Покупка товаров из-за границы через посредников. Юридическая сторона вопроса

6d85688e819c43a3932c86fae7734448.png
Наверное, многие из читателей GT иногда заказывают что-нибудь из-за границы через каких-либо посредников. Задумывались ли вы о том, что будете делать, если вдруг посредник откажется выполнять обещанные услуги?

Я решил провести анализ и посмотреть на четырех (выбранных произвольных образом) посредников, чтобы посмотреть что они в действительности из себя представляют и можно ли им доверять. Конечно же, желание возникло не просто так, а поведением одного из посредников — Shopotam’a.


Для начала, я определил лист критериев, который должны помочь понять, что из себя представляет посредник, и какова вероятность того, что удастся решить проблему, если что-то пойдет не так (товар потеряют, испортят, не будут долго отправлять и т.п.).
Предупрежу сразу — я совсем не юрист, так что буду рад поправкам более опытных пользователей.

Итак, критерии —

Наличие юридического лица в России Если у посредника есть юридическое лицо в России, то вам есть куда жаловаться — можно написать обращение в Роспотребнадзор или, в крайнем случае, пойти в суд. Иначе — вы оплачиваете чьи-то услуги за границей. И если плату за саму услугу доставки можно будет вернуть (через Visa/MasterCard/PayPal), то, например, за потерянный посредником товар — вряд ли. Магазин всегда сможет доказать, что ваш товар был доставлен по указанному вами адресу и кто-то его получил.Наличие юридического лица за рубежом Наличие хоть какого-то юридического лица хоть где-то — это небольшой плюс. Вряд ли вы пойдете судиться по месту нахождения этого юр. лица. И вряд ли вы знаете законодательство той страны. Вариант с нанятыми юристами вряд ли будет стоить дешевле, чем сама потеря (хотя затраты на юриста можно будет вернуть, если удастся суд выиграть).Пользовательское соглашение Особой юридической силы вроде не имеет, но все равно бывает интересно почитать. Например, указано ли там за какое количество дней компания обещает отправить посылку. Обычно — не указано. В основном, в соглашениях очень хорошо описано, что обязан делать пользователь, и практически ничего нет про обязанности компании.Можно ли производить оплату через PayPal Через PayPal довольно просто и быстро осуществляется возврат денег (и часто решение принимается в пользу покупателя). С MasterCard и Visa этот процесс более сложный и занимает гораздо больше времени.Есть ли раздел с отзывами на сайте посредника И если есть, то есть ли там отрицательные отзывы? Если отрицательные отзывы есть, то для меня это нормально. Во-первых, всем никогда не угодишь. Во-вторых, это говорит о том, что компания публикует все отзывы, в т.ч. и отрицательные (и, хочется верить, что по отрицательным отзывам проводит работу над ошибками). Причем, как известно, как правило люди публикуют плохие отзывы и не тратят время на хорошие, если их все устроило.Отрицательные отзывы в социальных сетях Тут вместо того, чтобы просматривать чужие отзывы, я разместил свои (на время, через неделю бы убрал). Через какое-то время я проверил остались ли отзывы, и какова была реакция на них.

Что же получилось в итоге? Для анализа я взял следующих посредников — Полярный экспресс, Shopotam, Shipito и Бандерольку (кстати, вы обращали внимание, что у первых двух, а еще и у Lite MF, одинаковые адреса складов?).

Обратите внимание, что некоторые иконки в таблице ниже — ссылки.

Идеальных, увы, не нашлось. Выводы (и выбор посредника) предлагаю каждому сделать самостоятельно (не забывайте о стоимости услуг и доставки, об ограничениях по товарам, о условиях пополнения счета, стоимости страховки и т.д.).

Про мой случай и Shopotam
История следующая — имел неосторожность заказать через них дрон (другие посредники дронов из США в Россию возят, у Шопотама я его в списке ограничений не нашел, но он там есть — это чисто моя ошибка):
  • 9 марта посылки, в т.ч. дрон, были отправлены на консолидацию.
  • 11 марта выяснилось, что дронов из США они не отправляют, но смогут отправить через месяц. Причина, по которой они не отправляют дронов, — ограничение законодательства США. Когда я предпринял попытку выяснить что это за закон такой и как его другие посредники обходят, выяснилось, что закон ничего не запрещает, а запрещено это внутренними правилами Shopotam’a.
  • 18 марта решаю отправить посылку другому посреднику в США.
  • 18–25 марта жду когда же отправят посылку по США. Сообщают, что переезжают на новый склад и оттуда уже можно будет отправить дрон в РФ.
  • 28 марта выясняется, что посылку они не отправили и дрона отправить не могут. Далее история по кругу — не можем отправить из-за ограничений законодательства. Ок, какой закон? Закона нет — просто сами не отправляем. Почему говорили, что отправите? Ну, …
  • 28 марта — 12 апреля снова жду когда посылку отправят. Сначала обещают отправить в течение недели, не выполняют. Передать посылку в LiteMF, которые отправляют дрона и у которых такой же адрес склада — отказываются. 7 апреля присылается фальшивый трекинг о том, что информация о посылке передана в USPS. И лишь 12 апреля посылка действительно отправляется.

Конечно же, никаких извинений, что посылку не отправляли почти месяц (за вычетом недели на решение вопроса с дроном по моей вине) из-за переезда их склада — не поступило. Как правильно говорят — сервис компании можно оценить когда что-то идет не так. Shopotam тут показал себя не с лучшей стороны.
Именно в случае с этой посылкой я задумался о том, какую же ответственность несут посредники за наши посылки.

P.S. Посылка в итоге была доставлена в РФ Бандеролькой всего лишь за неделю (правда, за немаленькие деньги — включая $8 за упаковку уже упакованной Shopotam’ом посылки и 3% за ввод денег на их счет).

Предлагаю в комментариях не обсуждать мой конкретный случай (или ваши конкретные случаи), а обсудить в общем как можно себя обезопасить от мошеннических и/или ошибочных действий посредников. Если кто-то готов добавить информацию по другим посредникам — пишите, обновлю статью.

* автор картинки до ката — Svengraph
** иконки — Designed by Freepik

© Geektimes