Попытки учёных развеять мифы о прививках только укрепили заблуждения людей

197e741c956b41af9abdeda65db9260d.png
Результат научной пропаганды через неделю: миф о том, что прививки вызывают аутизм (А), о побочных эффектах прививок (B) и уровень колебаний относительно вакцинации ©. Практически все показатели увеличились после того, как люди познакомились с научными фактами о прививках с развенчанием мифов

Учёные безуспешно пытаются развенчать распространённые мифы о вреде вакцинации. Как показало последнее исследование специалистов из Университета Эдинбурга (Шотландия), ни одна из трёх стратегий по развенчанию мифов, с использованием научных фактов, не имела эффекта. Хуже того, во всех случаях наблюдался обратный эффект. Ознакомившись с фактами о безопасности вакцин, обычные люди в своей массе были склонны ещё активнее проявлять эффект колебаний относительно вакцинации (vaccine hesitancy) — феномен, когда люди затягивают с применением или вовсе отказываются использовать доступную вакцину.

По мнению учёных, стойкость заблуждений народных масс связана с распространёнными когнитивными искажениями, в том числе с эффектом иллюзии правды — тенденцией верить информации, которая многократно повторяется. Здесь имеют место и другие когнитивные искажения.


Как известно, вакцины — самый безопасный и эффективный инструмент для предотвращения инфекционных заболеваний. Их эффективность хорошо известна, поскольку они помогли уменьшить или устранить распространение ряда опасных болезней. Тема боязни прививок достаточно хорошо изучена в научной прессе. Учёные объясняют, что колебания относительно вакцинации настолько популярны по нескольким причинам.

Во-первых, это заблуждение основано на ряде когнитивных механизмов, которые способствуют вере в «теорию заговоров» и делают доводы в пользу вакцинации контринтуитивными. В процесс стимулирования заблуждений у людей вовлечён ряд эмоциональных, социальных, культурных и политических факторов.

Во-вторых, общественные кампании в попытках развенчать распространённые заблуждения часто игнорируют вышеозначенные факторы и поэтому имеют ограниченный или обратный эффект.

Как показали исследования, даже если попытки развенчать заблуждения изначально не имеют обратного эффекта и в целом эффективны, они всё равно зачастую не могут укрепиться в памяти людей. Со временем обыватели опять «сваливаются» к объяснению происходящего с помощью информации о вреде прививок, хотя они уже знают о некорректности этой информации.

Наглядным примером укоренённого заблуждения масс является научное исследование Уэйкфилда и др. о связи детских вакцин и аутизма. Несмотря на наличие доказательств, которые опровергают выводы Уэйкфилда и не находят связи детской вакцинации с аутизмом (1, 2), по прежнему многие ляди верят, что такая связь есть, а попытки учёных опровергнуть «истину» — это якобы заговор фармакологических корпораций.

В последнем исследовании учёные из Университета Эдинбурга изучили мнения людей о вакцинации до и после того, как им были показаны три разных типа разъяснительных материалов с указанием конкретных научных фактов о том, насколько низок вред вакцин по сравнению с реальными болезнями, насколько они полезны для общества и т. д. Оказалось, что по итогам просмотра разъяснительных материалов участники эксперимента не только не изменили свою точку зрения, но их убеждения в противостоянии прививкам только укрепились!

Более подробный опрос показал, что многие восприняли информационные материалы о пользе вакцинации как ещё одну попытку соврать им. Таким образом, пропаганда эффективности прививок с использованием научных фактов только укрепила убеждения людей в их правоте — что прививки действительно опасны, если уж учёные и медики прилагают столько сил, чтобы убедить их в обратном.

Аналогичные результаты о неэффективности пропаганды принесло исследование специалистов из Дартмутского колледжа в 2014 году. Этот феномен связан с несколькими известными когнитивными искажениями, среди которых уклон к негативу (вещи негативной природы даже при условии равной силы воспринимаются человеком сильнее, чем вещи положительной природы), консерватизм (когнитивное искажение новой информации, если она противоречит устоявшимся убеждениям человека), склонность к подтверждению своей точки зрения и эффект страуса (попытка игнорировать негативную информацию, связанную со сделанным выбором). Ну и конечно же, вера в теории заговора, которые по определению невозможно опровергнуть. Любая попытка их опровергнуть только подтверждает, что существует заговор тех, кто пытается их опровергнуть.

Авторы научной работы считают, что участники эксперимента продемонстрировали когнитивное искажение, известное как эффект иллюзии правды — тенденцию верить информации, которая многократно повторяется. То есть только то, что учёные повторили миф в контексте его неправильности, подтвердило убеждения людей в правдивости мифа.

Избавить людей от таких заблуждений особенно тяжело, если заблуждения органично встраиваются в их жизненные взгляды и картину мира, то есть в общую когнитивную последовательность.

Примечательно, что в исследовании Дартмутского колледжа использовали выборку среди всего населения, а сейчас в исследовании Университета Эдинбурга принимали участие только студенты колледжа, то есть относительно образованные люди, и это особенно пугает.

Научная работа опубликована 27 июля 2017 года в журнале PLOS One (doi: 10.1371/journal.pone.0181640, pdf).

© Geektimes