Получение регистрационного номера на БПЛА: разбор полётов
Каков в данный момент статус беспилотных дронов в РФ?
В отличие от ситуации всего пару лет назад, дроны ввозятся и продаются на территории РФ полностью легально. Приобретать БПЛА можно безо всяких условий. А вот запускать их, если говорить строго по букве закона, нельзя.
В чем именно проблема?
Правила получения регистрационных номеров для беспилотников в Росавиации и ФСБ (да-да, уведомлять силовиков о наличии у вас дрона также придется) прописаны, но… не утверждены Правительством РФ официально. В день, когда «беспилотные» поправки в закон о регистрации воздушных судов полностью вступили в силу, группа энтузиастов пыталась зарегистрировать свои машины. Итог — успеха не достиг никто.
Значит, текущие поправки в воздушное законодательство бессмысленны?
Вряд ли стоит утверждать так резко. Сами по себе эти поправки нужные и в любом случае необходимые в эпоху медленного, но верного внедрения дронов в повседневную жизнь. Но пока они — фактически плоть без скелета.
Получается, дроны можно не регистрировать и летать без всяких разрешений?
Выходит, что на данный момент это так. Никакого наказания за это не предусмотрено, как и не существует никакой нормативной базы для выявления нарушителей и привлечения их к ответственности — дроны летают низко, радары их не засекают, а полицейские экипажи очень вряд ли станут гоняться за каждым увиденным во время патрулирования квадрокоптером. А если и станут — см. выше, наказать оператора невозможно. Гипотетически штраф в 3000–5000 рублей за нарушения правил пользования воздушным пространством вам могут выписать, но на практике вряд ли (если не летать над режимными объектами типа тюрем, территорий посольств, министерств, ведомств, военных частей, объектов метрополитена (!), и даже мостов и вокзалов). Впрочем, за полет над аэропортом могут привлечь и по другим основаниям (помеха работе транспорта), причём с совсем другими последствиями, так что семь раз подумайте, где и как эксплуатировать ваш дрон.
Когда законодательную базу приведут в норму?
Неизвестно. Но уже сейчас Минтранспорта подготовило новые изменения в Воздушный кодекс, согласно которым БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 кг (или до 5 кг, информация разная) не будут подлежать обязательной сертификации и государственной регистрации. Как будут развиваться события дальше, покажет время.
А как выглядит опубликованный порядок регистрации дрона в Росавиации?
Владелец БПЛА должен подать заявление в региональный отдел Росавиации (в произвольной форме, но лучше не от руки, а на напечатанном бланке), в котором будут указаны: заводское наименование аппарата, серийный номер, дата и страна изготовления, название компании-изготовителя, назначение дрона (в нашем случае — гражданское), а также взлетная массу, количество двигателей и их мощность. Также следует указать свои паспортные данные, телефоны для связи и ИНН (на случай, если вам захочется использовать дрон в коммерческих целях. Когда-нибудь). Затем, в теории, в течение 10 рабочих дней аппарат заносится в единый реестр воздушных судов, а владелец получает на руки защищенный сертификат и специальные опознавательные знаки, которые следует нанести на дрон. Затем те же данные предоставляются в ФСБ. Всё.