new Function() {
            @Override
            public Double apply(Double x) {
                return Math.cos(x);
            }
        }, 0, 10);
        System.out.println(shape.getVolume());
    }


Конечно, мы не учитываем точность вычислений здесь, и не подбираем количество разбиений для достижения необходимой точности, но это задача на программирование, а не численные методы, так что на занятиях мы это опускаем.

Строки


Можно найти очень много задач на строки. Я обычно даю такие:

  • Напишите метод для поиска самой длинной строки в массиве.
  • Напишите метод, который проверяет является ли слово палиндромом.
  • Напишите метод, заменяющий в тексте все вхождения слова Навальный «бяка» на »[вырезано
    цензурой]».
  • Имеются две строки. Напишите метод, возвращающий количество вхождений одной строки в другую.


Решения таких задач я описывать не буду, да и задач на строки тоже можно найти огромное количество.

Из более интересных мне нравится эта:

5.0. Частотный словарь букв русского (или английского) алфавита.


Задача:

Постройте частотный словарь букв русского (или английского) алфавита. Опустим проблему выбора и анализа корпуса языка, достаточно будет взять текст небольшой длины).

Решение:

    /**
     * Будем перебирать все символы в строке, и
     * если это символ алфавита русского языка,
     * обновляем значение в Map.
     *
     * Потом возьмём все Map.Entry,
     * и отсортируем по ключу (Character)
     *
     * @param text - текст
     */
    void buildDictionaryWithMap(String text){
        text = text.toLowerCase();

        Map map = new HashMap<>();
        for(int i = 0; i < text.length(); i++){
            char ch = text.charAt(i);
            if(ch >= 'а' && ch <= 'я'){
                map.compute(ch, (character, integer)
                        -> integer == null ? 1 : integer + 1);
            }
        }

        ArrayList> entries =
                new ArrayList<>(map.entrySet());
        entries.sort((o1, o2) -> Character.compare(o1.getKey(), o2.getKey()));
        for(Map.Entry entry : entries){
            System.out.println(entry.getKey() + " " + entry.getValue());
        }
    }


Или так:

    /**
     * Вариант без Map.
     * Создадим массив нужной длины, и будем хранить
     * в соответствующих позициях количество вхождений
     * символов
     * @param text
     */
    void buildDictionary(String text){
        text = text.toLowerCase();

        int[] result = new int['я' - 'а' + 1];
        for(int i = 0; i < text.length(); i++){
            char ch = text.charAt(i);
            if(ch >= 'а' && ch <= 'я'){
                result[ch - 'а']++;
            }
        }

        for(int i = 0; i < result.length; i++){
            System.out.println((char) (i + 'а') + " = " + result[i]);
        }
    }


Абстрактные классы и интерфейсы


6.0. Конвертер температур


Задача:

Напишите класс BaseConverter для конвертации из градусов по Цельсию в
Кельвины​, ​Фаренгейты​, и так далее. У метода должен быть метод convert, который
и делает конвертацию.

Решение:

interface Converter {
    double getConvertedValue(double baseValue);
}

class CelsiusConverter implements Converter {
    @Override
    public double getConvertedValue(double baseValue) {
        return baseValue;
    }
}

class KelvinConverter implements Converter {

    @Override
    public double getConvertedValue(double baseValue) {
        return baseValue + 273.15;
    }
}

class FahrenheitConverter implements Converter {
    @Override
    public double getConvertedValue(double baseValue) {
        return 1.8 * baseValue + 32;
    }
}

public class Main {
    public static void main(String[] args) {
        double temperature = 23.5;
        System.out.println("t = " + 
                new CelsiusConverter().getConvertedValue(temperature));
        System.out.println("t = " + 
                new KelvinConverter().getConvertedValue(temperature));
        System.out.println("t = " + 
                new FahrenheitConverter().getConvertedValue(temperature));
    }
}


Дополнительно можно попросить реализовать фабричный метод, как-то так:

interface Converter {
    double getConvertedValue(double baseValue);

    public static Converter getInstance(){
        Locale locale = Locale.getDefault();
        String[] fahrenheitCountries = {"BS", "US", "BZ", "KY", "PW"};

        boolean isFahrenheitCountry = 
                Arrays.asList(fahrenheitCountries).contains(locale.getCountry());

        if(isFahrenheitCountry){
            return new FahrenheitConverter();
        } else {
            return new CelsiusConverter();
        }
    }
}


6.1. Stringbuilder с поддержкой операции undo


Задача:

Напишите свой класс StringBuilder с поддержкой операции undo. Для этого делегируйте все методы стандартному StringBuilder, а в собственном классе храните список всех операций для выполнения undo (). Это будет реализацией шаблона «Команда».

Решение:

/**
 * StringBuilder с поддержкой операции undo
 * java.lang.StringBuilder — класс с модификатором final,
 * поэтому нет наследования, используем делегирование.
 */
class UndobleStringBuilder {

    private interface Action{
        void undo();
    }

    private class DeleteAction implements Action{
        private int size;

        public DeleteAction(int size) {
            this.size = size;
        }

        public void undo(){
            stringBuilder.delete(
                stringBuilder.length() - size, stringBuilder.length());
        }
    }

    private StringBuilder stringBuilder; // делегат

    /**
     * операции, обратные к выполненным.
     * То есть при вызове append, в стек помещается
     * операция "delete". При вызове undo() она
     * будет выполнена.
     */
    private Stack actions = new Stack<>();

    // конструктор
    public UndobleStringBuilder() {
        stringBuilder = new StringBuilder();
    }

    /**
         see {@link java.lang.AbstractStringBuilder#reverse()}

        После того, как сделан reverse(),
        добавляем в стек операций обратную — тоже reverse().

        Далее таким же образом.
     */
    public UndobleStringBuilder reverse() {
        stringBuilder.reverse();

        Action action = new Action(){
            public void undo() {
                stringBuilder.reverse();
            }
        };

        actions.add(action);

        return this;
    }


    public UndobleStringBuilder append(String str) {
        stringBuilder.append(str);

        Action action = new Action(){
            public void undo() {
                stringBuilder.delete(
                        stringBuilder.length() - str.length() -1,
                        stringBuilder.length());
            }
        };

        actions.add(action);
        return this;
    }

    // ..... остальные перегруженые методы append пишутся аналогично (см. выше)......

    public UndobleStringBuilder appendCodePoint(int codePoint) {
        int lenghtBefore = stringBuilder.length();
        stringBuilder.appendCodePoint(codePoint);
        actions.add(new DeleteAction(stringBuilder.length() - lenghtBefore));
        return this;
    }

    public UndobleStringBuilder delete(int start, int end) {
        String deleted = stringBuilder.substring(start, end);
        stringBuilder.delete(start, end);
        actions.add(() -> stringBuilder.insert(start, deleted));
        return this;
    }

    public UndobleStringBuilder deleteCharAt(int index) {
        char deleted = stringBuilder.charAt(index);
        stringBuilder.deleteCharAt(index);
        actions.add(() -> stringBuilder.insert(index, deleted));
        return this;
    }

    public UndobleStringBuilder replace(int start, int end, String str) {
        String deleted = stringBuilder.substring(start, end);
        stringBuilder.replace(start, end, str);
        actions.add(() -> stringBuilder.replace(start, end, deleted));
        return this;
    }

    public UndobleStringBuilder insert(int index, char[] str, int offset, int len) {
        stringBuilder.insert(index, str, offset, len);
        actions.add(() -> stringBuilder.delete(index, len));
        return this;
    }

    public UndobleStringBuilder insert(int offset, String str) {
        stringBuilder.insert(offset, str);
        actions.add(() -> stringBuilder.delete(offset, str.length()));
        return this;
    }

    // ..... остальные перегруженные методы insert пишутся аналогично (см. выше)......

    public void undo(){
        if(!actions.isEmpty()){
            actions.pop().undo();
        }
    }

    public String toString() {
        return stringBuilder.toString();
    }
}


6.2. Stringbuilder с возможностью отслеживания состояния (паттерн наблюдатель)


Задача:

Напишите свой класс StringBuilder, с возможностью оповещения других объектов об изменении своего состояния. Для этого делегируйте все методы стандартному StringBuilder, а в собственном классе реализуйте шаблон проектирования «Наблюдатель».

Решение:

/**
    Слушатель.
    Каждый раз, когда меняется связанный с ним UndobleStringBuilder,
    вызывается метод onChange().
 */
interface OnStringBuilderChangeListener {
    void onChange(OvservableStringBuilder stringBuilder);
}

class OvservableStringBuilder {

    // Слушатель, которого надо будет уведомить
    private OnStringBuilderChangeListener onChangeListener;

    // делегат
    private StringBuilder stringBuilder;

    // Сеттер для onChangeListener
    public void setOnChangeListener(OnStringBuilderChangeListener onChangeListener) {
        this.onChangeListener = onChangeListener;
    }

    public OvservableStringBuilder() {
        stringBuilder = new StringBuilder();
    }

    private void notifyOnStringBuilderChangeListener(){
        if(onChangeListener != null){
            onChangeListener.onChange(this);
        }
    }

    public OvservableStringBuilder append(Object obj) {
        stringBuilder.append(obj);
        notifyOnStringBuilderChangeListener();
        return this;
    }

    public OvservableStringBuilder replace(int start, int end, String str) {
        stringBuilder.replace(start, end, str);
        notifyOnStringBuilderChangeListener();
        return this;
    }

    public OvservableStringBuilder insert(int index, char[] str, int offset, int len) {
        stringBuilder.insert(index, str, offset, len);
        notifyOnStringBuilderChangeListener();
        return this;
    }

    // ....... Другие методы аналогично ..........

    public String toString() {
        return stringBuilder.toString();
    }
}

/**
    Конкретная реализация OnStringBuilderChangeListener
 */
class MyListener implements OnStringBuilderChangeListener {
    /*
        Определяем метод onChange
        В него передаётся stringBuilder, который "прослушивается"
     */
    public void onChange(OvservableStringBuilder stringBuilder) {
        System.out.println("CHANGED: " + stringBuilder.toString());
    }
}

public class Main {
    public static void main(String[] strings) {
        OvservableStringBuilder undobleStringBuilder =
                new OvservableStringBuilder();
        undobleStringBuilder.setOnChangeListener(new MyListener());
        undobleStringBuilder.append("Hello");
        undobleStringBuilder.append(", ");
        undobleStringBuilder.append("World!");
    }
}


6.3. Фильтр


Задача:

Напишите​ метод​ filter, ​ который​ принимает​ на​ вход​ массив​ (любого​ типа)​ и реализацию​ ​интерфейса Filter​ c методом​ apply (Object​ o), ​ чтобы​ убрать​ из​ массива лишнее.
Проверьте как он работает на строках или других объектах.

Решение:
Обычно, я даю эту задачу еще до Generics, поэтому студенты пишут метод без них, используя Object:

interface Filter {
    boolean apply(Object o);
}

public class Main {

    public static Object[] filter(Object[] array, Filter filter) {
        int offset = 0;

        for(int i = 0; i< array.length; i++){
            if(!filter.apply(array[i])){
                offset++;
            } else{
                array[i - offset] = array[i];
            }
        }

        // Arrays.copyOf копирует значение из массива array в новый массив
        // с длинной array.length - offset
        return Arrays.copyOf(array, array.length - offset);
    }

    public static void main(String[] args) {
        String array[] =
                new String[]{"1rewf ", "feefewf", "a", null, "1"};

        String[] newArray =  (String[]) filter(array, new Filter() {
            @Override
            public boolean apply(Object o) {
                return o != null;
            }
        });
    }
}


Но, можно и с Generics. Тогда можно использовать стандартный Function:

public class Main {

    public static  T[] filter(T[] array, Function filter) {
        int offset = 0;

        for (int i = 0; i < array.length; i++) {
            if (!filter.apply(array[i])) {
                offset++;
            } else {
                array[i - offset] = array[i];
            }
        }

        // Arrays.copyOf копирует значение из массива array в новый массив
        // с длинной array.length - offset
        return Arrays.copyOf(array, array.length - offset);
    }


    public static void main(String[] args) {
        String array[] =
                new String[]{"1rewf ", "feefewf", "a", null, "1"};

        String[] newArray = filter(array, s -> s != null);
    }
}


6.4. Заполнение массива


Задача, немного похожая на предыдущую:
Напишите метод fill, который принимает массив объектов, и реализацию интерфейса Function (или своего).
Метод fill должен заполнить массив, получая новое значение по индексу с помощью реализации интерфейса Function. То есть, использовать его хочется так:

public static void main(String[] args) {
        Integer[] squares = new Integer[100];
        fill(squares, integer -> integer * integer); // 0, 1, 4, 9, 16 .....
    }


Решение:

public static  void fill(T[] objects, Function function) {
        for(int i = 0; i < objects.length; i++){
            objects[i] = function.apply(i);
        }
}


Коллекции

7.0. Частотный словарь слов


см. Задачу про частотный словарь букв алфавита

7.1. Коллекция без дубликатов


Задача:

Напишите метод, который на вход получает коллекцию объектов, а возвращает коллекцию уже без дубликатов.

Решение:

    public static  Collection removeDuplicates(Collection collection) {
        return new HashSet<>(collection); // Вот и всё!
    }


7.2. AraryList и LinkedList


Напишите метод, который добавляет 1000000 элементов в AraryList и LinkedList. Напишите еще один метод, который выбирает из заполненного списка элемент наугад 100000 раз. Замерьте время, которое потрачено на это. Сравните результаты и предположите, почему они именно такие.

Решение:

    public static void compare2Lis
    
            

© Habrahabr.ru